Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2009 ПО ДЕЛУ N А41-10361/09

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2009 г. по делу N А41-10361/09


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Бархатова В.Ю., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица - Селютин А.Н. по доверенности от 08.10.2009 г. N 204/10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2009 г. по делу N А41-10361/09, принятое судьей Мельниковой Е.Н. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" о признании незаконным и отмене постановления от 04 марта 2009 года N 14/764/6 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (далее - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Территориального отдела N 14 Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) от 04.03.2009 г. N 14/764/6 по делу об административном правонарушении, предусмотренного п. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и содержания объектов и производства работ на территории Московской области (далее - Закон МО N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2009 г. по делу N А41-10361/09 в удовлетворении заявленных требований ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" отказано.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Госадмтехнадзором органом доказано и материалами дела подтверждено нарушение ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" требований законодательства о соблюдении чистоты и порядка, действия заявителя содержат состав правонарушения и правильно были квалифицированы административным органом по п. 2 ст. 22 Закона МО N 161/2004-ОЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить, как незаконное и необоснованное.
В качестве доводов апелляционной жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" ссылается на следующее. ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" являясь организацией обслуживающей жилой фонд, не имеет возможности выполнять работы и оказывать услуги, не обусловленные договором. Отсутствие в договоре и перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять незаказанные и неоплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы.
Общество ссылается на п. 1, п. 12, п. 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Общество в апелляционной жалобе отмечает, что согласно имеющимся документам содержание и уборка контейнерной площадки, которая находится вблизи спорного дома не входили в состав работ по договору, данная контейнерная площадка не передавалась на обслуживание ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" по договору в составе общего имущества, так как сведения о ней не содержатся в техническом паспорте. Кроме того, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" указывает, что в Договоре на оказание услуг по управлению многоквартирным домом от 27.08.2007 г., заключенным ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, д. 29, отсутствует ссылка на обязательность соблюдения требований, установленных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.
Заявитель считает, что административным органом не были полно и всесторонне исследованы доказательства по делу.
В судебном заседании представитель Госадмтехнадзора Московской области возражал против удовлетворения жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" по мотивам, изложенным в судебном акте и пояснении на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения. ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не выполнило положения требований, установленные Законом Московской области от 29.11.2005 г. N 249/05-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 22 Закона МО 161/2004-ОЗ. Считает, что материальные и процессуальные нормы права административным органом не нарушены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" (ОГРН 1035007000401) зарегистрировано в качестве юридического лица 26.10.2001 N 50:47:00823 Отделом Московской областной регистрационной палаты в г. Орехово-Зуево (т. 1 л.д. 28).
04.01.2009 г. Госадмтехнадзором Московской области, в соответствии с Законом Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" проведена надзорная проверка контейнерных площадок, расположенных в г. Орехово-Зуево Московской области на предмет вывоза мусора, скопившегося в праздничные дни.
В ходе проведения мероприятия Госадмтехнадзором Московской области выявлены и установлены нарушения по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Шелкоткацкой фабрики около детского областного приюта, ул. Шелкоткацкой фабрики, д. 2, на ул. Стаханова, д. 30, на ул. Гагарина, д. 29, выразившиеся: в переполнении контейнеров и навале мусора на контейнерной площадке. Проведена фотосъемка, копии фотоматериалов имеются в материалах дела (т. 1 л.д. 55 - 58).
Указанные нарушения, фотосъемка были отражены в акте осмотра территории (объекта) от 04.01.2008 г. (т. 1 л.д. 54).
19.01.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении N 14/764/6 (т. 1 л.д. 63).
29.01.2009 г. Госадмтехнадзор Московской области вынес постановление N 14/764/6 по делу об административном правонарушении, которым Госадмтехнадзора Московской области признал ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" виновным в совершении правонарушения предусмотренном п. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (т. 1 л.д. 74).
Не согласившись с постановлением Госадмтехнадзора Московской области от 29.01.2009 г. N 14/764/6, Общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу.
Решением от 27.02.2009 г. первый заместитель начальника Госадмтехнадзора по Московской области - заместитель главного государственного административно-технического инспектора Московской области В.Б. Кабанов, рассмотрев жалобу Общества, отменил постановление по делу об административном правонарушении от 29.01.2009 г. N 14/764/6 и возвратил дело на новое рассмотрение начальнику Территориального отдела N 14 Территориального управления N 2 Госадмтехнадзора Московской области.
04.03.2009 г. Госадмтехнадзор Московской области вынес постановление N 14/764/6 по делу об административном правонарушении, выразившееся в переполнении контейнеров и навале мусора на контейнерной площадке по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, д. 29, которым Госадмтехнадзор Московской области признал ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (т. 1 л.д. 93).
Посчитав постановление административного органа от 04.03.2009 г. N 14/764/6 незаконным, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2009 г. по делу N А41-10361/09 заявленные требования ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2009 г., Общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
Закон Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно ст. 4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу ст. 4 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ) надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы Государственного административно-технического надзора Московской области.
На основании ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005 обязанность по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов, возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на владельцев и/или пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Пунктом 5 статьи 6 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
Ответственность за состояние контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров-накопителей возлагается на организации жилищно-коммунального хозяйства, хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки (п. 11 ст. 6 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ производство работ по сбору и вывозу мусора осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями муниципального образования, собственниками и пользователями зданий, строений, сооружений, земельных участков на основании договоров со специализированными предприятиями.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подпункт 24 пункта 1 статьи 16).
В связи с чем, аналогичные требования правомерно предусмотрены пп. 1 - 4 п. 4, пп. 3 - 4, 7 п. 5 "Правил по содержанию, организации уборки и благоустройству территории г. Орехово-Зуево", утв. Решением Совета депутатов г. Орехово-Зуево Московской области от 25.05.2006 г. N 530/44.
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.08.2006 г. N 491 утвердило "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Подпунктом 16 пункта 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, надлежащее состояние общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственником помещений - путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Согласно пп. д. п. 11 названных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, д. 29 и ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" заключен договор на предоставление собственникам услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома.
Таким образом, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", являясь лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки, расположенной по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, д. 29, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Московской области предусмотрена административная ответственность.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что Правила от 27.09.2003 г. N 170 не могут служить основанием обязательств по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в связи с отсутствием в договоре на оказание услуг по управлению прямой ссылки на них по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития РФ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с жилищным законодательством, утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Постановление от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176, следовательно, Правила от 27.09.2003 г. N 170 являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда, имеют властно-распорядительный характер, обязательны для исполнения.
Кроме того, в силу п. п. 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 г. N 491) управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 15 Правил от 13.08.2006 г. N 491 предусмотрено, что в состав услуг и работ не входят (не относятся к содержанию общего имущества, а следовательно, являются содержанием и ремонтом частного имущества):
- - содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
- - утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
- - уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Таким образом, только перечисленные в п. 15 Правил N 491 содержания общего имущества услуги не охватываются действием договора управления многоквартирным домом.
Кроме того, обязанность по уборке Обществом контейнерной площадки вытекает из положений, содержащихся в "Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004", утвержденные Госстроем РФ, где даны разъяснения и конкретизирована структура, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, а именно: пп. е) п. 1 Приложения "Перечень работ, входящих в плату за содержание жилья" установлено, что уборка контейнерных площадок относится к мероприятиям по санитарной очистке придомовой территории и проводится постоянно.
Пунктом 2 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ административная ответственность установлена за несвоевременную очистку или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, на контейнерной площадке и вне ее, отсутствие графика вывоза отходов производства и потребления влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Зафиксированные в акте осмотра территории, протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований, предъявляемых Законом Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ, Законом Московской области от 29.11.2005 г. N 249/2005-ОЗ, административным органом доказаны. Юридическое лицо ненадлежащим образом содержит территорию контейнерных площадок по ул. Гагарина, д. 29 города Орехово-Зуево Московской области.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 г. N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", установленным, вину ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" в совершенном правонарушении - доказанной.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Госадмтехнадзора Московской области является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение от 18 августа 2009 г. по делу N А41-10361/09 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
А.А.СЛЕСАРЕВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
А.М.КУЗНЕЦОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)