Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5496/2010) муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2010 по делу N А81-6460/2009 (судья Максимова О.В.), принятое по иску муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард, ОАО "Харп-Энерго-Газ" - представители не явились,
установил:
Муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой") 12.11.2009 обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее - ОАО "Харп-Энерго-Газ") об обязании принять в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий к проекту договора на водоснабжение и водоотведение (население) от 01.07.2009 N 37 ВК, пункты 1.2, 2.1, 2.4, 2.24, 3.2.2, 3.2.9, 4.1.12 - 4.1.17, 5.4, 6.4, 7.2, 7.3, 9.2 договора, приложение N 3 к договору, исключить пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.1.13, 3.1.18 - 3.1.21, 5.6, 6.2.4, 8.5, приложения к договору, дополнить договор пунктом 9.5.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6460/2009 исковые требования удовлетворены частично. Спорные пункты договора приняты в следующей редакции: пункты 1.2, 3.2.9, 4.1.12 - 4.1.17 не включены в договор, пункт 3.1.19 исключен; пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.7, 2.24, 3.1.13, 3.1.18, 3.1.20, 3.1.21, 5.4, 5.6, 6.2.4, 6.4, 7.3, 8.5, 9.2 договора приняты в редакции ответчика; пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора приняты в редакции истца; включен пункт 9.5 - Приложения: приложение N 1 "Расчет объемов водопотребления", приложение N 2 "Расчет объемов водоотведения", акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности, акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности, акт присоединения канализационных сетей. Приложение N 3 принято в редакции ответчика. С ОАО "Харп-Энерго-Газ" в пользу муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования г. Салехард взыскано 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
ОАО "Харп-Энерго-Газ" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Харп-Энерго-Газ" направило в адрес МП "Салехардремстрой" проект договора на водоснабжение и водоотведение (население) от 01.07.2009 N 37 ВК, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ОАО "Харп-Энерго-Газ") обязалась предоставлять абоненту (муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования г. Салехард) через присоединенную сеть услуги по водоснабжению и водоотведению в пользу третьих лиц - населения п. Харп, а абонент обязался их принимать и оплачивать.
Истец подписал договор с протоколом разногласий от 17.09.2009 (л.д. 44 - 54 т. 1).
В свою очередь, ответчик направил истцу протокол согласования разногласий, в котором принял в редакции истца пункты 1.1, 2.4, 2.27, 3.1.6, 3.1.10, 3.2.2 договора (л.д. 55 - 57 т. 1). По остальным пунктам соглашение достигнуто не было, в связи с чем спор в порядке пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) передан на рассмотрение арбитражного суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договор N 37 ВК от 01.07.2009 о предоставлении ресурсоснабжающей организацией абоненту через присоединенную сеть услуг по водоснабжению и водоотведению, при заключении которого возникли разногласия, в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора должны соответствовать в том числе обязательным правилам, установленным Правительством РФ.
К таким правилам относятся Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167) регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов (пункт 2). Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (пункт 5).
Поскольку коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации истцом - МП "Салехардремстрой" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, на отношения сторон дополнительно распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
МП "Салехардремстрой" просит включить в условия договора N 37 ВК от 01.07.2009 пункт 1.2 следующего содержания: "В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора по услугам водоснабжения и водоотведения, заключаемого с исполнителем с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам".
Ответчик возражает против включения указанного пункта в текст договора.
Суд первой инстанции обоснованно не включил указанное условие в текст договора, поскольку стороны при его исполнении должны руководствоваться не только Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Невключение в договор пункта 1.2 не означает, что к правоотношениям сторон не подлежат применению Правила N 307.
Пункт 2.1 договора принят судом первой инстанции в редакции ответчика: "Ресурсоснабжающая организация подает: а) водоснабжение (питьевую воду) в размере установленного лимита 36 585,00 м3/мес., и 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. с соблюдением режима подачи поддерживать давление не менее 6 м/вод. ст., и оказывает услуги по водоотведению в размере установленного лимита 36 585,00 м3/мес., и 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. Плата за питьевую воду производится за плановое количество 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. на сумму 9 866 974,50 руб. с учетом НДС. Плата за сточные воды производится за плановое количество м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. на сумму 9 241 371,00 руб. Всего на сумму 19 108 345,50 руб. за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. в том числе НДС (18%) по тарифам для населения. Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются Администрацией МО Приуральский район с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в водопотреблении и бытовом водоотведении; соблюдения лимитов потребления водоснабжения и водоотведения и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных Ресурсоснабжающей организации водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию водоснабжения, сокращению водоотведения загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента".
Размер лимита водопотребления и водоотведения рассчитан следующим образом: 4878 x 7,5 = 36 585 куб. м/мес., где - 4878 - количество человек, проживающих в п. Харп, согласно справке паспортного стола, 7,5 куб. м - норматив потребления воды на 1 чел. в месяц, согласно Постановлению Главы Администрации Приуральского района от 27.02.2007 N 71 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения муниципального образования Приуральский район".
Истец предложил свой расчет платы: "Ресурсоснабжающая организация подает: а) водоснабжение (питьевую воду) в размере установленного лимита 204 435,00 м3/за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 с соблюдением режима подачи поддерживать давление не менее 6 м/вод. ст., и оказывает услуги по водоотведению в размере установленного лимита 194 213,25 м3/за 6 месяцев (с 01.07.2009 по 31.12.2009). Плата за питьевую воду производится за плановое количество 204 435,00 м3/ за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 на сумму 9 189 353,25 руб. с учетом НДС. Плата за сточные воды производится за плановое количество 194 213,25 м3/за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 на сумму 8 176 377,83 руб. Всего на сумму 17 365 731,08 руб. за 6 месяцев (с 01.07.2009 по 31.12.2009 с НДС по тарифам население.
Суд первой инстанции принял пункт 2.1 договора в редакции ответчика, указав, что представленный истцом расчет не обоснован, не подтвержден нормативными актами, на основании которых рассчитываются лимиты подачи (потребления) услуг по водоснабжению и водоотведению.
В апелляционной жалобе истец также не обосновал расчет, изложенный в его редакции пункта 2.1 договора, указав лишь, что общая плата, количество коммунального ресурса ответчиком завышены; выставленные ответчиком счета-фактуры будут противоречить расчетам фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные работы и услуги.
Однако документально указанные доводы не подтверждены.
Пункты 2.3, 2.5, 2.7 договора приняты в редакции ответчика: "Для заключения настоящего договора и договоров, заключаемых в последующем, абонент представляет Ресурсоснабжающей организации следующие документы: заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и водоотведения, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения абонента и субабонентов; документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разрешительную документацию на присоединение; схемы водоснабжения и водоотведения; баланс водопотребления и водоотведения" (пункт 2.3 договора). "Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент" (пункт 2.5 договора). "Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, Правилами пользования системам коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, правилами и инструкциями изготовителей средств измерений" (пункт 2.7 договора).
Судом указано, что пункты договора в редакции ответчика соответствуют требованиям пунктов 12, 35, 37 Правил N 167.
Ссылка МП "Салехардремстрой" на статью 421 ГК РФ, устанавливающую принцип свободы договора, отклоняется, так как заключаемый сторонами договор является публичным и в силу пунктов 4, 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора должны соответствовать в том числе обязательным правилам, установленным Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 167 для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы: заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов; документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разрешительная документация на присоединение; схемы водоснабжения и канализации; баланс водопотребления и водоотведения; план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.
Пунктом 35 Правил N 167 установлено, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.
В силу пункта 37 Правил N 167 проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений.
Пункт 2.24 договора принят в редакции ответчика: "При ремонте средств измерений на срок, согласованный с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (но не более 30 дней), допускается определение фактического водоснабжения и (или) водоотведения по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду. В случае отсутствия средств измерений на срок более 30 дней расчет за водопотребление производится согласно действующему законодательству".
Истец предлагал следующую редакцию указанного пункта договора: "При ремонте средств измерений на срок, согласованный с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (но не более 30 дней), допускается определение фактического водоснабжения по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду".
Суд апелляционной инстанции полагает, что редакция указанного пункта договора, предложенная ответчиком, является более полной, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исключил из текста договора пункт 2.25 и не изменил пункты 2.27, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.10, 3.1.12 договора, отклоняется, так как в просительной части искового заявления МП "Салехардремстрой" отсутствуют требования относительно указанных пунктов договора. До принятия судом решения по делу истец не заявлял об уточнении иска.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.1996 N 13 предметом иска является материально-правовое требование к ответчику, а основанием - фактические обстоятельства, на которых основано требование.
При разрешении спора арбитражный суд связан рамками предмета иска, то есть пределами материально-правового требования, заявленного истцом. Суд не может выйти за пределы исковых требований и разрешить требование, не заявлявшееся истцом.
В противном случае будет нарушен принцип состязательности арбитражного процесса, а ответчик лишится права высказать свои возражения (части 2, 3, 4 статьи 65, статьи 131, часть 3 статьи 136, статьи 162, 164 АПК РФ).
Пункт 3.1.13 договора, устанавливающий обязанности абонента, принят в редакции ответчика: "На время отсутствия приборов учета по договору официально представлять информацию о численности населения".
Указанный пункт договора не противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2 к Правилам N 307.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 ("Расчет размера платы за коммунальные услуги"), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле: Pky.i = ni x Nj x Tky, где: ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); Nj - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт.час в месяц на 1 чел.); Tky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Таким образом, для учета ненормативного потребления воды и определения объема подлежащего передаче ресурса ресурсоснабжающая организация должна располагать сведениями о количестве проживающих граждан в домах, не оборудованных узлами учета.
Пункты 3.1.18 - 3.1.21 договора об обязанностях абонента приняты в редакции ответчика: "Выполнить работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения. Установить средства измерения для определения количеств воды, израсходованной на промывку" (пункт 3.1.18). "В течение трех дней с момента получения от ресурсоснабжающей организации акта приемки-сдачи оказанных услуг подписать его и возвратить в адрес исполнителя, либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае не представления абонентом мотивированного отказа от подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг, либо при невозвращении его в указанный срок, акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами" (пункт 3.1.20). "Представлять по требованию исполнителя подписанный акт сверки взаиморасчетов в течение 3 (трех) дней с момента его получения" (пункт 3.1.21).
Истец не обосновал несоответствие указанных пунктов договора действующему законодательству и необходимость их исключения из условий договора.
При этом об обязанности абонента осуществлять промывку водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения, установить средства измерения для определения количеств воды, израсходованной на промывку, указано в Циркулярном письме Госстроя РФ от 14.10.1999 N ЛЧ-3555/12 "О Разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Суд отказал истцу во включении в договор пункта 3.2.9 о праве абонента требовать возмещения убытков, понесенных по вине ресурсоснабжающей организации, поскольку ответственность ресурсоснабжающей организации предусмотрена разделом 7 договора "Ответственность сторон". Невключение пункта 3.2.9 в текст договора не лишает абонента права в установленном законом порядке требовать от ресурсоснабжающей организации возмещения убытков.
Во включении в договор пунктов 4.1.12 - 4.1.17 суд первой инстанции отказал, поскольку истец не подтвердил нормативными правовыми актами необходимость включения указанных пунктов в договор.
Истец предлагал включить в текст договора указанные пункты об обязанностях ресурсоснабжающей организации следующего содержания: "Учитывать за услуги по водоснабжению и канализации наличие в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета субабонентов, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета исходить из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета субабонентов и размер оплаты определять исходя из нормативов потребления и количества человек в соответствии с представленными ежемесячными расчетами фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные объемы работ и услуг абонентом, утвержденными между абонентом и Администрацией муниципального образования Приуральский район" (пункт 4.1.12). "При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы рассчитывать по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, определять в соответствии с лимитами (приложение N 1, 2 к договору)" (пункт 4.1.13). "При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер оплаты за услуги по водоснабжению и водоотведению определять по общедомовым приборам учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006" (пункт 4.1.14). "При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определять в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006" (пункт 4.1.15). "Направлять абоненту в письменной форме информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам" (пункт 4.1.16). "При временном отсутствии субабонента в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд, осуществлять перерасчет платы за коммунальные услуги. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета" (пункт 4.1.17).
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167, абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктами 1, 34 настоящих Правил. При отсутствии указанного учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 ГК РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (пункт 10, подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В силу пункта 34 Правил N 167 для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента.
Как предусмотрено пунктом 1 Правил N 167, граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Условие, касающееся установления (определения, закрепления) границы эксплуатационной ответственности, подлежит применению с учетом положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно названному пункту, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Применение к отношениям сторон условия о том, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, недопустимо. Применение указанного условия означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении истца
Вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09).
Условие о необходимости определять размер оплаты исходя из нормативов потребления и количества человек в соответствии с представленными ежемесячными расчетами фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные объемы работ и услуг абонентом, не подлежит включению в договор. Из указанного условия и иных условий договора невозможно установить, кем и в какой срок ресурсоснабжающей организации должны представляться сведения о субсидиях и целевом бюджетном финансировании.
Пункт 4.1.17 не подлежит включению в договор.
Указанный пункт соответствует пункту 54 Правил N 307 - при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Между тем, на ресурсоснабжающую организацию договором не может быть возложена обязанность по такому перерасчету, поскольку в силу пункта 56 Правил N 307 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
То есть отношения по перерасчету платы за коммунальные услуги складываются между исполнителем и потребителем. Для перерасчета потребитель должен представить ряд документов, которые подлежат оценке исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, обязанность по перерасчету не может быть возложена на ресурсоснабжающую организацию, отношения которой с потребителем опосредованы участием абонента (исполнителя).
Пункт 5.4 договора суд принял в редакции ответчика: "Все расчеты по настоящему договору за оказанные услуги производятся абонентом путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, согласно выставленным счет-фактурам в срок до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за расчетным. В платежном поручении на оплату оказанных ресурсоснабжающей организацией услуг обязательна ссылка абонента на дату и номер договора, счета-фактуры, вида оказанных услуг и акта приемки-сдачи оказанных услуг, по которым производится оплата".
Редакция указанного пункта договора соответствует требованиям Положения Центрального банка РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 03.03.2003, 11.06.2004, 02.05.2007, 22.01.2008).
Пункт 5.6 договора принят в редакции ответчика: "Повышенная плата производится только на основании отбора проб и проведения анализа".
Истец не обосновал, чем редакция данного пункта нарушает его права как абонента.
Пункты 6.2.4, 6.4 договора о праве ресурсоснабжающей организации прекратить или ограничить услуги водоснабжения и водоотведения приняты в редакции ответчика: "Попадания не разрешенных к сбросу водоотведения и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии" (пункт 6.2.4). "При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты услуг водоснабжения и водоотведения (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) ресурсоснабжающая организация, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует в следующей последовательности: при неуплате абонентом предоставляемых ему услуг водоснабжения и водоотведения в течение трех и более расчетных периодов, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ему срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена услуга водоснабжения и водоотведения; при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение услуг водоснабжения и водоотведения. При введении указанного ограничения извещает об этом абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; если по истечении 20 дней со дня введения ограничения услуг водоснабжения и водоотведения абонентом не будет погашено 50% образовавшейся задолженности, то исполнитель может полностью прекратить услуги водоснабжения и водоотведения до 50% погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (пункт 6.4 договора).
Указанные редакции пунктов договора соответствуют требованиям Правил N 167 (пункты 82, 83), при этом предложенное ответчиком в пункте 6.4 основание для полного прекращения услуг водоснабжения и водоотведения - непогашение 50% задолженности по истечении 20 дней со дня введения ограничения, является для абонента более льготным, чем предусмотренное в пункте 83 Правил N 167.
Пункт 7.3 договора принят в редакции ответчика: "Абонент несет ответственность за вред, причиненный исполнителю или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество канализационных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам; за целость и сохранность пломб на средствах измерений, задвижке, обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении; за достоверность информации по учету полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ".
Истец предлагал следующую редакцию указанного пункта договора: "Абонент несет ответственность за вред, причиненный ресурсоснабжающей организации или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за целость и сохранность пломб на средствах измерений, задвижке, обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении; за достоверность информации по учету полученной питьевой воды".
Однако истец не представил доказательств несоответствия указанного пункта договора в редакции ответчика действующему законодательству.
Пункт 8.5 "После утверждения Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа "Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" договор подлежит пересмотру в соответствии с требованиями вышеуказанных документов" не исключен из договора, поскольку он не противоречит действующему законодательству.
Пункт 9.2 договора принят в редакции ответчика: "При выполнении настоящего Договора стороны руководствуются: "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", СНиП "Внутренний водопровод и канализации зданий", "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", ГОСТы "Вода питьевая", "Счетчики холодной воды", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами".
Истец просил принять указанный пункт договора в следующей редакции: "При выполнении настоящего Договора стороны руководствуются: "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", СНиП "Внутренний водопровод и канализации зданий", "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", ГОСТы "Вода питьевая", "Счетчики холодной воды", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006".
Пункт 9.2 договора, принятый в редакции ответчика, прав истца не нарушает, поскольку для применения к правоотношениям сторон Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не требуется указание на это в договоре.
Как видно из предложенного ответчиком проекта договора, после пункта 9.4 в нем указаны приложения: акт по ежемесячному водопотреблению и водоотведению за 2009 год; акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности; акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности.
В исковом заявлении истец просил включить в договор пункт 9.5 "Приложения: - Приложение N 1 "Расчет объемов водопотребления"; - Приложение N 2 "Расчет объемов водоотведения"; - Акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности; - Акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности; - Акт присоединения канализационных сетей.
Как видно из резолютивной части решения, указанный истцом пункт 9.5 включен в договор.
Приложение N 3 к договору "Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей" принято в редакции ответчика.
Истец не обосновал со ссылками на нормативные акты, что ответственность за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей он несет до мест соединения общедомового прибора учета - первое фланцевое (резьбовое) соединение после запорной арматуры.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора не приняты в редакции истца, противоречат обжалуемому решению. Суд принял пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора в редакции истца.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба МП "Салехардремстрой" оставляется без удовлетворения. Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6460/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.РЯБУХИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2010 ПО ДЕЛУ N А81-6460/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. по делу N А81-6460/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5496/2010) муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2010 по делу N А81-6460/2009 (судья Максимова О.В.), принятое по иску муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального предприятия "Салехардремстрой" МО г. Салехард, ОАО "Харп-Энерго-Газ" - представители не явились,
установил:
Муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой") 12.11.2009 обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее - ОАО "Харп-Энерго-Газ") об обязании принять в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий к проекту договора на водоснабжение и водоотведение (население) от 01.07.2009 N 37 ВК, пункты 1.2, 2.1, 2.4, 2.24, 3.2.2, 3.2.9, 4.1.12 - 4.1.17, 5.4, 6.4, 7.2, 7.3, 9.2 договора, приложение N 3 к договору, исключить пункты 2.3, 2.5, 2.7, 3.1.13, 3.1.18 - 3.1.21, 5.6, 6.2.4, 8.5, приложения к договору, дополнить договор пунктом 9.5.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6460/2009 исковые требования удовлетворены частично. Спорные пункты договора приняты в следующей редакции: пункты 1.2, 3.2.9, 4.1.12 - 4.1.17 не включены в договор, пункт 3.1.19 исключен; пункты 2.1, 2.3, 2.5, 2.7, 2.24, 3.1.13, 3.1.18, 3.1.20, 3.1.21, 5.4, 5.6, 6.2.4, 6.4, 7.3, 8.5, 9.2 договора приняты в редакции ответчика; пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора приняты в редакции истца; включен пункт 9.5 - Приложения: приложение N 1 "Расчет объемов водопотребления", приложение N 2 "Расчет объемов водоотведения", акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности, акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности, акт присоединения канализационных сетей. Приложение N 3 принято в редакции ответчика. С ОАО "Харп-Энерго-Газ" в пользу муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования г. Салехард взыскано 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
ОАО "Харп-Энерго-Газ" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Харп-Энерго-Газ" направило в адрес МП "Салехардремстрой" проект договора на водоснабжение и водоотведение (население) от 01.07.2009 N 37 ВК, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ОАО "Харп-Энерго-Газ") обязалась предоставлять абоненту (муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования г. Салехард) через присоединенную сеть услуги по водоснабжению и водоотведению в пользу третьих лиц - населения п. Харп, а абонент обязался их принимать и оплачивать.
Истец подписал договор с протоколом разногласий от 17.09.2009 (л.д. 44 - 54 т. 1).
В свою очередь, ответчик направил истцу протокол согласования разногласий, в котором принял в редакции истца пункты 1.1, 2.4, 2.27, 3.1.6, 3.1.10, 3.2.2 договора (л.д. 55 - 57 т. 1). По остальным пунктам соглашение достигнуто не было, в связи с чем спор в порядке пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) передан на рассмотрение арбитражного суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договор N 37 ВК от 01.07.2009 о предоставлении ресурсоснабжающей организацией абоненту через присоединенную сеть услуг по водоснабжению и водоотведению, при заключении которого возникли разногласия, в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора должны соответствовать в том числе обязательным правилам, установленным Правительством РФ.
К таким правилам относятся Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167) регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов (пункт 2). Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (пункт 5).
Поскольку коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации истцом - МП "Салехардремстрой" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, на отношения сторон дополнительно распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
МП "Салехардремстрой" просит включить в условия договора N 37 ВК от 01.07.2009 пункт 1.2 следующего содержания: "В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора по услугам водоснабжения и водоотведения, заключаемого с исполнителем с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам".
Ответчик возражает против включения указанного пункта в текст договора.
Суд первой инстанции обоснованно не включил указанное условие в текст договора, поскольку стороны при его исполнении должны руководствоваться не только Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Невключение в договор пункта 1.2 не означает, что к правоотношениям сторон не подлежат применению Правила N 307.
Пункт 2.1 договора принят судом первой инстанции в редакции ответчика: "Ресурсоснабжающая организация подает: а) водоснабжение (питьевую воду) в размере установленного лимита 36 585,00 м3/мес., и 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. с соблюдением режима подачи поддерживать давление не менее 6 м/вод. ст., и оказывает услуги по водоотведению в размере установленного лимита 36 585,00 м3/мес., и 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. Плата за питьевую воду производится за плановое количество 219 510,00 м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. на сумму 9 866 974,50 руб. с учетом НДС. Плата за сточные воды производится за плановое количество м3/за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. на сумму 9 241 371,00 руб. Всего на сумму 19 108 345,50 руб. за 6 месяцев (с 01.07 по 31.12) 2009 г. в том числе НДС (18%) по тарифам для населения. Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются Администрацией МО Приуральский район с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в водопотреблении и бытовом водоотведении; соблюдения лимитов потребления водоснабжения и водоотведения и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных Ресурсоснабжающей организации водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию водоснабжения, сокращению водоотведения загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента".
Размер лимита водопотребления и водоотведения рассчитан следующим образом: 4878 x 7,5 = 36 585 куб. м/мес., где - 4878 - количество человек, проживающих в п. Харп, согласно справке паспортного стола, 7,5 куб. м - норматив потребления воды на 1 чел. в месяц, согласно Постановлению Главы Администрации Приуральского района от 27.02.2007 N 71 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения муниципального образования Приуральский район".
Истец предложил свой расчет платы: "Ресурсоснабжающая организация подает: а) водоснабжение (питьевую воду) в размере установленного лимита 204 435,00 м3/за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 с соблюдением режима подачи поддерживать давление не менее 6 м/вод. ст., и оказывает услуги по водоотведению в размере установленного лимита 194 213,25 м3/за 6 месяцев (с 01.07.2009 по 31.12.2009). Плата за питьевую воду производится за плановое количество 204 435,00 м3/ за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 на сумму 9 189 353,25 руб. с учетом НДС. Плата за сточные воды производится за плановое количество 194 213,25 м3/за 6 месяцев с 01.07.2009 по 31.12.2009 на сумму 8 176 377,83 руб. Всего на сумму 17 365 731,08 руб. за 6 месяцев (с 01.07.2009 по 31.12.2009 с НДС по тарифам население.
Суд первой инстанции принял пункт 2.1 договора в редакции ответчика, указав, что представленный истцом расчет не обоснован, не подтвержден нормативными актами, на основании которых рассчитываются лимиты подачи (потребления) услуг по водоснабжению и водоотведению.
В апелляционной жалобе истец также не обосновал расчет, изложенный в его редакции пункта 2.1 договора, указав лишь, что общая плата, количество коммунального ресурса ответчиком завышены; выставленные ответчиком счета-фактуры будут противоречить расчетам фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные работы и услуги.
Однако документально указанные доводы не подтверждены.
Пункты 2.3, 2.5, 2.7 договора приняты в редакции ответчика: "Для заключения настоящего договора и договоров, заключаемых в последующем, абонент представляет Ресурсоснабжающей организации следующие документы: заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и водоотведения, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения абонента и субабонентов; документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разрешительную документацию на присоединение; схемы водоснабжения и водоотведения; баланс водопотребления и водоотведения" (пункт 2.3 договора). "Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент" (пункт 2.5 договора). "Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, Правилами пользования системам коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, правилами и инструкциями изготовителей средств измерений" (пункт 2.7 договора).
Судом указано, что пункты договора в редакции ответчика соответствуют требованиям пунктов 12, 35, 37 Правил N 167.
Ссылка МП "Салехардремстрой" на статью 421 ГК РФ, устанавливающую принцип свободы договора, отклоняется, так как заключаемый сторонами договор является публичным и в силу пунктов 4, 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора должны соответствовать в том числе обязательным правилам, установленным Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 167 для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы: заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов; документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разрешительная документация на присоединение; схемы водоснабжения и канализации; баланс водопотребления и водоотведения; план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.
Пунктом 35 Правил N 167 установлено, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.
В силу пункта 37 Правил N 167 проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений.
Пункт 2.24 договора принят в редакции ответчика: "При ремонте средств измерений на срок, согласованный с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (но не более 30 дней), допускается определение фактического водоснабжения и (или) водоотведения по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду. В случае отсутствия средств измерений на срок более 30 дней расчет за водопотребление производится согласно действующему законодательству".
Истец предлагал следующую редакцию указанного пункта договора: "При ремонте средств измерений на срок, согласованный с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (но не более 30 дней), допускается определение фактического водоснабжения по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествовавших расчетному периоду".
Суд апелляционной инстанции полагает, что редакция указанного пункта договора, предложенная ответчиком, является более полной, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исключил из текста договора пункт 2.25 и не изменил пункты 2.27, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.10, 3.1.12 договора, отклоняется, так как в просительной части искового заявления МП "Салехардремстрой" отсутствуют требования относительно указанных пунктов договора. До принятия судом решения по делу истец не заявлял об уточнении иска.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.1996 N 13 предметом иска является материально-правовое требование к ответчику, а основанием - фактические обстоятельства, на которых основано требование.
При разрешении спора арбитражный суд связан рамками предмета иска, то есть пределами материально-правового требования, заявленного истцом. Суд не может выйти за пределы исковых требований и разрешить требование, не заявлявшееся истцом.
В противном случае будет нарушен принцип состязательности арбитражного процесса, а ответчик лишится права высказать свои возражения (части 2, 3, 4 статьи 65, статьи 131, часть 3 статьи 136, статьи 162, 164 АПК РФ).
Пункт 3.1.13 договора, устанавливающий обязанности абонента, принят в редакции ответчика: "На время отсутствия приборов учета по договору официально представлять информацию о численности населения".
Указанный пункт договора не противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2 к Правилам N 307.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 ("Расчет размера платы за коммунальные услуги"), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле: Pky.i = ni x Nj x Tky, где: ni - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); Nj - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт.час в месяц на 1 чел.); Tky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Таким образом, для учета ненормативного потребления воды и определения объема подлежащего передаче ресурса ресурсоснабжающая организация должна располагать сведениями о количестве проживающих граждан в домах, не оборудованных узлами учета.
Пункты 3.1.18 - 3.1.21 договора об обязанностях абонента приняты в редакции ответчика: "Выполнить работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения. Установить средства измерения для определения количеств воды, израсходованной на промывку" (пункт 3.1.18). "В течение трех дней с момента получения от ресурсоснабжающей организации акта приемки-сдачи оказанных услуг подписать его и возвратить в адрес исполнителя, либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае не представления абонентом мотивированного отказа от подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг, либо при невозвращении его в указанный срок, акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами" (пункт 3.1.20). "Представлять по требованию исполнителя подписанный акт сверки взаиморасчетов в течение 3 (трех) дней с момента его получения" (пункт 3.1.21).
Истец не обосновал несоответствие указанных пунктов договора действующему законодательству и необходимость их исключения из условий договора.
При этом об обязанности абонента осуществлять промывку водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения, установить средства измерения для определения количеств воды, израсходованной на промывку, указано в Циркулярном письме Госстроя РФ от 14.10.1999 N ЛЧ-3555/12 "О Разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Суд отказал истцу во включении в договор пункта 3.2.9 о праве абонента требовать возмещения убытков, понесенных по вине ресурсоснабжающей организации, поскольку ответственность ресурсоснабжающей организации предусмотрена разделом 7 договора "Ответственность сторон". Невключение пункта 3.2.9 в текст договора не лишает абонента права в установленном законом порядке требовать от ресурсоснабжающей организации возмещения убытков.
Во включении в договор пунктов 4.1.12 - 4.1.17 суд первой инстанции отказал, поскольку истец не подтвердил нормативными правовыми актами необходимость включения указанных пунктов в договор.
Истец предлагал включить в текст договора указанные пункты об обязанностях ресурсоснабжающей организации следующего содержания: "Учитывать за услуги по водоснабжению и канализации наличие в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета субабонентов, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета исходить из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета субабонентов и размер оплаты определять исходя из нормативов потребления и количества человек в соответствии с представленными ежемесячными расчетами фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные объемы работ и услуг абонентом, утвержденными между абонентом и Администрацией муниципального образования Приуральский район" (пункт 4.1.12). "При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы рассчитывать по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, определять в соответствии с лимитами (приложение N 1, 2 к договору)" (пункт 4.1.13). "При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер оплаты за услуги по водоснабжению и водоотведению определять по общедомовым приборам учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006" (пункт 4.1.14). "При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определять в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006" (пункт 4.1.15). "Направлять абоненту в письменной форме информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам" (пункт 4.1.16). "При временном отсутствии субабонента в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд, осуществлять перерасчет платы за коммунальные услуги. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета" (пункт 4.1.17).
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167, абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктами 1, 34 настоящих Правил. При отсутствии указанного учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 ГК РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (пункт 10, подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В силу пункта 34 Правил N 167 для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента.
Как предусмотрено пунктом 1 Правил N 167, граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Условие, касающееся установления (определения, закрепления) границы эксплуатационной ответственности, подлежит применению с учетом положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно названному пункту, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Применение к отношениям сторон условия о том, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, недопустимо. Применение указанного условия означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении истца
Вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09).
Условие о необходимости определять размер оплаты исходя из нормативов потребления и количества человек в соответствии с представленными ежемесячными расчетами фактической суммы субсидий и целевого бюджетного финансирования за фактически выполненные объемы работ и услуг абонентом, не подлежит включению в договор. Из указанного условия и иных условий договора невозможно установить, кем и в какой срок ресурсоснабжающей организации должны представляться сведения о субсидиях и целевом бюджетном финансировании.
Пункт 4.1.17 не подлежит включению в договор.
Указанный пункт соответствует пункту 54 Правил N 307 - при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Между тем, на ресурсоснабжающую организацию договором не может быть возложена обязанность по такому перерасчету, поскольку в силу пункта 56 Правил N 307 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
То есть отношения по перерасчету платы за коммунальные услуги складываются между исполнителем и потребителем. Для перерасчета потребитель должен представить ряд документов, которые подлежат оценке исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, обязанность по перерасчету не может быть возложена на ресурсоснабжающую организацию, отношения которой с потребителем опосредованы участием абонента (исполнителя).
Пункт 5.4 договора суд принял в редакции ответчика: "Все расчеты по настоящему договору за оказанные услуги производятся абонентом путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, согласно выставленным счет-фактурам в срок до 10 (десятого) числа каждого месяца, следующего за расчетным. В платежном поручении на оплату оказанных ресурсоснабжающей организацией услуг обязательна ссылка абонента на дату и номер договора, счета-фактуры, вида оказанных услуг и акта приемки-сдачи оказанных услуг, по которым производится оплата".
Редакция указанного пункта договора соответствует требованиям Положения Центрального банка РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 03.03.2003, 11.06.2004, 02.05.2007, 22.01.2008).
Пункт 5.6 договора принят в редакции ответчика: "Повышенная плата производится только на основании отбора проб и проведения анализа".
Истец не обосновал, чем редакция данного пункта нарушает его права как абонента.
Пункты 6.2.4, 6.4 договора о праве ресурсоснабжающей организации прекратить или ограничить услуги водоснабжения и водоотведения приняты в редакции ответчика: "Попадания не разрешенных к сбросу водоотведения и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии" (пункт 6.2.4). "При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты услуг водоснабжения и водоотведения (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) ресурсоснабжающая организация, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует в следующей последовательности: при неуплате абонентом предоставляемых ему услуг водоснабжения и водоотведения в течение трех и более расчетных периодов, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ему срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена услуга водоснабжения и водоотведения; при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение услуг водоснабжения и водоотведения. При введении указанного ограничения извещает об этом абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; если по истечении 20 дней со дня введения ограничения услуг водоснабжения и водоотведения абонентом не будет погашено 50% образовавшейся задолженности, то исполнитель может полностью прекратить услуги водоснабжения и водоотведения до 50% погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (пункт 6.4 договора).
Указанные редакции пунктов договора соответствуют требованиям Правил N 167 (пункты 82, 83), при этом предложенное ответчиком в пункте 6.4 основание для полного прекращения услуг водоснабжения и водоотведения - непогашение 50% задолженности по истечении 20 дней со дня введения ограничения, является для абонента более льготным, чем предусмотренное в пункте 83 Правил N 167.
Пункт 7.3 договора принят в редакции ответчика: "Абонент несет ответственность за вред, причиненный исполнителю или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество канализационных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам; за целость и сохранность пломб на средствах измерений, задвижке, обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении; за достоверность информации по учету полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ".
Истец предлагал следующую редакцию указанного пункта договора: "Абонент несет ответственность за вред, причиненный ресурсоснабжающей организации или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за целость и сохранность пломб на средствах измерений, задвижке, обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении; за достоверность информации по учету полученной питьевой воды".
Однако истец не представил доказательств несоответствия указанного пункта договора в редакции ответчика действующему законодательству.
Пункт 8.5 "После утверждения Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа "Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" договор подлежит пересмотру в соответствии с требованиями вышеуказанных документов" не исключен из договора, поскольку он не противоречит действующему законодательству.
Пункт 9.2 договора принят в редакции ответчика: "При выполнении настоящего Договора стороны руководствуются: "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", СНиП "Внутренний водопровод и канализации зданий", "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", ГОСТы "Вода питьевая", "Счетчики холодной воды", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами".
Истец просил принять указанный пункт договора в следующей редакции: "При выполнении настоящего Договора стороны руководствуются: "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", СНиП "Внутренний водопровод и канализации зданий", "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения", ГОСТы "Вода питьевая", "Счетчики холодной воды", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006".
Пункт 9.2 договора, принятый в редакции ответчика, прав истца не нарушает, поскольку для применения к правоотношениям сторон Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не требуется указание на это в договоре.
Как видно из предложенного ответчиком проекта договора, после пункта 9.4 в нем указаны приложения: акт по ежемесячному водопотреблению и водоотведению за 2009 год; акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности; акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности.
В исковом заявлении истец просил включить в договор пункт 9.5 "Приложения: - Приложение N 1 "Расчет объемов водопотребления"; - Приложение N 2 "Расчет объемов водоотведения"; - Акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности; - Акт разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности; - Акт присоединения канализационных сетей.
Как видно из резолютивной части решения, указанный истцом пункт 9.5 включен в договор.
Приложение N 3 к договору "Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей" принято в редакции ответчика.
Истец не обосновал со ссылками на нормативные акты, что ответственность за техническое состояние и обслуживание канализационных сетей он несет до мест соединения общедомового прибора учета - первое фланцевое (резьбовое) соединение после запорной арматуры.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора не приняты в редакции истца, противоречат обжалуемому решению. Суд принял пункты 2.4, 3.2.2, 7.2 договора в редакции истца.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба МП "Салехардремстрой" оставляется без удовлетворения. Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2010 по делу N А81-6460/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.РЯБУХИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)