Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Горбашовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П. Мусиенко (20.03.2012), помощником судьи С.В. Ворониной (21.03.2012) рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Олипс" (ИНН 6658106984) (заявитель)
к администрации г. Екатеринбурга (заинтересованное лицо),
третье лицо:
Министерство культуры и туризма Свердловской области
об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
от заинтересованного лица:
А.В. Гредина, представитель по доверенности от 26.12.2011 N 283.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и приобщении к делу документа. Ходатайство удовлетворено, документ приобщен к делу.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании 20.03.2012 объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 21.03.2012. После перерыва заседание продолжено.
После перерыва:
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство удовлетворено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
С учетом последнего уточнения заявленных требований в судебном заседании 21.03.2012 заявитель просит признать незаконными действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1; обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под названным домом путем подготовки проекта планировки территории, проекта межевания территории, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Заявитель полагает, что оспариваемые действия не соответствуют Жилищному кодексу РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, формирование земельного участка, по мнению заявителя, заключается в подготовке заинтересованным лицом проекта планировки территории, проекта межевания территории, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, также ссылается на постановление ФАС УрО от 23.12.2011 по настоящему делу.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признает, считает, что дом, под которым заявитель просит сформировать земельный участок, не является многоквартирным домом, ссылается на отсутствие утвержденного проекта межевания территории, без которого невозможно сформировать земельный участок, формирование земельного участка должно осуществляться в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ и заключается в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Заявителю на праве собственности принадлежат комнаты NN 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 17, 18, расположенные в жилом доме коридорной системы, находящимся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.02.2010 NN 66 АД N 106968, 66 АД N 107253, 66 АД N 106977, 66 АД N 106976, 66 АД N 106969, 66 АД 106978, 66 АД N 106971, 66 АД N 106973, 66 АД N 106975, 66 АД N 106974.
Дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 является объектом культурного наследия областного значения. Заявителем Министерству культуры и туризма Свердловской области выданы охранные обязательства.
Заявитель 13.12.2010 направил в администрацию г. Екатеринбурга заявление N 1509 от 09.12.2010 о формировании земельного участка под многоквартирным домом и передать его в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1. К заявлению были приложены указанные выше свидетельства о государственной регистрации права, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ, кадастровая выписка на земельный участок.
Администрация г. Екатеринбурга письмом от 23.03.2011 N 21-01/3327 отказала заявителю в формировании земельного участка, ссылаясь на то, что данный дом не является многоквартирным, в связи с чем, формирование земельного участка под ним в порядке, установленным жилищным законодательством, невозможно. Также администрацией г. Екатеринбурга указано о необходимости совместного обращения всех собственников помещений в доме в орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель 28.04.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Екатеринбурга по отказу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1.
Решением от 29.07.2011 (резолютивная часть объявлена 27.07.2011) в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 решение от 29.07.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2011 решение от 29.07.2011 и постановление от 30.09.2011 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из сказанного следует, что, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован до введения в действие ЖК РФ, формирование земельного участка осуществляется, в том числе, органом местного самоуправления, на основании заявления собственника помещений в доме (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П).
Учитывая, что заявитель является собственником указанных выше помещений в доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, суд полагает, что отказ администрации г. Екатеринбурга в формировании земельного участка под домом от 23.03.2011 не соответствует указанным выше законам и нарушает права заявителя.
Довод заинтересованного лица о том, что указанный дом не является многоквартирным домом, в связи с чем, невозможно формирование земельного участка в порядке, установленном жилищным законодательством, судом не принимается.
Исходя из положений ст. 36 ЗК РФ и ст. 16 Вводного закона, смысла указанных Законов, суд считает, что собственники жилых помещений, находящихся в жилых домах иного типа, которые формально не соответствуют определению "квартира", но которые представляют собой отдельные помещения, используемые с теми же целями, что и квартиры, также имеют право на приобретение земельного участка как объекта общедолевой собственности.
Как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2011, в противном случае нарушается принцип равенства участников гражданского оборота (п. 1 ст. 2 ГК РФ) и равенства перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), а также возникает неопределенность прав собственников жилых помещений в домах иного типа в отношении общего имущества. Дом коридорной системы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 состоит из жилых помещений и мест общего пользования. ЖК РФ не относит дома такого типа исключительно к специализированному жилищному фонду и не устанавливает для них иного режима пользования имуществом, отличного от многоквартирных домов.
Таким образом, суд удовлетворяет требование заявителя и признает действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд полагает, что при определении способа устранения нарушенного права заявителя следует обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев после вступления настоящего решения в законную силу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 путем подготовки и утверждения проекта планировки территории, проекта межевания территории, утвердить и выдать закрытому акционерному обществу "Олипс" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При определении данного способа суд учитывает п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ", предусматривающую, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При установлении срока формирования земельного участка судом принят во внимание довод заинтересованного лица о том, что процедура подготовки и утверждения проекта планировки территорий, проекта межевания территорий является продолжительной, однако, конкретные сроки заинтересованным лицом не названы, в связи с чем, суд на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устанавливает срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Довод заявителя о том, что формирование земельного участка включает в себя также выполнение администрацией в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и ссылка в связи с этим на письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N Д23-5416, судом отклоняются в связи со следующим.
Принимая во внимание, что Минэкономразвития РФ не наделено полномочиями по разъяснению законодательства РФ и практики его применения, а также учитывая, что в законодательстве отсутствует четкое определение понятия "формирование земельного участка под многоквартирным домом", суд исходит из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно п. 7 которой, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Довод заинтересованного лица о том, что утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте невозможно до подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, судом не принимается, так как данная обязанность лежит на органе местного самоуправления.
В порядке распределения судебных расходов суд взыскивает с администрации г. Екатеринбурга в пользу заявителя уплаченную им при подаче заявления платежным поручением от 18.04.2011 N 2115 госпошлину в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1.
Обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев после вступления настоящего решения в законную силу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 путем подготовки и утверждения проекта планировки территории, проекта межевания территории, утвердить и выдать закрытому акционерному обществу "Олипс" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Взыскать с администрации города Екатеринбурга в пользу закрытого акционерного общества "Олипс" судебные расходы в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.03.2012 ПО ДЕЛУ N А60-13446/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. по делу N А60-13446/2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Горбашовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П. Мусиенко (20.03.2012), помощником судьи С.В. Ворониной (21.03.2012) рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Олипс" (ИНН 6658106984) (заявитель)
к администрации г. Екатеринбурга (заинтересованное лицо),
третье лицо:
Министерство культуры и туризма Свердловской области
об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
от заинтересованного лица:
А.В. Гредина, представитель по доверенности от 26.12.2011 N 283.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и приобщении к делу документа. Ходатайство удовлетворено, документ приобщен к делу.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании 20.03.2012 объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 21.03.2012. После перерыва заседание продолжено.
После перерыва:
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство удовлетворено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
С учетом последнего уточнения заявленных требований в судебном заседании 21.03.2012 заявитель просит признать незаконными действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1; обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под названным домом путем подготовки проекта планировки территории, проекта межевания территории, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Заявитель полагает, что оспариваемые действия не соответствуют Жилищному кодексу РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, формирование земельного участка, по мнению заявителя, заключается в подготовке заинтересованным лицом проекта планировки территории, проекта межевания территории, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, также ссылается на постановление ФАС УрО от 23.12.2011 по настоящему делу.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признает, считает, что дом, под которым заявитель просит сформировать земельный участок, не является многоквартирным домом, ссылается на отсутствие утвержденного проекта межевания территории, без которого невозможно сформировать земельный участок, формирование земельного участка должно осуществляться в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ и заключается в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Заявителю на праве собственности принадлежат комнаты NN 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 17, 18, расположенные в жилом доме коридорной системы, находящимся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.02.2010 NN 66 АД N 106968, 66 АД N 107253, 66 АД N 106977, 66 АД N 106976, 66 АД N 106969, 66 АД 106978, 66 АД N 106971, 66 АД N 106973, 66 АД N 106975, 66 АД N 106974.
Дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 является объектом культурного наследия областного значения. Заявителем Министерству культуры и туризма Свердловской области выданы охранные обязательства.
Заявитель 13.12.2010 направил в администрацию г. Екатеринбурга заявление N 1509 от 09.12.2010 о формировании земельного участка под многоквартирным домом и передать его в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1. К заявлению были приложены указанные выше свидетельства о государственной регистрации права, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ, кадастровая выписка на земельный участок.
Администрация г. Екатеринбурга письмом от 23.03.2011 N 21-01/3327 отказала заявителю в формировании земельного участка, ссылаясь на то, что данный дом не является многоквартирным, в связи с чем, формирование земельного участка под ним в порядке, установленным жилищным законодательством, невозможно. Также администрацией г. Екатеринбурга указано о необходимости совместного обращения всех собственников помещений в доме в орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель 28.04.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Екатеринбурга по отказу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1.
Решением от 29.07.2011 (резолютивная часть объявлена 27.07.2011) в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 решение от 29.07.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2011 решение от 29.07.2011 и постановление от 30.09.2011 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из сказанного следует, что, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован до введения в действие ЖК РФ, формирование земельного участка осуществляется, в том числе, органом местного самоуправления, на основании заявления собственника помещений в доме (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П).
Учитывая, что заявитель является собственником указанных выше помещений в доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, суд полагает, что отказ администрации г. Екатеринбурга в формировании земельного участка под домом от 23.03.2011 не соответствует указанным выше законам и нарушает права заявителя.
Довод заинтересованного лица о том, что указанный дом не является многоквартирным домом, в связи с чем, невозможно формирование земельного участка в порядке, установленном жилищным законодательством, судом не принимается.
Исходя из положений ст. 36 ЗК РФ и ст. 16 Вводного закона, смысла указанных Законов, суд считает, что собственники жилых помещений, находящихся в жилых домах иного типа, которые формально не соответствуют определению "квартира", но которые представляют собой отдельные помещения, используемые с теми же целями, что и квартиры, также имеют право на приобретение земельного участка как объекта общедолевой собственности.
Как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2011, в противном случае нарушается принцип равенства участников гражданского оборота (п. 1 ст. 2 ГК РФ) и равенства перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), а также возникает неопределенность прав собственников жилых помещений в домах иного типа в отношении общего имущества. Дом коридорной системы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 состоит из жилых помещений и мест общего пользования. ЖК РФ не относит дома такого типа исключительно к специализированному жилищному фонду и не устанавливает для них иного режима пользования имуществом, отличного от многоквартирных домов.
Таким образом, суд удовлетворяет требование заявителя и признает действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1, незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд полагает, что при определении способа устранения нарушенного права заявителя следует обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев после вступления настоящего решения в законную силу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 путем подготовки и утверждения проекта планировки территории, проекта межевания территории, утвердить и выдать закрытому акционерному обществу "Олипс" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При определении данного способа суд учитывает п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ", предусматривающую, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При установлении срока формирования земельного участка судом принят во внимание довод заинтересованного лица о том, что процедура подготовки и утверждения проекта планировки территорий, проекта межевания территорий является продолжительной, однако, конкретные сроки заинтересованным лицом не названы, в связи с чем, суд на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устанавливает срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Довод заявителя о том, что формирование земельного участка включает в себя также выполнение администрацией в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и ссылка в связи с этим на письмо Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N Д23-5416, судом отклоняются в связи со следующим.
Принимая во внимание, что Минэкономразвития РФ не наделено полномочиями по разъяснению законодательства РФ и практики его применения, а также учитывая, что в законодательстве отсутствует четкое определение понятия "формирование земельного участка под многоквартирным домом", суд исходит из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно п. 7 которой, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Довод заинтересованного лица о том, что утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте невозможно до подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, судом не принимается, так как данная обязанность лежит на органе местного самоуправления.
В порядке распределения судебных расходов суд взыскивает с администрации г. Екатеринбурга в пользу заявителя уплаченную им при подаче заявления платежным поручением от 18.04.2011 N 2115 госпошлину в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Екатеринбурга, выразившиеся в отказе сформировать в предусмотренном законодательством Российской Федерации для многоквартирных домов порядке земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1.
Обязать администрацию города Екатеринбурга в течение шести месяцев после вступления настоящего решения в законную силу сформировать земельный участок под домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Горького, 28 / ул. Карла Маркса, 1 путем подготовки и утверждения проекта планировки территории, проекта межевания территории, утвердить и выдать закрытому акционерному обществу "Олипс" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Взыскать с администрации города Екатеринбурга в пользу закрытого акционерного общества "Олипс" судебные расходы в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17aas.arbitr.ru.
Судья
ГОРБАШОВА И.В.
ГОРБАШОВА И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)