Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2009 N А78-4138/08-Ф02-1058/09 ПО ДЕЛУ N А78-4138/08

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2009 г. N А78-4138/08-Ф02-1058/09


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Черкашина В.И. (доверенность от 24.03.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на постановление от 22 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-4138/08 (суд первой инстанции - Горкин Д.С., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Борголова Г.В.),
установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции Читинской области (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 28.07.2008 N 125, 126, 128 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 16 сентября 2008 года Арбитражного суда Читинской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года решение суда отменено. Принято новое решение. В удовлетворении заявления общества о признании незаконными и отмене постановлений жилищной инспекции от 28.07.2008 N 125, 126, 128 по делам об административных правонарушениях отказано.
ОАО "ТГК-14" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт по мотивам несоответствия выводов суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, принять новый судебный акт.
Общество считает, что судом необоснованно не принято во внимание то, что график капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей был скорректирован в связи с возникшей аварийной ситуацией.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 63731, 63733, 63734 от 11.03.2009 и N 63732 от 12.03.2009), общество своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем дело слушается без их участия.
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании указал на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 25 марта до 1 апреля 2009 года до 11 часов 20 минут.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании участия не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, на основании распоряжений от 09.07.2008 N 550, 551, 553 на проведение внеплановых мероприятий по государственному контролю в отношении ОАО "ТГК-14", по вопросам соблюдения параметров горячего водоснабжения, 10.07.2008 проведены внеплановые проверки жилых домов 2а, 2б, 6 по адресу: город Чита, улица Малая.
В ходе проверки установлены и отражены в актах от 10.07.2008 N 693, 694, 696 следующие нарушения: температура горячей воды в точках разбора в доме 2а в квартире 106 - +9,8°C, в квартире 119 - +9,5°C; в доме 2б, в квартирах 102 и 112 - +9°C и +9,5°C соответственно, в доме 6, в квартирах 18 и 17 - +9,7°C и +9,6°C соответственно.
11.07.2008 по выявленным фактам нарушения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и требований ГОСТа Р51617-2000 административным органом в отношении общества составлены протоколы N 119, 120, 122 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями Государственной жилищной инспекции Читинской области от 28.07.2008 N 125, 126, 128 ОАО "ТГК-14" за нарушение требований пунктов 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пунктов 2.6.1, 2.2.6, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафов в размере 5 000 рублей за каждое правонарушение.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Читинской области с названным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества вины во вмененных ему правонарушениях, поскольку на момент проведения проверки тепловые сети были выведены в плановый ремонт, осуществляемый в пределах норм, установленных Правилами эксплуатации жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом установлено, что в рассматриваемом случае имел место ремонт, обусловленный аварийной ситуацией, а обществом не были приняты все зависящие от него меры для восстановления нормативного уровня предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг горячее водоснабжение - это круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; при этом исполнитель обязан: устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором, информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг, и информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Пунктами 2.6.1, 2.2.6, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.15 Правил эксплуатации жилищного фонда установлено, что целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна: подготовить объекты жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации в сроки и с качеством выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающими нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период; заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций рассматривать в день их поступления, не позднее чем на следующий день организовать их устранение, в случаях, когда требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю; аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2; качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. C; инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки; устройства водоподготовки для систем горячего водоснабжения должны быть исправными и эксплуатироваться согласно разработанным проектной организацией рекомендациям или инструкциям завода-изготовителя.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа "Город Чита" и ОАО "ТГК-14" заключен договор доверительного управления имуществом от 01.04.2005 N 1. В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 договора бесперебойное и качественное теплоснабжение потребителей города Читы и поддержание имущества в пригодном для эксплуатации содержании, а также обслуживание и эксплуатация внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей производится на условиях и в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами. Проверенные жилищной инспекцией дома входят в Перечень внутридомового муниципального имущества, предоставленного для обслуживания ОАО "ТГК-14". Данный Перечень является приложением N 2 к указанному договору.
Таким образом, судом правильно установлено и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, что ОАО "ТГК-14" является исполнителем коммунальных услуг.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины общества в нарушении нормативного уровня обеспечения горячей водой жильцов домов N 2а, 2б, 6 по улице Малая г. Чита были предметом надлежащего исследования и оценки судом апелляционной инстанции, мотивированно признаны несостоятельными и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 10 Правил оказания коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 5.1.5 Правил эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Из согласованного мэром города Чита графика капитального ремонта внутриквартальных тепловых сетей на 2008 год и письма Комитета ЖКХ Администрации от 28.08.2008 N 3083 следует, что в 2008 году не запланировано проведение капитального ремонта по адресам: улица Малая, дома N 2а, 2б, 6.
Скорректированный график капитального ремонта, представленный обществом в обоснование своих доводов, не имеет даты утверждения и согласования Администрацией городского округа "Город Чита".
Кроме того, как установил суд апелляционной инстанции, скорректированный график капитального ремонта согласован начальником Комитета ЖКХ Администрации городского округа "Город Чита", тогда как график капитального ремонта согласован мэром города Чита, которому начальник Комитета ЖКХ подотчетен согласно пункту 6.7 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита", утвержденного постановлением мэра г. Чита от 25.12.2007 N 279. Из указанного Положения не следует, что начальник Комитета ЖКХ наделен правом корректировать документы (вносить в них изменения), согласованные до этого мэром.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно оценив представленные доказательства: письмо Комитета ЖКХ Администрации от 11.11.2008 N 4077, выписку из журнала Единой дежурно-диспетчерской службы городского округа "Город Чита" о неисправности теплотрассы от 02.07.2008, из-за чего ухудшилась подача горячей воды в жилые дома N 2а, 2б, 6 по улице Малая, объяснения представителя общества Ципиновой О.С. в протоколах об административных правонарушениях, обоснованно указал, что в рассматриваемом случае имел место ремонт, обусловленный аварийной ситуацией, а обществом не были приняты все зависящие от него меры для восстановления нормативного уровня предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Правилами предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя по своевременному устранению аварии (пункт 49).
Единая дежурно-диспетчерская служба зафиксировала сообщение об аварии 02.07.2008, однако 10.07.2008 на момент проверки авария не была устранена.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ТГК-14" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений от 28.07.2008 N 125, 126, 128.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражным судом апелляционной инстанции данные требования закона выполнены надлежащим образом. Поэтому у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

постановление от 22 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-4138/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)