Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2011 ПО ДЕЛУ N А65-10776/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2011 г. по делу N А65-10776/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.08.2011 в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Авиастроительного района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2011 по делу N А65-10776/2011 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Авиастроительного района" (ИНН 1661022453, ОГРН 1081690069856), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Товарищество собственников жилья "Авиастроительного района" (далее - ТСЖ "Авиастроительного района", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 28.04.2011 N 359/з по делу об административном правонарушении.
Решением от 10.06.2011 по делу N А65-10776/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ "Авиастроительного района" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст. ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в административный орган поступили обращения граждан о содействии в проведении перерасчета за коммунальную услугу "отопление" ТСЖ "Авиастроительного района".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки товарищества административный орган выявил нарушения установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений (кв. 50 в д. 11/1 и кв. 13 д. 37 по ул. Лукина, кв. кв. 3, 152 и 145 д. 6 по ул. Симонова, кв. кв. 38, 21 и 51 д. 34 а по ул. Ленинградская, кв. 135 д. 25 и кв. 4 д. 8 по ул. Павлова, кв. 41 д. 2 по ул. Пржевальского г. Казани), выразившиеся в непредставлении в расчетный центр сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007 - 2009 годы, которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с пп. 2 п. 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
По данному факту административный орган составил протокол от 21.03.2011 N 359/з об административном правонарушении и вынес постановление от 28.04.2011 N 359/з, которым привлек ТСЖ "Авиастроительного района" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Согласно пп. 2 п. 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Формулы корректировки (пп. 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
В пп. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со ст. 548 ГК РФ применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 ГК РФ в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
Судом первой инстанции установлено, что ТСЖ "Авиастроительного района" в нарушение положений Постановления Правительства от 23.05.2006 N 307 корректировку платы за отопление за 2007 - 2009 годы по фактическому объему потребленной энергии не производило, в то время как осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом товарищества, а предусмотренной действующим законодательством обязанностью, вне зависимости от того, ведет ли это к увеличению или уменьшению размера платы за отопление.
Допустимых и достаточных доказательств того, что перерасчет исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии за спорный период производился, ТСЖ "Авиастроительного района" не представило.
Исходя из изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Довод ТСЖ "Авиастроительного района" об истечении срока давности привлечения к ответственности суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в данном случае имеет место длящееся правонарушение. Обязанность проведения перерасчета за 2007, 2008 и 2009 годы возникла у товарищества в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно, конкретные сроки проведения перерасчета законодательством не установлены. Однако в течение указанного периода времени обязанность по перерасчету товариществом исполнена не была, что и было установлено административным органом в ходе проведения проверки по обращениям жильцов.
Таким образом, с момента выявления данного правонарушения (17.03.2011) и до вынесения оспариваемого постановления (28.04.2011) срок давности, предусмотренный ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы ТСЖ "Авиастроительного района" о том, что оно не является субъектом данного правонарушения ввиду создания товарищества лишь 30.10.2008, суд первой инстанции правильно счел не влияющими на квалификацию совершенного правонарушения.
ТСЖ "Авиастроительного района", приняв на себя обязательства по управлению указанными домами, приняло на себя обязательства, в том числе, по проведению корректировки платы за отопление жилых помещений предшествующего периода, являющейся неотъемлемой частью процесса расчета потребителям цены за оказанную коммунальную услугу, что товариществом к моменту проверки сделано не было.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что постановление принято уполномоченным органом, основания для привлечения к ответственности имеются, существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2011 года по делу N А65-10776/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)