Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Плюсниной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 63 от 03.06.2010,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Макарова Т.А., представитель по доверенности от 15.01.10
от заинтересованного лица: Брагина Л.Ю., представитель по доверенности от 26.03.10
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга N 63 от 03.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и назначении штрафа в размере 10000 руб. за нарушении прав потребителей путем обмана (обсчета) потребителя.
Заявитель ссылается на неправильный вывод административного органа относительно признания незаконным включения в плату за коммунальные услуги стоимости электроснабжения мест общего пользования. Также общество ссылается на отсутствие вины во вменяемом правонарушении.
Заинтересованное лицо доводы заявителя считает необоснованными, указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в связи жалобой гражданки Ситанской Ю.Е., проживающей в одном из обслуживаемых компанией домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мельковская, д. 9, кв. 103, 21 мая 2010 года проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки, в том числе при экспертной оценке представленных управляющей компанией документов, управлением установлено нарушение прав потребителей, выразившихся в обсчете, введении в заблуждение при начислении платы за коммунальную услугу электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета, т.е. обман потребителя лицом, оказывающим услуги.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 21 мая 2010 года.
По итогам проверки исполняющим обязанности главного санитарного врача по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району г. Екатеринбурга вынесено постановление N 63 от 3 июня 2010 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, заслушав представителей сторон суд полагает, что требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 14.7 Кодекса обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно материалам дела, что общество привлечено к административной ответственности за данное правонарушение в связи с обсчетами и введением потребителя в заблуждение при начислении платы за коммунальную услугу электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
То есть действующим законодательством предусмотрено, что расчеты за отпущенную энергию между гарантирующим поставщиком и управляющими организациями осуществляются на основании показаний общедомовых приборов учета, а при отсутствии приборов учета рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 38 Правил установлено, что в платежном документе, который исполнитель обязан представить потребителю, указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
- при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
- при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
- при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
- при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
- с проживанием временных жильцов;
- со снижением качества коммунальных услуг;
- с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором) (п. 42 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Подпунктом "г" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе предоставляемый исполнителем услуг потребителю указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии исходя из норматива потребления. В силу п. 14 Правил расчетный период составляет календарный месяц.
Из представленных материалов видно, что управлением потребителю коммунальных услуг гр. Ситанской Ю.Е. в платежном поручении за февраль 2010 года, выставленном 18 февраля 2010 года за услугу электроэнергия с учетом общедомового потребления произведены расчеты не за расчетный месяц, а за период с ноября по декабрь 2009 года, при этом в платежном документе указан общий объем потребления за расчетный период, т.е. в нарушение установленного порядка управляющая компания применила собственную методику расчета объема потребляемой электроэнергии.
В данном документе также указана информация о проводимых начислениях за январь 2010 года, и фактически произведены расчета за ноябрь - декабрь 2009 года, что вводит потребителя в заблуждение относительного того за какой период проведены расчеты.
В платежном документе за декабрь 2009 года при указании сумм, подлежащих оплате по показаниям общедомового учета не предоставлено никакой информации о периоде начисления и основаниях таких начислений.
При анализе информации о начислении за электроэнергию, предоставленную гр. Ситанской в январе 2010 года, а также справки перерасчета за январь 2010 года видны противоречия суммарных объемов потребления по индивидуальным приборам учета, в справке указана сумма 17705,4, тогда как справке перерасчета - 17610,5, что привело к увеличению сумм к оплате по общедомовому потреблению.
Кроме того, проверкой установлен факт взимания управляющей компанией завышенной стоимости коммунальных услуг, выразившегося в предъявлении к оплате стоимости электроэнергию, расходуемой в местах общего пользования, уже учтенной в тарифе на содержание жилья, что привело к повторному взиманию платы за одну и ту же услугу за период с ноября по декабрь 2009 года.
Данные обстоятельства полностью подтверждены представленными заинтересованным лицом доказательствами, в том числе справками о начислении платы за коммунальные услуги, квитанциями об оплате, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Такие действия управляющей компании образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 Кодекса - обман потребителей, выразившегося в предоставлении ложной информации - умышленного предоставления гражданам искаженных данных при начислении платы за коммунальные услуги. Потребителям указанная информация предоставлялась как единственно верная, вводя их в заблуждение, а также умалчивалась истинная информация о размере платы. Отсутствие в расчетных документах необходимой информации приводит к невозможности для потребителя определить период задолженности, тариф за единицу ресурса, объем (количество) потребленного ресурса, итоговую сумму долга.
Указанное обстоятельство подтверждено также письмом Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 2 апреля 2010 года (исх. N 06-18/1322).
Согласно данному письму вопрос о включении в тариф на содержания жилья стоимости расходуемой электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования исследовался в рамках дела, рассматриваемого Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга. При этом по указанному вопросу проводилась экспертиза.
Из экспертного заключения следует, что в 2008 - 2009 годах стоимость электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования, включена в тарифы на содержание жилья в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденным постановлениями Главы города Екатеринбурга от 25.12.2007 г. N 5957 и от 03.12.2008 г. N 5174.
Довод заявителя о неправомерности данного письма РЭК Свердловской области судом не принимается как несостоятельный.
РЭК Свердловской области является уполномоченным органом данного субъекта Российской Федерации, который устанавливает (регулирует) цены (тарифы, расценки, ставки) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы государственной власти Свердловской области, проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, по распоряжению Правительства Свердловской области проводит экспертизу тарифов на жилищно-коммунальные услуги, комиссия независима в своих решениях, в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.
В связи с изложенным письмо РЭК Свердловской области от 2 апреля 2010 года (исх. 06-18/1322) содержащий ссылку на заключение эксперта о структуре тарифа на коммунальные услуги по содержанию жилья принимается судом по данному делу в качестве относимого и допустимого доказательства.
В обоснование требований заявитель также ссылается на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2010 года по делу N А60-8069/2010-С10. Указанным постановлением отменено решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2010 год, которым отказано в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания Нижнеисетская" о признании незаконным постановления от 12.02.2010 N 180 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ.
По мнению общества, предмет требований по настоящему делу совпадает с предметом спора по делу N А60-8069/2010-С10, в связи с чем, при вынесении решения следует руководствоваться указанным постановлением апелляционной инстанции.
Судом ссылка заявителя отклонена, поскольку оспариваемое постановление вынесено по результатам рассмотрения отдельного самостоятельного дела об административном правонарушении не имеющего ничего общего с предметом спора по делу N А60-8069/2010-С10.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка заявителя на недоказанность формы вины в действиях общества, судом отклонена.
Вина управления выразилась в том, что имея реальную возможность по предоставлению потребителям коммунальных услуг достоверных данных, касающихся начисления платы за услугу "электроэнергия общедомовой учет", общество не предприняло достаточных и необходимых мер по предоставлению такой информации и допустило нарушение порядка начисления платы за общедомовое потребление, чем введя в заблуждение потребителя относительно размера платы за оказанные коммунальные услуги.
Вопрос о наличии вины исследован административным органом и отражен в оспариваемом постановлении, доказательства принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований Правил в материалах дела отсутствуют.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом правомерно не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ соблюден.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены постановления N 63 от 03.06.2010 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса и назначении штрафа в размере 10000 руб. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" о признании незаконным и отмене постановления Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга от 03.06.2010 N 63 по делу об административном правонарушении отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.08.2010 ПО ДЕЛУ N А60-22844/2010-С9
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. по делу N А60-22844/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Плюсниной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 63 от 03.06.2010,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Макарова Т.А., представитель по доверенности от 15.01.10
от заинтересованного лица: Брагина Л.Ю., представитель по доверенности от 26.03.10
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга N 63 от 03.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и назначении штрафа в размере 10000 руб. за нарушении прав потребителей путем обмана (обсчета) потребителя.
Заявитель ссылается на неправильный вывод административного органа относительно признания незаконным включения в плату за коммунальные услуги стоимости электроснабжения мест общего пользования. Также общество ссылается на отсутствие вины во вменяемом правонарушении.
Заинтересованное лицо доводы заявителя считает необоснованными, указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в связи жалобой гражданки Ситанской Ю.Е., проживающей в одном из обслуживаемых компанией домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мельковская, д. 9, кв. 103, 21 мая 2010 года проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки, в том числе при экспертной оценке представленных управляющей компанией документов, управлением установлено нарушение прав потребителей, выразившихся в обсчете, введении в заблуждение при начислении платы за коммунальную услугу электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета, т.е. обман потребителя лицом, оказывающим услуги.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 21 мая 2010 года.
По итогам проверки исполняющим обязанности главного санитарного врача по Орджоникидзевскому району и Железнодорожному району г. Екатеринбурга вынесено постановление N 63 от 3 июня 2010 года, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, заслушав представителей сторон суд полагает, что требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 14.7 Кодекса обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно материалам дела, что общество привлечено к административной ответственности за данное правонарушение в связи с обсчетами и введением потребителя в заблуждение при начислении платы за коммунальную услугу электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
То есть действующим законодательством предусмотрено, что расчеты за отпущенную энергию между гарантирующим поставщиком и управляющими организациями осуществляются на основании показаний общедомовых приборов учета, а при отсутствии приборов учета рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 38 Правил установлено, что в платежном документе, который исполнитель обязан представить потребителю, указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
- при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
- при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
- при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
- при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
- с проживанием временных жильцов;
- со снижением качества коммунальных услуг;
- с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором) (п. 42 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
Подпунктом "г" п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе предоставляемый исполнителем услуг потребителю указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии исходя из норматива потребления. В силу п. 14 Правил расчетный период составляет календарный месяц.
Из представленных материалов видно, что управлением потребителю коммунальных услуг гр. Ситанской Ю.Е. в платежном поручении за февраль 2010 года, выставленном 18 февраля 2010 года за услугу электроэнергия с учетом общедомового потребления произведены расчеты не за расчетный месяц, а за период с ноября по декабрь 2009 года, при этом в платежном документе указан общий объем потребления за расчетный период, т.е. в нарушение установленного порядка управляющая компания применила собственную методику расчета объема потребляемой электроэнергии.
В данном документе также указана информация о проводимых начислениях за январь 2010 года, и фактически произведены расчета за ноябрь - декабрь 2009 года, что вводит потребителя в заблуждение относительного того за какой период проведены расчеты.
В платежном документе за декабрь 2009 года при указании сумм, подлежащих оплате по показаниям общедомового учета не предоставлено никакой информации о периоде начисления и основаниях таких начислений.
При анализе информации о начислении за электроэнергию, предоставленную гр. Ситанской в январе 2010 года, а также справки перерасчета за январь 2010 года видны противоречия суммарных объемов потребления по индивидуальным приборам учета, в справке указана сумма 17705,4, тогда как справке перерасчета - 17610,5, что привело к увеличению сумм к оплате по общедомовому потреблению.
Кроме того, проверкой установлен факт взимания управляющей компанией завышенной стоимости коммунальных услуг, выразившегося в предъявлении к оплате стоимости электроэнергию, расходуемой в местах общего пользования, уже учтенной в тарифе на содержание жилья, что привело к повторному взиманию платы за одну и ту же услугу за период с ноября по декабрь 2009 года.
Данные обстоятельства полностью подтверждены представленными заинтересованным лицом доказательствами, в том числе справками о начислении платы за коммунальные услуги, квитанциями об оплате, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Такие действия управляющей компании образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 Кодекса - обман потребителей, выразившегося в предоставлении ложной информации - умышленного предоставления гражданам искаженных данных при начислении платы за коммунальные услуги. Потребителям указанная информация предоставлялась как единственно верная, вводя их в заблуждение, а также умалчивалась истинная информация о размере платы. Отсутствие в расчетных документах необходимой информации приводит к невозможности для потребителя определить период задолженности, тариф за единицу ресурса, объем (количество) потребленного ресурса, итоговую сумму долга.
Указанное обстоятельство подтверждено также письмом Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 2 апреля 2010 года (исх. N 06-18/1322).
Согласно данному письму вопрос о включении в тариф на содержания жилья стоимости расходуемой электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования исследовался в рамках дела, рассматриваемого Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга. При этом по указанному вопросу проводилась экспертиза.
Из экспертного заключения следует, что в 2008 - 2009 годах стоимость электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования, включена в тарифы на содержание жилья в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденным постановлениями Главы города Екатеринбурга от 25.12.2007 г. N 5957 и от 03.12.2008 г. N 5174.
Довод заявителя о неправомерности данного письма РЭК Свердловской области судом не принимается как несостоятельный.
РЭК Свердловской области является уполномоченным органом данного субъекта Российской Федерации, который устанавливает (регулирует) цены (тарифы, расценки, ставки) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы государственной власти Свердловской области, проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, по распоряжению Правительства Свердловской области проводит экспертизу тарифов на жилищно-коммунальные услуги, комиссия независима в своих решениях, в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.
В связи с изложенным письмо РЭК Свердловской области от 2 апреля 2010 года (исх. 06-18/1322) содержащий ссылку на заключение эксперта о структуре тарифа на коммунальные услуги по содержанию жилья принимается судом по данному делу в качестве относимого и допустимого доказательства.
В обоснование требований заявитель также ссылается на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2010 года по делу N А60-8069/2010-С10. Указанным постановлением отменено решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 апреля 2010 год, которым отказано в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания Нижнеисетская" о признании незаконным постановления от 12.02.2010 N 180 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ.
По мнению общества, предмет требований по настоящему делу совпадает с предметом спора по делу N А60-8069/2010-С10, в связи с чем, при вынесении решения следует руководствоваться указанным постановлением апелляционной инстанции.
Судом ссылка заявителя отклонена, поскольку оспариваемое постановление вынесено по результатам рассмотрения отдельного самостоятельного дела об административном правонарушении не имеющего ничего общего с предметом спора по делу N А60-8069/2010-С10.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка заявителя на недоказанность формы вины в действиях общества, судом отклонена.
Вина управления выразилась в том, что имея реальную возможность по предоставлению потребителям коммунальных услуг достоверных данных, касающихся начисления платы за услугу "электроэнергия общедомовой учет", общество не предприняло достаточных и необходимых мер по предоставлению такой информации и допустило нарушение порядка начисления платы за общедомовое потребление, чем введя в заблуждение потребителя относительно размера платы за оказанные коммунальные услуги.
Вопрос о наличии вины исследован административным органом и отражен в оспариваемом постановлении, доказательства принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований Правил в материалах дела отсутствуют.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом правомерно не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ соблюден.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены постановления N 63 от 03.06.2010 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса и назначении штрафа в размере 10000 руб. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" о признании незаконным и отмене постановления Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга от 03.06.2010 N 63 по делу об административном правонарушении отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПЛЮСНИНА С.В.
ПЛЮСНИНА С.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)