Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
13 марта 2008 г.
26 марта 2008 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Караваевой,
судей Г.Г. Буториной, Т.В. Лысовой
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Караваевой
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. по делу N А29-8486/2007, принятое судом в составе судьи Р.А. Борлаковой
по заявлению МУП "Вуктылжилкомхоз"
к Государственной жилищной инспекции Республики Коми
об отмене постановления и прекращения производства по делу,
Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" (далее - заявитель, Предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2007 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2007 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда от 29.12.2007 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. МУП просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из документов и установлено судом первой инстанции, в период с 20.08.2007 г. по 27.08.2007 г. Государственной жилищной инспекцией Республики Коми на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции от 16.08.2007 г. N 19 проведено внеплановое мероприятие в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз". Целью проведения мероприятия явилась проверка готовности жилищного фонда г. Вуктыла к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг.
В ходе проверки выявлены нарушения МУП Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила), а именно последним нарушены пункты 2.6.2, 3.2.2, 3.3.5, 3.4.5, 4.1.14, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.8.1, 4.8.7, 4.8.10, 4.8.12, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6, 5.2.21, 5.2.22, 5.9.3, 5.9.30 названных Правил.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 22.08.2007 г., 22.10.2007 г. (л.д. 37 - 75 том 1).
06.11.2007 г. заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Республики Коми вынесено постановление о привлечении МУП "Вуктылжилкомхоз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, МУП обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности вины МУП и факта совершенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что принятое по делу решение является законным и обоснованным, при разрешении спора суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, которую суд апелляционной инстанции поддерживает.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом названного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что ответственным за содержание и ремонт проверяемого жилищного фонда г. Вуктыл является МУП "Вуктылжилкомхоз" (л.д. 44 - 105 том 2).
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов.
Госстрой Российской Федерации постановлением от 27.09.2003 г. N 170 утвердил Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176).
Как следует из материалов дела, МУП нарушены пункты 2.6.2, 3.2.2, 3.3.5, 3.4.5, 4.1.14, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.8.1, 4.8.7, 4.8.10, 4.8.12, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6, 5.2.21, 5.2.22, 5.9.3, 5.9.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
Пунктом 2.6 названных выше Правил предусмотрено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период организации по обслуживанию жилищного фонда надлежит:
- - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1 Правил).
Постановлением руководителя Администрации муниципального района "Вуктыл" от 25.05.2007 г. N 05/362 предписано жилищно-коммунальным хозяйствам, теплоэнергетическим и газовым хозяйствам муниципального района "Вуктыл", в т.ч. МУП "Вуктылжилкомхоз" обеспечить выполнение запланированных мероприятий по подготовке объектов инженерной инфраструктуры к отопительному периоду 2007 - 2008 гг. с оформлением паспортов готовности объектов и с учетом завершения ремонтно-восстановительных работ до 01.09.2007 г. (л.д. 70 - 71 том 2).
Распоряжением руководителя Администрации муниципального района "Вуктыл" "О начале отопительного периода 2007 - 2008 годов" N 09/438 от 21.09.2007 г. руководителям предприятий, в т.ч. МУП "Вуктылжилкомхоз" предписано приступить к подключению потребителей теплоснабжения с 21.09.2007 г. Следовательно, к указанной дате МУП "Вуктылжилкомхоз" надлежало не только завершить работы по подготовке к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг. объектов жизнеобеспечения, но и провести их паспортизацию в соответствии с требованиями и в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
Из материалов дела усматривается и апеллянтом не отрицается, что жилищный фонд г. Вуктыл к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг. подготовлен МУП не в полном объеме, приведенные выше предписания Администрации муниципального района "Вуктыл" МУП в установленные сроки не исполнены.
Кроме того, вышеназванными Правилами также предусматривается, что:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках (пункт 3.2.2);
- - входные двери и люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (пункт 3.3.5);
- - входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок, двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью (пункты 3.4.5, 4.1.14);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей. Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития. Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами (пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7);
- - неисправное состояние лестниц (выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения. Пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять (пункты 4.8.1, 4.8.7);
- - входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами (пункт 4.8.10);
- - входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (пункт 4.8.12);
- - должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки (пункт 4.8.14);
- - задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах. Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации, обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений (пункты 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6);
- - отопительные приборы и трубопроводы в квартирах и лестничных площадках должны быть окрашены масляной краской за два раза. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункты 5.2.21, 5.2.22);
- - загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям: ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов (пункты 5.9.3, 5.9.30).
Множественные факты нарушений МУП требований по содержанию и ремонту жилых домов также имеют место быть, материалами дела подтверждаются и апеллянтом по существу не оспариваются.
Доказательства того, что МУП не имело возможности не нарушать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, апеллянтом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции в бездействиях Предприятия усматривает наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его вина в совершении правонарушения установлена и подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Доводы заявителя жалобы о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения отклоняются в силу следующего.
По постановлению Главы администрации МО "Город Вуктыл" от 04.04.2003 г. собственник жилищного фонда г. Вуктыл передал бремя содержания имущества обслуживающей организации - МУП "Вуктылжилкомхоз", в силу чего данное предприятие стало лицом, ответственным за содержание жилищного фонда и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.
Согласно Постановлению Главы МО "Город Вуктыл" N 12/1015 от 30.12.2005 г. "О приемке-передаче муниципального имущества" муниципальное имущество (жилищный фонд) изъято из хозяйственного ведения Предприятия и передано в местную казну Муниципального образования "Город Вуктыл" (л.д. 27 - 32 том 1).
01.01.2006 года между Муниципальным образованием в лице управления городского хозяйства и Предприятием заключен договор N 1-ж исполнения муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий. Исполнителем по данному договору является Предприятие (л.д. 33 - 41 том 1).
29.12.2006 г. в адрес Предприятия управление городского хозяйства направило письмо N 02.4105/901 о прекращении договора N 1-ж с 31.12.2006 г. (л.д. 42 том 1).
Письмами N 372 от 07.05.2007 г. и N 2292 от 13.08.2007 г. Администрацией городского поселения "Вуктыл" и Администрацией муниципального района "Вуктыл" Предприятию отказано в заключении договора муниципального заказа на обслуживание и содержание жилищного фонда с 01.01.2007 г. (43 - 45 том 1).
В соответствии с Уставом Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз", утвержденным Главой администрации муниципального образования "Город Вуктыл" в марте 2003 года, одним из основных видов деятельности Предприятия является выработка теплоэнергии и горячей воды, их транспортировка и распределение между потребителями, обслуживание муниципального жилищного фонда, находящегося на его балансе, оказание услуг населению, на основании заключенных с Учредителем или уполномоченным им органом договоров исполнения муниципального заказа.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз" МУП строит свои отношения с другими предприятиями, учреждениями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, не противоречащих действующему законодательству.
Согласно материалам дела проверяемый Инспекцией жилищный фонд не находится на балансе Предприятия. Однако, как следует из материалов дела МУП заключило договоры с собственниками жилых помещений (гражданами, проживающими в жилых домах г. Вуктыла) о предоставлении последним жилищных услуг по содержанию и ремонту межэтажных лестничных клеток, крыш, чердачных помещений, технических подвалов, коридоров, внеквартирного инженерного оборудования, мусоропроводов и других мест общего пользования, вывозу мусора, уборке внутридомовых территорий и др. услуг, согласно перечня, предусмотренного нормативными документами, а также коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (л.д. 44 - 105 том 2). Названные договоры являются действующими, в судебном порядке не расторгнуты. Доказательства, свидетельствующие об обратном, апеллянтом в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обстоятельств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, обязательства МУП "Вуктылжилкомхоз" по содержанию и ремонту жилищного фонда, в т.ч. обслуживанию и ремонту инженерного оборудования, находящегося у него на обслуживании, предоставлению жилищных услуг населению, собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, сохраняют свою силу. Вышеназванные договоры, заключенные с собственниками жилых помещений, действует до тех пор, пока собственники жилых помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую компанию.
В связи с указанным доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что МУП ненадлежащим образом исполняло обязанности техническому обслуживанию и ремонту муниципального жилищного фонда г. Вуктыл, Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Коми от 06.11.2007 г. о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, и учитывая, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом, указанного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Вуктылжилкомхоз" - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Вуктылжилкомхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2008 ПО ДЕЛУ N А29-8486/2007
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2008 г. по делу N А29-8486/2007
13 марта 2008 г.
26 марта 2008 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Караваевой,
судей Г.Г. Буториной, Т.В. Лысовой
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Караваевой
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. по делу N А29-8486/2007, принятое судом в составе судьи Р.А. Борлаковой
по заявлению МУП "Вуктылжилкомхоз"
к Государственной жилищной инспекции Республики Коми
об отмене постановления и прекращения производства по делу,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" (далее - заявитель, Предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2007 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2007 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда от 29.12.2007 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. МУП просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из документов и установлено судом первой инстанции, в период с 20.08.2007 г. по 27.08.2007 г. Государственной жилищной инспекцией Республики Коми на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции от 16.08.2007 г. N 19 проведено внеплановое мероприятие в отношении МУП "Вуктылжилкомхоз". Целью проведения мероприятия явилась проверка готовности жилищного фонда г. Вуктыла к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг.
В ходе проверки выявлены нарушения МУП Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила), а именно последним нарушены пункты 2.6.2, 3.2.2, 3.3.5, 3.4.5, 4.1.14, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.8.1, 4.8.7, 4.8.10, 4.8.12, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6, 5.2.21, 5.2.22, 5.9.3, 5.9.30 названных Правил.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 22.08.2007 г., 22.10.2007 г. (л.д. 37 - 75 том 1).
06.11.2007 г. заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Республики Коми вынесено постановление о привлечении МУП "Вуктылжилкомхоз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, МУП обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности вины МУП и факта совершенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что принятое по делу решение является законным и обоснованным, при разрешении спора суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, которую суд апелляционной инстанции поддерживает.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом названного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что ответственным за содержание и ремонт проверяемого жилищного фонда г. Вуктыл является МУП "Вуктылжилкомхоз" (л.д. 44 - 105 том 2).
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов.
Госстрой Российской Федерации постановлением от 27.09.2003 г. N 170 утвердил Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176).
Как следует из материалов дела, МУП нарушены пункты 2.6.2, 3.2.2, 3.3.5, 3.4.5, 4.1.14, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.8.1, 4.8.7, 4.8.10, 4.8.12, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6, 5.2.21, 5.2.22, 5.9.3, 5.9.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
Пунктом 2.6 названных выше Правил предусмотрено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период организации по обслуживанию жилищного фонда надлежит:
- - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1 Правил).
Постановлением руководителя Администрации муниципального района "Вуктыл" от 25.05.2007 г. N 05/362 предписано жилищно-коммунальным хозяйствам, теплоэнергетическим и газовым хозяйствам муниципального района "Вуктыл", в т.ч. МУП "Вуктылжилкомхоз" обеспечить выполнение запланированных мероприятий по подготовке объектов инженерной инфраструктуры к отопительному периоду 2007 - 2008 гг. с оформлением паспортов готовности объектов и с учетом завершения ремонтно-восстановительных работ до 01.09.2007 г. (л.д. 70 - 71 том 2).
Распоряжением руководителя Администрации муниципального района "Вуктыл" "О начале отопительного периода 2007 - 2008 годов" N 09/438 от 21.09.2007 г. руководителям предприятий, в т.ч. МУП "Вуктылжилкомхоз" предписано приступить к подключению потребителей теплоснабжения с 21.09.2007 г. Следовательно, к указанной дате МУП "Вуктылжилкомхоз" надлежало не только завершить работы по подготовке к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг. объектов жизнеобеспечения, но и провести их паспортизацию в соответствии с требованиями и в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
Из материалов дела усматривается и апеллянтом не отрицается, что жилищный фонд г. Вуктыл к сезонной эксплуатации 2007 - 2008 гг. подготовлен МУП не в полном объеме, приведенные выше предписания Администрации муниципального района "Вуктыл" МУП в установленные сроки не исполнены.
Кроме того, вышеназванными Правилами также предусматривается, что:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках (пункт 3.2.2);
- - входные двери и люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (пункт 3.3.5);
- - входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок, двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью (пункты 3.4.5, 4.1.14);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей. Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития. Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами (пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7);
- - неисправное состояние лестниц (выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения. Пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять (пункты 4.8.1, 4.8.7);
- - входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами (пункт 4.8.10);
- - входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (пункт 4.8.12);
- - должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки (пункт 4.8.14);
- - задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах. Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации, обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений (пункты 4.8.15, 5.6.2, 5.6.6);
- - отопительные приборы и трубопроводы в квартирах и лестничных площадках должны быть окрашены масляной краской за два раза. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункты 5.2.21, 5.2.22);
- - загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям: ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов (пункты 5.9.3, 5.9.30).
Множественные факты нарушений МУП требований по содержанию и ремонту жилых домов также имеют место быть, материалами дела подтверждаются и апеллянтом по существу не оспариваются.
Доказательства того, что МУП не имело возможности не нарушать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, апеллянтом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции в бездействиях Предприятия усматривает наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его вина в совершении правонарушения установлена и подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Доводы заявителя жалобы о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Вуктылжилкомхоз" не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения отклоняются в силу следующего.
По постановлению Главы администрации МО "Город Вуктыл" от 04.04.2003 г. собственник жилищного фонда г. Вуктыл передал бремя содержания имущества обслуживающей организации - МУП "Вуктылжилкомхоз", в силу чего данное предприятие стало лицом, ответственным за содержание жилищного фонда и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.
Согласно Постановлению Главы МО "Город Вуктыл" N 12/1015 от 30.12.2005 г. "О приемке-передаче муниципального имущества" муниципальное имущество (жилищный фонд) изъято из хозяйственного ведения Предприятия и передано в местную казну Муниципального образования "Город Вуктыл" (л.д. 27 - 32 том 1).
01.01.2006 года между Муниципальным образованием в лице управления городского хозяйства и Предприятием заключен договор N 1-ж исполнения муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий. Исполнителем по данному договору является Предприятие (л.д. 33 - 41 том 1).
29.12.2006 г. в адрес Предприятия управление городского хозяйства направило письмо N 02.4105/901 о прекращении договора N 1-ж с 31.12.2006 г. (л.д. 42 том 1).
Письмами N 372 от 07.05.2007 г. и N 2292 от 13.08.2007 г. Администрацией городского поселения "Вуктыл" и Администрацией муниципального района "Вуктыл" Предприятию отказано в заключении договора муниципального заказа на обслуживание и содержание жилищного фонда с 01.01.2007 г. (43 - 45 том 1).
В соответствии с Уставом Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз", утвержденным Главой администрации муниципального образования "Город Вуктыл" в марте 2003 года, одним из основных видов деятельности Предприятия является выработка теплоэнергии и горячей воды, их транспортировка и распределение между потребителями, обслуживание муниципального жилищного фонда, находящегося на его балансе, оказание услуг населению, на основании заключенных с Учредителем или уполномоченным им органом договоров исполнения муниципального заказа.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава Муниципального унитарного предприятия "Вуктылжилкомхоз" МУП строит свои отношения с другими предприятиями, учреждениями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, не противоречащих действующему законодательству.
Согласно материалам дела проверяемый Инспекцией жилищный фонд не находится на балансе Предприятия. Однако, как следует из материалов дела МУП заключило договоры с собственниками жилых помещений (гражданами, проживающими в жилых домах г. Вуктыла) о предоставлении последним жилищных услуг по содержанию и ремонту межэтажных лестничных клеток, крыш, чердачных помещений, технических подвалов, коридоров, внеквартирного инженерного оборудования, мусоропроводов и других мест общего пользования, вывозу мусора, уборке внутридомовых территорий и др. услуг, согласно перечня, предусмотренного нормативными документами, а также коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (л.д. 44 - 105 том 2). Названные договоры являются действующими, в судебном порядке не расторгнуты. Доказательства, свидетельствующие об обратном, апеллянтом в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обстоятельств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, обязательства МУП "Вуктылжилкомхоз" по содержанию и ремонту жилищного фонда, в т.ч. обслуживанию и ремонту инженерного оборудования, находящегося у него на обслуживании, предоставлению жилищных услуг населению, собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, сохраняют свою силу. Вышеназванные договоры, заключенные с собственниками жилых помещений, действует до тех пор, пока собственники жилых помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую компанию.
В связи с указанным доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что МУП ненадлежащим образом исполняло обязанности техническому обслуживанию и ремонту муниципального жилищного фонда г. Вуктыл, Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Коми от 06.11.2007 г. о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, и учитывая, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом, указанного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Вуктылжилкомхоз" - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Вуктылжилкомхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ЛЫСОВА
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)