Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N А14-9261/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N А14-9261/2011


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Маргеловой Л.М., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев "Домостроитель" (394030, г. Воронеж, ул. Путиловская, д. 3, кв. 221, ОГРН 1033600029627) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Инспекции ФНС России по Советскому району г. Воронежа (394051, г. Воронеж, ул. Домостроителей, д. 30) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-9261/2011,

установил:

Воронежская ассоциация товариществ домовладельцев "Домостроитель" (далее - ВАТД "Домостроитель", Ассоциация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Советскому району г. Воронежа от 30.06.2011 N 11-21/34 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции, утвержденной решением УФНС России по Воронежской области от 02.09.2011 N 1518/11164) в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 916 735 руб., доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 950 301 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 143 952 руб., по налогу на прибыль в сумме - 118 472 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 389 287 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 30.06.2011 N 11-21/34 признано недействительным в оспариваемой заявителем части.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа выездной налоговой проверки Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев (ВАТД) "Домостроитель" г. Воронеж по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 составлен акт от 07.06.2011 N 11-18/39 и принято решение от 30.06.2011 N 11-21/34 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за неполную неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме - 503 820 руб., которым налогоплательщику предложено уплатить также налоги и пени.
Решением Управления ФНС России по Воронежской области от 02.09.2011 N 15-218/11164 решение инспекции изменено путем исключения доначислений по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, пени по ЕСН и суммы штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ. В остальной части решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа от 30.06.2011 N 11-21/34 оставлено без изменения, а жалоба ВАТД "Домостроитель" без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции в обжалуемой части, ВАТД "Домостроитель" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для оспариваемых доначислений по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2010 годы и налогу на добавленную стоимость за 2008 - 2009 годы послужил вывод инспекции о неправомерности исключения из налогообложения сумм членских взносов в виде обязательных платежей на содержание и ремонт жилого фонда, поступивших от членов входящих в Ассоциацию ТСЖ (собственников жилых помещений), уплачиваемых последними на основании ежемесячных извещений на оплату, выставляемых МУП "МИВЦ".
Кроме того, доначисление налога на добавленную стоимость за 2010 год произведено инспекцией в результате налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами Ассоциации.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, ВАТД "Домостроитель", согласно уставу, является Ассоциацией, созданной в результате добровольного объединения некоммерческих организаций - товариществ собственников жилья с целью координации деятельности своих членов, представления и защиты их интересов, формирования в регионе цивилизованного управления и контроля за эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения домовладельцев коммунальными и прочими услугами.
Членами ВАТД "Домостроитель" в проверяемом периоде являлись ТСЖ, которые финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно не осуществляли, делегировав Ассоциации свои полномочия по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании договоров о совместной деятельности, заключенных Ассоциацией с каждым из ТСЖ.
ВАТД "Домостроитель" определены следующие источники формирования имущества Ассоциации, к которым относятся: 1) вступительные членские взносы; 2) регулярные членские взносы; 3) членские взносы в виде обязательных платежей за содержание и ремонт общего домового имущества.
Согласно пункту 3.5.3. устава ВАТД "Домостроитель", членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме являются взносами членов Ассоциации, которые финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда самостоятельно не осуществляют, а делегируют это право Ассоциации. Размер указанных членских взносов определяется суммированием обязательных платежей собственников жилья, которые они вносят на содержание и текущий ремонт своего имущества (жилого дома) не позднее 20 числа текущего месяца за предыдущий месяц.
При этом на основании дополнительных соглашений к договорам о совместной деятельности, заключенными Ассоциацией с ТСЖ, был дополнительно предусмотрен пункт п. 2.8, согласно которому, в счет уплаты товариществами обязательных платежей (взносов), предусмотренных п. 3.5.3. устава Ассоциации, товарищества передают Ассоциации право взимать с собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении конкретного товарищества, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, ежемесячно уплачивались собственниками помещений в многоквартирном доме на основании извещений на оплату, выставляемых МУП "Муниципальный информационный вычислительный центр" (МУП "МИВЦ"). Принятые от собственников помещений в многоквартирном доме членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, МУП "МИВЦ" ежемесячно перечисляло на расчетный счет ВАТД "Домостроитель".
С целью идентификации платежей, принятых от собственников помещений в многоквартирном доме и перечисленных на счет Ассоциации, МУП "МИВЦ" ежемесячно представляло ВАТД "Домостроитель" ведомость расчетов с поставщиками жилищно- коммунальных услуг и других услуг ф.301, из которой следует, что на расчетный счет ВАТД "Домостроитель" в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" поступили членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме в общей сумме - 159 977 629 руб.
Признавая неправомерными произведенные налоговым органом доначисления на основании сведений ежемесячных ведомостей расчетов с поставщиками ЖКУ и других услуг по налогу на прибыль за 2008 - 2010 годы в сумме 1 950 301 руб., по НДС в общей сумме 22 916 735 руб., в том числе за 2008 - 2009 годы в сумме - 17 947 674 руб. и за 2010 год в сумме 4 969 061 руб., определенные налоговым органом на основании расходов ВАТД "Домостроитель" по выполнению работ (оказанию) услуг собственными силами (с участием привлеченных по трудовым договорам специалистов), суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ установлено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 142 ЖК РФ предусмотрено, что для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется по правилам настоящей главы.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья, касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно указанному пункту Постановления из толкования во взаимосвязи подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
ВАТД "Домостроитель" фактически выполняет функции входящих в объединение товариществ собственников жилья, самостоятельно не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда, а делегирующих это право Ассоциации.
Доказательств того, что поступившие в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" платежи, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме на общую сумму 159 977 629 руб., имели возмездную основу и расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Довод налогового органа о том, что заявитель, вступая в отношения с третьими лицами, которые привлекались для обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов, заключал договоры с производителями работ (услуг) от своего имени, а не от имени членов ТСЖ или самих ТСЖ, отклоняется, поскольку в указанных договорных отношениях Ассоциация не имела самостоятельного экономического интереса, осуществляя функции ТСЖ, входящих в объединение.
При указанных обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость в сумме - 22 916 735 руб., а также соответствующих пени за несвоевременную уплату налога.
В соответствии с п. 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся, в том числе, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В соответствии с п. 1 статьи 249 НК РФ, доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций определены в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статье 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Вместе с тем, осуществляя функции входящих в объединение товариществ собственников жилья по сбору коммунальных платежей Ассоциация делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, так как является некоммерческой организацией, действующей строго в интересах входящих в объединение ТСЖ и их членов. В связи с чем, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям Ассоциация ТСЖ осуществляет без оплаты указанных услуг.
На основании изложенного, полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом заявителя от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению применительно к положениям ст. 249 НК РФ.
В состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу положений статьи 250 НК РФ, согласно которой перечень внереализационных доходов является исчерпывающим.
Кроме того, денежные средства в виде взносов (обязательных платежей), поступившие от собственников квартир (членов ТСЖ) на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в кооперативном доме, являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности Ассоциации и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что поступившие в 2008 - 2010 годах спорные платежи в сумме - 159 977 629 руб. расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Доводы жалобы инспекции о том, что, средства, поступившие Ассоциации от членов входящих в объединение ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются, в связи с чем подлежат налогообложению в общем порядке, отклоняются как противоречащие положениям устава ВАТД "Домостроитель", а также положениям ст. 137, 153 - 154 ЖК РФ, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа отсутствовали основания для доначисления заявителю налога на прибыль с целевых денежных средств, уплаченных членами ТСЖ за 2008 - 2010 годы в общей сумме 159 977 629 руб.
При таких обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций правомерно признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа от 30.06.2011 N 11-21/34 в обжалуемой части.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А14-9261/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Л.М.МАРГЕЛОВА
Е.Н.ЧАУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)