Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2011 года по делу N А76-12928/2011 (судья Щукина Г.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Златмаш" - Кузиков А.В. (паспорт, доверенность от 30.12.2010 N 65 сроком до 31.12.2011);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Копылов С.А. (служебное удостоверение, доверенность от 30.03.2011 N 49 сроком до 31.12.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Златмаш" (далее - заявитель, общество, ООО "СК "Златмаш") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2011 о наложении штрафа по делу N 24А-04/11, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной часть 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 05 октября 2011 года (резолютивная часть объявлена 30.09.2011) заявленные требования удовлетворены.
Административный орган не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обосновании апелляционной жалобы управление полагает, что судом неверно истолкованы нормы частей 9 и 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ " Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений" (далее - Закон N 261-ФЗ), поскольку ООО "СК "Златмаш" является хозяйствующим субъектом, на которого распространяются требования статьи 13 названного Закона.
Следовательно, общество было обязано до 01.07.2010 направить предложения об оснащении коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурса в управляющие организации, а предложения об оснащении индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) - непосредственно каждому собственнику помещения в многоквартирных домах (этот тезис расширен дополнением к апелляционной жалобе).
Действия ООО "СК "Златмаш" по направлению предложений об оснащении приборами учета энергоресурса в адрес трех управляющих компаний, действия последних по уведомлению собственников помещений в многоквартирных домах об оснащении коллективными приборами учета энергоресурса, не являются доказательством исполнением заявителем обязанности по направлению предложений об оснащении помещений многоквартирных домов индивидуальными приборами учета энергоресурса. Не представлено таковых доказательств и управляющими компаниями.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах не получили предложения об оснащении помещений индивидуальными приборами учета энергоресурса ни от ООО "СК "Златмаш", ни от управляющих компаний.
При этом, прежнее оснащение многоквартирных домов приборами учета энергоресурсов (коллективными и индивидуальными) не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение обязанности по направлению названного предложения до 01.07.2010 в рамках Закона N 261-ФЗ.
ООО "СК "Златмаш" письменный отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы жалобы и дополнения к ней, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на обоснованность обжалованного судебного акта.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав представителей сторон, не находит основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управление по поручению ФАС направило в адрес ООО "СК "Златмаш" запрос от 01.10.2010 N 8561/04 с целью осуществления контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (т. 1, л.д. 53-54).
По итогам анализа полученной от общества в ответ на запрос информации определением от 28.02.11 УФАС в отношении заявителя возбуждено дело N 24А-04/11 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, и о проведении административного расследования (т. 1, л.д. 117-118).
Определением от 28.02.11 административным органом истребована у общества дополнительная информация (т. 1, л.д. 119).
Управлением 11.05.2011 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ООО "СК "Златмаш" составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ (т. 1, л.д. 121-125).
Определением от 19.05.11 срок рассмотрения административного дела N 24А-04/11, возбужденного в отношении ООО "СК "Златмаш", продлен до 29.06.11, рассмотрение дела назначено на 14.06.11 (т. 1, л.д. 127).
27 июня 2011 года управлением в присутствии законных представителей общества, в отношении ООО "СК "Златмаш" вынесено постановление о наложении административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ в размере 100 000 рублей (т. 1, л.д. 138-142).
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО "СК "Златмаш" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество, являясь субъектом вмененного административного правонарушения, обязанность, предусмотренную частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, по представлению предложений по оснащению приборами учета выполнило надлежащим образом, в том числе, в случае направления предложений в адрес лиц, ответственных за содержание этих домов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом норм статьи 210 АПК РФ, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положением части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В контексте части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 названной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, отмеченной нормой установлена обязанность, в том числе, организаций, осуществляющих снабжение электроэнергией, в срок до 01.07.2010 предоставить определенному статьей 13 Закона N 261-ФЗ кругу лиц предложения об оснащении объектов приборами учета электроэнергии.
При этом, исходя из содержания приведенной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам. Данное положение подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178 Примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.
Исходя из пункта 2.4 Устава общества, его основными видами деятельности являются передача и распределение электроэнергии (т. 1, л.д. 19).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "СК "Златмаш" является организацией, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии, следовательно, должна соблюдать нормы части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Судом по делу сделан вывод о том, что общество предусмотренную обязанность выполняло надлежащим образом. В установленный срок были направлены соответствующие предложение лицам, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирных домах:
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на территории, обслуживаемой ООО "СК "Златмаш", управление многоквартирными домами осуществляется:
- 1. Посредством управления общим имуществом через управляющую компанию (управляющая компания - ООО "УК "КГХ");
- 2. Посредством управления общим имуществом через жилищные кооперативы (ЖСК "Дружба" и ЖСК "Победа")
Суд пришел к убеждению, что материалами дела подтверждены факты направления предусмотренных законом предложений (письма от 10.06.2010 N 28) заявителем в адрес управляющих организаций, ответственных за содержание домов (ООО "Управляющая компания "Комитет городского хозяйства"; ЖСК "Дружба"; ЖСК "Победа") (т. 1, л.д. 32-34; 39-41; т. 2, л.д. 2-4).
В связи с этим суд констатировал, что, учитывая подтверждение материалами дела факта предоставления заявителем предложений об оснащении приборами учета энергии лицам, ответственным за содержание домов, действиях ООО "СК "Златмаш" отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Из системного толкования указанных норм Закона N 261-ФЗ следует, что обязанность по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, приборами учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации которые: 1) осуществляют снабжение либо осуществляют их передачу, 2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования, 3) осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
Привлекая заявителя к административной ответственности в соответствии с указанными нормами, административный орган руководствовался выводами о наличии у ООО "СК "Златмаш" статуса организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых это общество осуществляет, и неисполнении обществом в установленный срок возложенной на него законом обязанности по предоставлению собственникам помещений в жилых домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемой тепловой энергии.
Наличие у ООО "СК "Златмаш" статуса организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых это общество осуществляет, подтверждено материалами дела и обществом не оспаривается.
Обязанность уведомить собственников недвижимого имущества в многоквартирных домах согласно частям 5 и 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ возложена на энергоснабжающие организации, осуществляющие деятельность в рамках публичного договора - договора энергоснабжения, и на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - управляющие организации, в отношении многоквартирных домов, их групп, как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений (не квартир) в многоквартирном доме.
Сетевая организация, поставляющая электрическую энергию, обязана уведомить лиц, имеющих непосредственное присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в число которых владельцы недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме не входят (не имеют непосредственной точки присоединения к сетям сетевой организации), внутридомовые сети многоквартирных жилых домов сетевой организации не принадлежат.
При этом в дело не представлено доказательств, например, квитанций на оплату электрической энергии, договоров на предоставление услуг по энергоснабжению, заключенных с физическими лицами, которые бы подтверждали, что ООО "СК "Златмаш" является организацией, которая осуществляет снабжение электрической энергией физических лиц - собственников жилых помещений, то есть является ресурсоснабжающей организацией, которая в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязана в срок до 01.07.2010 выполнить требования Закона о представлении собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Электрические сети, используемые обществом для передачи электрической энергии, непосредственно не присоединены к сетям жилых домов и многоквартирных домов.
Таким образом, электрические сети общества непосредственно не присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ оснащению приборами учета.
Для исполнения своей обязанности обществу в силу требований Закона N 261-ФЗ достаточно было направить предложение об оснащении приборами учета либо собственникам помещений в многоквартирных домах, либо лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов (ТСЖ, ЖСК, управляющей компании), что заявителем и сделано.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2011 года по делу N А76-12928/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2011 N 18АП-11349/2011 ПО ДЕЛУ N А76-12928/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. N 18АП-11349/2011
Дело N А76-12928/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2011 года по делу N А76-12928/2011 (судья Щукина Г.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Златмаш" - Кузиков А.В. (паспорт, доверенность от 30.12.2010 N 65 сроком до 31.12.2011);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Копылов С.А. (служебное удостоверение, доверенность от 30.03.2011 N 49 сроком до 31.12.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Златмаш" (далее - заявитель, общество, ООО "СК "Златмаш") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2011 о наложении штрафа по делу N 24А-04/11, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной часть 6 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 05 октября 2011 года (резолютивная часть объявлена 30.09.2011) заявленные требования удовлетворены.
Административный орган не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обосновании апелляционной жалобы управление полагает, что судом неверно истолкованы нормы частей 9 и 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ " Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений" (далее - Закон N 261-ФЗ), поскольку ООО "СК "Златмаш" является хозяйствующим субъектом, на которого распространяются требования статьи 13 названного Закона.
Следовательно, общество было обязано до 01.07.2010 направить предложения об оснащении коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурса в управляющие организации, а предложения об оснащении индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) - непосредственно каждому собственнику помещения в многоквартирных домах (этот тезис расширен дополнением к апелляционной жалобе).
Действия ООО "СК "Златмаш" по направлению предложений об оснащении приборами учета энергоресурса в адрес трех управляющих компаний, действия последних по уведомлению собственников помещений в многоквартирных домах об оснащении коллективными приборами учета энергоресурса, не являются доказательством исполнением заявителем обязанности по направлению предложений об оснащении помещений многоквартирных домов индивидуальными приборами учета энергоресурса. Не представлено таковых доказательств и управляющими компаниями.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах не получили предложения об оснащении помещений индивидуальными приборами учета энергоресурса ни от ООО "СК "Златмаш", ни от управляющих компаний.
При этом, прежнее оснащение многоквартирных домов приборами учета энергоресурсов (коллективными и индивидуальными) не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение обязанности по направлению названного предложения до 01.07.2010 в рамках Закона N 261-ФЗ.
ООО "СК "Златмаш" письменный отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы жалобы и дополнения к ней, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на обоснованность обжалованного судебного акта.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав представителей сторон, не находит основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управление по поручению ФАС направило в адрес ООО "СК "Златмаш" запрос от 01.10.2010 N 8561/04 с целью осуществления контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (т. 1, л.д. 53-54).
По итогам анализа полученной от общества в ответ на запрос информации определением от 28.02.11 УФАС в отношении заявителя возбуждено дело N 24А-04/11 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, и о проведении административного расследования (т. 1, л.д. 117-118).
Определением от 28.02.11 административным органом истребована у общества дополнительная информация (т. 1, л.д. 119).
Управлением 11.05.2011 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ООО "СК "Златмаш" составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 9.16 КоАП РФ (т. 1, л.д. 121-125).
Определением от 19.05.11 срок рассмотрения административного дела N 24А-04/11, возбужденного в отношении ООО "СК "Златмаш", продлен до 29.06.11, рассмотрение дела назначено на 14.06.11 (т. 1, л.д. 127).
27 июня 2011 года управлением в присутствии законных представителей общества, в отношении ООО "СК "Златмаш" вынесено постановление о наложении административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ в размере 100 000 рублей (т. 1, л.д. 138-142).
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО "СК "Златмаш" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество, являясь субъектом вмененного административного правонарушения, обязанность, предусмотренную частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, по представлению предложений по оснащению приборами учета выполнило надлежащим образом, в том числе, в случае направления предложений в адрес лиц, ответственных за содержание этих домов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом норм статьи 210 АПК РФ, считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положением части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В контексте части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 названной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, отмеченной нормой установлена обязанность, в том числе, организаций, осуществляющих снабжение электроэнергией, в срок до 01.07.2010 предоставить определенному статьей 13 Закона N 261-ФЗ кругу лиц предложения об оснащении объектов приборами учета электроэнергии.
При этом, исходя из содержания приведенной нормы, выполнением установленной в ней обязанности является направление необходимой информации конкретным адресатам. Данное положение подтверждается и утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178 Примерной формой предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, содержащей в качестве обязательного реквизита наименование потребителя - физического или юридического лица.
Исходя из пункта 2.4 Устава общества, его основными видами деятельности являются передача и распределение электроэнергии (т. 1, л.д. 19).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "СК "Златмаш" является организацией, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии, следовательно, должна соблюдать нормы части 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Судом по делу сделан вывод о том, что общество предусмотренную обязанность выполняло надлежащим образом. В установленный срок были направлены соответствующие предложение лицам, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирных домах:
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на территории, обслуживаемой ООО "СК "Златмаш", управление многоквартирными домами осуществляется:
- 1. Посредством управления общим имуществом через управляющую компанию (управляющая компания - ООО "УК "КГХ");
- 2. Посредством управления общим имуществом через жилищные кооперативы (ЖСК "Дружба" и ЖСК "Победа")
Суд пришел к убеждению, что материалами дела подтверждены факты направления предусмотренных законом предложений (письма от 10.06.2010 N 28) заявителем в адрес управляющих организаций, ответственных за содержание домов (ООО "Управляющая компания "Комитет городского хозяйства"; ЖСК "Дружба"; ЖСК "Победа") (т. 1, л.д. 32-34; 39-41; т. 2, л.д. 2-4).
В связи с этим суд констатировал, что, учитывая подтверждение материалами дела факта предоставления заявителем предложений об оснащении приборами учета энергии лицам, ответственным за содержание домов, действиях ООО "СК "Златмаш" отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Из системного толкования указанных норм Закона N 261-ФЗ следует, что обязанность по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, приборами учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации которые: 1) осуществляют снабжение либо осуществляют их передачу, 2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования, 3) осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
Привлекая заявителя к административной ответственности в соответствии с указанными нормами, административный орган руководствовался выводами о наличии у ООО "СК "Златмаш" статуса организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых это общество осуществляет, и неисполнении обществом в установленный срок возложенной на него законом обязанности по предоставлению собственникам помещений в жилых домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемой тепловой энергии.
Наличие у ООО "СК "Златмаш" статуса организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых это общество осуществляет, подтверждено материалами дела и обществом не оспаривается.
Обязанность уведомить собственников недвижимого имущества в многоквартирных домах согласно частям 5 и 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ возложена на энергоснабжающие организации, осуществляющие деятельность в рамках публичного договора - договора энергоснабжения, и на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - управляющие организации, в отношении многоквартирных домов, их групп, как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений (не квартир) в многоквартирном доме.
Сетевая организация, поставляющая электрическую энергию, обязана уведомить лиц, имеющих непосредственное присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в число которых владельцы недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме не входят (не имеют непосредственной точки присоединения к сетям сетевой организации), внутридомовые сети многоквартирных жилых домов сетевой организации не принадлежат.
При этом в дело не представлено доказательств, например, квитанций на оплату электрической энергии, договоров на предоставление услуг по энергоснабжению, заключенных с физическими лицами, которые бы подтверждали, что ООО "СК "Златмаш" является организацией, которая осуществляет снабжение электрической энергией физических лиц - собственников жилых помещений, то есть является ресурсоснабжающей организацией, которая в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязана в срок до 01.07.2010 выполнить требования Закона о представлении собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Электрические сети, используемые обществом для передачи электрической энергии, непосредственно не присоединены к сетям жилых домов и многоквартирных домов.
Таким образом, электрические сети общества непосредственно не присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ оснащению приборами учета.
Для исполнения своей обязанности обществу в силу требований Закона N 261-ФЗ достаточно было направить предложение об оснащении приборами учета либо собственникам помещений в многоквартирных домах, либо лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов (ТСЖ, ЖСК, управляющей компании), что заявителем и сделано.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2011 года по делу N А76-12928/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)