Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Кузнецова А.Г.,
судей Маликовой Э.М., Татаркиной Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 по делу N А50-6510/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Перми - Шадрина Т.В. (доверенность от 18.07.2007 N 11-01-43-2976).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения под литерой А общей площадью 173,4 кв. м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22. Также заявитель просит возложить на Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные помещения.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2007 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007; судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 (судьи Няшин В.А., Дюкин В.Ю., Крымджанова М.С.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч. 1 ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Перми просила оставить решение и постановление без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, был построен и принят в эксплуатацию в 1990 г.
При проведении первичной инвентаризации нежилые помещения N 15 - 30, расположенные на первом этаже данного жилого дома, были описаны с указанием назначения "пульт управления лифтами" (технический паспорт по состоянию на 24.12.1990).
При проведении последующих инвентаризаций (в 1998, 2003 и 2006 г.) названые нежилые помещения были описаны и поименованы как коридоры, кабинеты, архив, туалет, умывальник и вентиляционная камера. Указание на размещение в данных помещениях пульта управления лифтами в соответствующих технических паспортах отсутствует.
В соответствии с договором о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение от 16.11.1993 жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, передан в полное хозяйственное ведение акционерного общества "Пермэнерго" (регистрационное удостоверение от 11.10.1995 N 4-28, выданное Бюро технической инвентаризации администрации г. Перми).
На основании постановления главы г. Перми от 01.04.2003 N 917 о принятии из федеральной собственности с баланса открытого акционерного общества "Пермэнерго" в состав муниципальной собственности жилищного фонда с находящимися в домах нежилыми помещениями (без учета приватизированных квартир и выкупленных помещений) жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, наряду с другими объектами жилищного фонда по акту (накладной) от 30.10.2003 N 51д был передан муниципальному учреждению "Жилищная служба Индустриального района".
Администрация г. Перми 22.11.2006 обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения N 15 - 30 общей площадью 173,4 кв. м, расположенные на первом этаже указанного жилого дома.
Сообщением от 21.12.2006 со ссылкой на абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на данные помещения ввиду обращения с соответствующим заявлением ненадлежащего лица. Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю указало, что нежилые помещения, как помещения управления лифтами, предназначены для обслуживания помещений жилого дома и поэтому в силу ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежат собственникам помещений в многоквартирном жилом доме на праве общей долевой собственности.
Полагая, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения является незаконным, администрация г. Перми обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Установив, что спорные нежилые помещения фактически не использовались и не используются в настоящее время в качестве пульта управления лифтами, оборудование, обслуживающее квартиры в доме, в них отсутствует, то есть эксплуатация жилого дома возможна без использования данных помещений, суды правомерно указали на отсутствие оснований для отнесения этих помещений к общему имуществу в многоквартирном доме, предусмотренных названной нормой права, действовавшей на момент передачи помещений в муниципальную собственность. Доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о том, что спорные помещения принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме в силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку изначально были предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, правомерно отклонены судами ввиду того, что названная норма не подлежит применению к отношениям сторон.
Учитывая, что право муниципальной собственности на названные выше нежилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, возникло на основании постановления главы г. Перми от 01.04.2003 N 917, данные помещения включены в реестр муниципальной собственности, суды пришли к верному выводу о том, что за регистрацией обратилось надлежащее лицо, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения по указанному основанию неправомерен.
Поскольку данные действия Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю противоречат закону и нарушают права муниципального образования "Город Пермь", суды в соответствии с положениями ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признали решение от 21.12.2006 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Пермь" на спорные нежилые помещения недействительным и обязали Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю провести соответствующую государственную регистрацию.
Выводы судов являются правильными, сделанными на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, при рассмотрении дела судами допущено не было.
Доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007) по делу N А50-6510/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2007 N Ф09-10453/07-С6 ПО ДЕЛУ N А50-6510/2007
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2007 г. N Ф09-10453/07-С6
Дело N А50-6510/2007
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Кузнецова А.Г.,
судей Маликовой Э.М., Татаркиной Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 по делу N А50-6510/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Перми - Шадрина Т.В. (доверенность от 18.07.2007 N 11-01-43-2976).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения под литерой А общей площадью 173,4 кв. м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22. Также заявитель просит возложить на Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные помещения.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2007 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007; судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 (судьи Няшин В.А., Дюкин В.Ю., Крымджанова М.С.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч. 1 ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Перми просила оставить решение и постановление без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, был построен и принят в эксплуатацию в 1990 г.
При проведении первичной инвентаризации нежилые помещения N 15 - 30, расположенные на первом этаже данного жилого дома, были описаны с указанием назначения "пульт управления лифтами" (технический паспорт по состоянию на 24.12.1990).
При проведении последующих инвентаризаций (в 1998, 2003 и 2006 г.) названые нежилые помещения были описаны и поименованы как коридоры, кабинеты, архив, туалет, умывальник и вентиляционная камера. Указание на размещение в данных помещениях пульта управления лифтами в соответствующих технических паспортах отсутствует.
В соответствии с договором о передаче государственного имущества в хозяйственное ведение от 16.11.1993 жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, передан в полное хозяйственное ведение акционерного общества "Пермэнерго" (регистрационное удостоверение от 11.10.1995 N 4-28, выданное Бюро технической инвентаризации администрации г. Перми).
На основании постановления главы г. Перми от 01.04.2003 N 917 о принятии из федеральной собственности с баланса открытого акционерного общества "Пермэнерго" в состав муниципальной собственности жилищного фонда с находящимися в домах нежилыми помещениями (без учета приватизированных квартир и выкупленных помещений) жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, наряду с другими объектами жилищного фонда по акту (накладной) от 30.10.2003 N 51д был передан муниципальному учреждению "Жилищная служба Индустриального района".
Администрация г. Перми 22.11.2006 обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения N 15 - 30 общей площадью 173,4 кв. м, расположенные на первом этаже указанного жилого дома.
Сообщением от 21.12.2006 со ссылкой на абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на данные помещения ввиду обращения с соответствующим заявлением ненадлежащего лица. Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю указало, что нежилые помещения, как помещения управления лифтами, предназначены для обслуживания помещений жилого дома и поэтому в силу ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежат собственникам помещений в многоквартирном жилом доме на праве общей долевой собственности.
Полагая, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения является незаконным, администрация г. Перми обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Установив, что спорные нежилые помещения фактически не использовались и не используются в настоящее время в качестве пульта управления лифтами, оборудование, обслуживающее квартиры в доме, в них отсутствует, то есть эксплуатация жилого дома возможна без использования данных помещений, суды правомерно указали на отсутствие оснований для отнесения этих помещений к общему имуществу в многоквартирном доме, предусмотренных названной нормой права, действовавшей на момент передачи помещений в муниципальную собственность. Доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о том, что спорные помещения принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме в силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку изначально были предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, правомерно отклонены судами ввиду того, что названная норма не подлежит применению к отношениям сторон.
Учитывая, что право муниципальной собственности на названные выше нежилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, пр. Декабристов, 22, возникло на основании постановления главы г. Перми от 01.04.2003 N 917, данные помещения включены в реестр муниципальной собственности, суды пришли к верному выводу о том, что за регистрацией обратилось надлежащее лицо, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения по указанному основанию неправомерен.
Поскольку данные действия Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю противоречат закону и нарушают права муниципального образования "Город Пермь", суды в соответствии с положениями ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признали решение от 21.12.2006 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Пермь" на спорные нежилые помещения недействительным и обязали Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю провести соответствующую государственную регистрацию.
Выводы судов являются правильными, сделанными на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, при рассмотрении дела судами допущено не было.
Доводы Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007) по делу N А50-6510/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВ А.Г.
Судьи
МАЛИКОВА Э.М.
ТАТАРКИНА Т.Н.
КУЗНЕЦОВ А.Г.
Судьи
МАЛИКОВА Э.М.
ТАТАРКИНА Т.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)