Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
от 3-го лица: не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11609/2012) Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2012 по делу N А21-1095/2012 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск"
к Государственной жилищной инспекции по Калининградской области
3-е лицо: МУП "Служба заказчика города Балтийска"
о признании незаконным предписания N 1035/К3407 от 08.11.2011
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (ОГРН 1093925002852; место нахождения: Калининградская область, г. Балтийск, ул. В.Егорова, д. 1) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (место нахождения: 236006, Калининград, ул. Барнаульская, д. 4) (далее - Инспекция) от 08.11.2011 N 1035/К3407.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП "Служба заказчика города Балтийска" (место нахождения: 238520, г. Балтийск, ул. Романова, д. 2а) (далее - Служба заказчика).
Решением суда от 23.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого предписания. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемым предписанием Администрации указано осуществить текущий ремонт жилых помещений, в то время как этот ремонт должен осуществляться нанимателями муниципальных квартир. Кроме того, учитывая, что в муниципальной собственности находится только часть квартир в доме, предписание о проведении обследования конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования сырости в жилых помещениях должно быть выдано и всем остальным собственникам жилых помещений в доме. Администрация указала также, что Инспекцией предписано Администрации организовать проведение ремонта всего общего имущества в доме, тогда как ремонт общего имущества должен осуществляться за счет средств всех собственников жилья.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией на основании Приказа от 28.10.2011 N 372 в связи с поступившим обращением гражданки Королькевич Д.С., проживающей по адресу: г. Балтийск, ул. Артиллерийская, д. 12, кв. 3, 07.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации города Балтийска.
Результаты проверки зафиксированы в Акте от 07.11.2011 N 250 (л.д. 36 - 37), согласно которому в квартирах N 1, N 2, N 3 дома N 12 по ул. Артиллерийской в г. Балтийске, собственником которых является муниципальное образование городское поселение "Город Балтийск", выявлены нарушения правил использования, содержания и ремонта жилого фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, а именно:
- - в кв. N 1 - оконные блоки имеют загнивание коробок и переплетов, неплотное прилегание полотен, вентиляция в кухне и сан. узле отсутствует;
- - в кв. N 2 - вентиляция в кухне и ванной комнате отсутствует, оконные блоки в неудовлетворительном состоянии, имеют гниль оконных переплетов и коробов, приборы отопления находятся в нерабочем состоянии, на поверхности наружных стен с внутренней стороны наблюдается сырость, плесень и черный налет;
- - в кв. N 3 - оконные и дверные блоки в неудовлетворительном состоянии, наблюдается загнивание элементов заполнения, на поверхности наружных стен с внутренней стороны имеется плесень и черный налет, радиаторы имеют протечки. Отсутствуют вентиляция и отопление, в помещении сан. узла требуется замена оконного и дверного блока, а также входного дверного блока, межэтажное перекрытие частично обрушено, в трещинах, на стенах имеется черный налет и плесень.
08.11.2011 уполномоченным должностным лицом Инспекции в адрес Администрации (собственника квартир N 1, 2, 3 в обследованном доме) вынесено предписание N 1035/К3407 на выполнение работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг (л.д. 8 - 10). Согласно указанному предписанию Инспекцией установлены нарушения пунктов 4.2, 4.6, 4.7, 5.2, 5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Администрации предписано выполнить работы по устранению указанных нарушений: в срок до 31.12.2011 выполнить работы по замене оконных блоков в квартирах N 1, 2, 3; по замене входного дверного блока, дверного блока сан. узла и двух дверных блоков в жилых комнатах квартиры N 3; по ремонту межэтажного перекрытия в кухне квартиры N 3; по замене и ремонту приборов отопления в квартирах N 2 и N 3, восстановить систему отопления в сан. узле и жилом помещении квартиры N 3. В срок до 01.04.2012 Администрация обязана провести обследование конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования и методов устранения сырости в жилых помещениях. По итогам проведенного обследования принять меры по устранению сырости и обеспечению температурно-влажностного режима в квартирах N 1, 2, 3.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
С учетом вышеприведенных норм Администрация, представляющая собственника квартир N 1, 2, 3 по адресу: г. Балтийск, ул. Артиллерийская, д. 12, несет бремя содержания указанных квартир и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязана принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находятся сданные внаем жилые помещения, а также осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, сданных внаем.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.2 Правил N 170 установлены требования к содержанию стен домов, пунктом 4.6 - к содержанию крыш, в том числе систем водостока, вентиляционных устройств и т.п. В пункте 4.7 предусмотрены требования к содержанию окон и дверей.
В пункте 5.2 Правил N 170 содержатся требования к техническому обслуживанию систем центрального отопления, в пункте 5.5 - внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 56 статьи 20 ЖК РФ и пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В данном случае, Инспекция, установив нарушение требований Правил N 491 и Правил N 170 при содержании жилых помещений, в пределах предоставленных ей полномочий выдала собственнику квартир предписание об устранении выявленных нарушений.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не обязывает заявителя провести в обязательном порядке самостоятельно и за свой счет текущий ремонт всего общего имущества многоквартирного жилого дома. Конкретный перечень работ, необходимых для устранения нарушений определяет непосредственно Администрация города Балтийска как собственник квартир, находящихся в муниципальной собственности. В данном случае Администрация не представила доказательств того, что исполнение предписания требует обязательного проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома, осуществление же капитального ремонта квартир в силу пункта 2 статьи 65 ЖК РФ возложено на собственника квартир, то есть Администрацию города Балтийска.
Администрация, как представитель собственника спорных квартир, не вправе уклоняться от содержания указанных жилых помещений, сданных внаем, и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме либо перекладывать исполнение своих обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, на нанимателей квартир.
Принятие решений о капитальном и текущем ремонте общего в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 45 ЖК РФ Администрация, являясь представителем собственника жилых помещений в многоквартирном доме, не лишена права организовать по собственной инициативе общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу проведения текущего ремонта общего имущества спорного дома, на котором будет определен необходимый объем работ, их стоимость и порядок финансирования.
Довод подателя жалобы о том, что установленная предписанием обязанность провести обследование конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования сырости в жилых помещениях должна быть вменена всем собственникам помещений в доме, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению.
Пункт 5 предписания, содержащий указанное требование, касается квартир N 1, 2, 3, находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем проведение обследования необходимо именно в указанных квартирах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого акта закону и нарушение указанным актом гражданских прав.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что Инспекцией в предписании от 08.11.2011 N 1035/К3407 установлена обязанность устранить нарушения правил и норм, касающихся сохранности и использования жилищного фонда, пришел к выводу о том, что указанное предписание соответствует требованиям жилищного законодательства, содержит обязанности, установленные нормами жилищного законодательства, и не нарушает прав и законных интересов Администрации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Администрации об оспаривании предписания Инспекции от 08.11.2011 N 1035/К3407.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 апреля 2012 года по делу N А21-1095/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N А21-1095/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N А21-1095/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
от 3-го лица: не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11609/2012) Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2012 по делу N А21-1095/2012 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск"
к Государственной жилищной инспекции по Калининградской области
3-е лицо: МУП "Служба заказчика города Балтийска"
о признании незаконным предписания N 1035/К3407 от 08.11.2011
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (ОГРН 1093925002852; место нахождения: Калининградская область, г. Балтийск, ул. В.Егорова, д. 1) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (место нахождения: 236006, Калининград, ул. Барнаульская, д. 4) (далее - Инспекция) от 08.11.2011 N 1035/К3407.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП "Служба заказчика города Балтийска" (место нахождения: 238520, г. Балтийск, ул. Романова, д. 2а) (далее - Служба заказчика).
Решением суда от 23.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого предписания. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемым предписанием Администрации указано осуществить текущий ремонт жилых помещений, в то время как этот ремонт должен осуществляться нанимателями муниципальных квартир. Кроме того, учитывая, что в муниципальной собственности находится только часть квартир в доме, предписание о проведении обследования конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования сырости в жилых помещениях должно быть выдано и всем остальным собственникам жилых помещений в доме. Администрация указала также, что Инспекцией предписано Администрации организовать проведение ремонта всего общего имущества в доме, тогда как ремонт общего имущества должен осуществляться за счет средств всех собственников жилья.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией на основании Приказа от 28.10.2011 N 372 в связи с поступившим обращением гражданки Королькевич Д.С., проживающей по адресу: г. Балтийск, ул. Артиллерийская, д. 12, кв. 3, 07.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации города Балтийска.
Результаты проверки зафиксированы в Акте от 07.11.2011 N 250 (л.д. 36 - 37), согласно которому в квартирах N 1, N 2, N 3 дома N 12 по ул. Артиллерийской в г. Балтийске, собственником которых является муниципальное образование городское поселение "Город Балтийск", выявлены нарушения правил использования, содержания и ремонта жилого фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, а именно:
- - в кв. N 1 - оконные блоки имеют загнивание коробок и переплетов, неплотное прилегание полотен, вентиляция в кухне и сан. узле отсутствует;
- - в кв. N 2 - вентиляция в кухне и ванной комнате отсутствует, оконные блоки в неудовлетворительном состоянии, имеют гниль оконных переплетов и коробов, приборы отопления находятся в нерабочем состоянии, на поверхности наружных стен с внутренней стороны наблюдается сырость, плесень и черный налет;
- - в кв. N 3 - оконные и дверные блоки в неудовлетворительном состоянии, наблюдается загнивание элементов заполнения, на поверхности наружных стен с внутренней стороны имеется плесень и черный налет, радиаторы имеют протечки. Отсутствуют вентиляция и отопление, в помещении сан. узла требуется замена оконного и дверного блока, а также входного дверного блока, межэтажное перекрытие частично обрушено, в трещинах, на стенах имеется черный налет и плесень.
08.11.2011 уполномоченным должностным лицом Инспекции в адрес Администрации (собственника квартир N 1, 2, 3 в обследованном доме) вынесено предписание N 1035/К3407 на выполнение работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг (л.д. 8 - 10). Согласно указанному предписанию Инспекцией установлены нарушения пунктов 4.2, 4.6, 4.7, 5.2, 5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Администрации предписано выполнить работы по устранению указанных нарушений: в срок до 31.12.2011 выполнить работы по замене оконных блоков в квартирах N 1, 2, 3; по замене входного дверного блока, дверного блока сан. узла и двух дверных блоков в жилых комнатах квартиры N 3; по ремонту межэтажного перекрытия в кухне квартиры N 3; по замене и ремонту приборов отопления в квартирах N 2 и N 3, восстановить систему отопления в сан. узле и жилом помещении квартиры N 3. В срок до 01.04.2012 Администрация обязана провести обследование конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования и методов устранения сырости в жилых помещениях. По итогам проведенного обследования принять меры по устранению сырости и обеспечению температурно-влажностного режима в квартирах N 1, 2, 3.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
С учетом вышеприведенных норм Администрация, представляющая собственника квартир N 1, 2, 3 по адресу: г. Балтийск, ул. Артиллерийская, д. 12, несет бремя содержания указанных квартир и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязана принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находятся сданные внаем жилые помещения, а также осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, сданных внаем.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.2 Правил N 170 установлены требования к содержанию стен домов, пунктом 4.6 - к содержанию крыш, в том числе систем водостока, вентиляционных устройств и т.п. В пункте 4.7 предусмотрены требования к содержанию окон и дверей.
В пункте 5.2 Правил N 170 содержатся требования к техническому обслуживанию систем центрального отопления, в пункте 5.5 - внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 56 статьи 20 ЖК РФ и пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В данном случае, Инспекция, установив нарушение требований Правил N 491 и Правил N 170 при содержании жилых помещений, в пределах предоставленных ей полномочий выдала собственнику квартир предписание об устранении выявленных нарушений.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не обязывает заявителя провести в обязательном порядке самостоятельно и за свой счет текущий ремонт всего общего имущества многоквартирного жилого дома. Конкретный перечень работ, необходимых для устранения нарушений определяет непосредственно Администрация города Балтийска как собственник квартир, находящихся в муниципальной собственности. В данном случае Администрация не представила доказательств того, что исполнение предписания требует обязательного проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома, осуществление же капитального ремонта квартир в силу пункта 2 статьи 65 ЖК РФ возложено на собственника квартир, то есть Администрацию города Балтийска.
Администрация, как представитель собственника спорных квартир, не вправе уклоняться от содержания указанных жилых помещений, сданных внаем, и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме либо перекладывать исполнение своих обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, на нанимателей квартир.
Принятие решений о капитальном и текущем ремонте общего в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 45 ЖК РФ Администрация, являясь представителем собственника жилых помещений в многоквартирном доме, не лишена права организовать по собственной инициативе общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу проведения текущего ремонта общего имущества спорного дома, на котором будет определен необходимый объем работ, их стоимость и порядок финансирования.
Довод подателя жалобы о том, что установленная предписанием обязанность провести обследование конструктивных элементов дома с привлечением специализированной организации для определения причин образования сырости в жилых помещениях должна быть вменена всем собственникам помещений в доме, суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению.
Пункт 5 предписания, содержащий указанное требование, касается квартир N 1, 2, 3, находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем проведение обследования необходимо именно в указанных квартирах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого акта закону и нарушение указанным актом гражданских прав.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что Инспекцией в предписании от 08.11.2011 N 1035/К3407 установлена обязанность устранить нарушения правил и норм, касающихся сохранности и использования жилищного фонда, пришел к выводу о том, что указанное предписание соответствует требованиям жилищного законодательства, содержит обязанности, установленные нормами жилищного законодательства, и не нарушает прав и законных интересов Администрации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Администрации об оспаривании предписания Инспекции от 08.11.2011 N 1035/К3407.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 апреля 2012 года по делу N А21-1095/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)