Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2012 ПО ДЕЛУ N А32-28539/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2012 г. по делу N А32-28539/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 декабря 2012 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Федерального государственного бюджетного учреждения - туберкулезный санаторий "Голубая Бухта" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ИНН 2304014256, ОГРН 1022300778070) и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (ИНН 2304015267, ОГРН 1042301880444), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2012 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 (судьи Винокур И.Г., Герасименко А.Н., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-28539/2011, установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное учреждение - туберкулезный санаторий "Голубая Бухта" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторий) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 30.06.2011 N 9701.
Решением суда от 21.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2012, требования удовлетворены со ссылкой на отсутствие у санатория обязанности по уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413071:44, расположенного по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 177.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы судов не основаны на представленных в материалы дела доказательствах. Санаторий обязан уплачивать земельный налог, поскольку является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413071:44, на котором расположен многоквартирный жилой дом. При отсутствии государственной регистрации права на земельный участок, где расположен многоквартирный жилой дом, жильцы этого дома не могут быть плательщиками земельного налога.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации санаторий не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации санатория по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой составила акт от 27.04.2011 N 10932 и приняла решение от 30.06.2011 N 9701 о начислении санаторию 58 554 рублей земельного налога, 1 736 рублей пени и 11 710 рублей штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.08.2011 N 20 - 12 - 772 решение налоговой инспекции от 30.06.2011 N 9701 утверждено.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации санаторий обжаловал решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, в совокупности оценили представленные в дело доказательства, обоснованно приняли доводы санатория и отклонили доводы налоговой инспекции, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации, формами которой являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление N 54) разъяснено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 4 постановления N 54 указано, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговая инспекция сделала вывод о том, что санаторий неправомерно не исчислил и не уплатил земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413071:44, площадью 3 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 177.
Суды установили, что данный земельный участок предоставлен санаторию в бессрочное пользование на основании решения Геленджикского исполкома народных депутатов от 09.04.1980 N 202, вид разрешенного использования - под 120-квартирный жилой дом для малосемейных. На данном участке расположен жилой дом, который ранее состоял на балансе санатория; в 2005 году квартиры в данном жилом доме переданы в собственность проживающих в них граждан и дом снят с баланса санатория.
Согласно письму Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28.02.2012 N 33 - 26/273, в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413071, площадью 3 500 кв. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 177; за период с 1992 по 1999 годы правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Геленджика не оформлял и не выдавал; сведения о санатории как о пользователе указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с перечнем ранее учтенных земельных участков (инвентаризационная опись б/н), подготовленном по состоянию на 25.05.2005, в графе N 13 - "основной источник информации" - указано "решение Геленджикского исполкома народных депутатов 09.04.1980 N 202".
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) определен подход к применению положений гражданского законодательства в части споров о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома. В соответствии с пунктом 66 постановления N 10/22, части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме на данный земельный участок считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Согласно части 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как указано в пункте 67 постановления N 10/22, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, с даты проведения государственного кадастрового учета, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, признаются плательщиками земельного налога.
Постановлением от 26.11.2010 N 3406 администрация муниципального образования город-курорт Геленджик утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 23:40:0413071 и установила вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Суды правильно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413071 не находится в постоянном (бессрочном) пользовании санатория, а имеет правообладателей - собственников помещений жилого многоквартирного дома, расположенного на данном участке, в связи с чем санаторий не является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413071:44, расположенного по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 177.
Вывод судебных инстанции о незаконности решения налоговой инспекции от 30.06.2011 N 9701 основан на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу N А32-28539/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)