Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности N 201 от 02.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 2 августа 2010 года по делу N А33-7759/2010, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" о взыскании 3 414 522 рублей - долга за потребленную за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 местами общего пользования многоквартирных домом электроэнергию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2010 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" (г. Красноярск) в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск) взыскано 3 414 522 рубля долга, а также 40 072 рубля 61 копейка расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 2 августа 2010 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Полагает, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства, соответственно, не могут применяться для проведения расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 2 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 2 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что расчет электрической энергии производится не только по мощности, но и по показаниям приборов учета. Также пояснил, что по представленному расчету разногласий между сторонами нет.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомление о вручении N 98858), в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Согласно расчету за потребленную электроэнергию в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставило электрическую энергию в места общего пользования жилых домов, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная".
Состав жилищного фонда, в отношении которого ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" заключило с собственниками жилых помещений договоры оказания коммунальных услуг не оспаривается ни истцом, ни ответчиком.
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО КУЖФ "Северо-Западная", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО КУЖФ "Северо-Западная". Сведения, установленные актами, ответчиком не оспорены.
В материалы дела также представлены сведения о показаниях приборов учета в местах общего пользования жилых домов, подписанных представителем абонента, расчеты по стоимости электроэнергии, потребленной жильцами жилых домов, с указанием нормативов потребления, количества жильцов.
Ссылаясь на представленные в дело акты подключения жилых домов к электрической сети, составленные представителями ОАО "Красноярскэнергосбыт" с участием представителей абонентов, истец указывает на то, что все жилые дома, находящиеся на обслуживании ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", подключены к электрическим сетям, по которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставляет электроэнергию жильцам.
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 в сумме 3 414 522 рубля.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО КУЖФ "Северо-Западная" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2009 год, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом "Северо-Западная".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО КУЖФ "Северо-Западная". Факт принятия ООО КУЖФ "Северо-Западная" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2010 года по делу N А33-7759/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2010 ПО ДЕЛУ N А33-7759/2010
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. по делу N А33-7759/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности N 201 от 02.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 2 августа 2010 года по делу N А33-7759/2010, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" о взыскании 3 414 522 рублей - долга за потребленную за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 местами общего пользования многоквартирных домом электроэнергию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2010 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" (г. Красноярск) в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск) взыскано 3 414 522 рубля долга, а также 40 072 рубля 61 копейка расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 2 августа 2010 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Полагает, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства, соответственно, не могут применяться для проведения расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 2 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 2 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что расчет электрической энергии производится не только по мощности, но и по показаниям приборов учета. Также пояснил, что по представленному расчету разногласий между сторонами нет.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомление о вручении N 98858), в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Согласно расчету за потребленную электроэнергию в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставило электрическую энергию в места общего пользования жилых домов, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная".
Состав жилищного фонда, в отношении которого ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная" заключило с собственниками жилых помещений договоры оказания коммунальных услуг не оспаривается ни истцом, ни ответчиком.
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны ООО КУЖФ "Северо-Западная", которыми определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО КУЖФ "Северо-Западная". Сведения, установленные актами, ответчиком не оспорены.
В материалы дела также представлены сведения о показаниях приборов учета в местах общего пользования жилых домов, подписанных представителем абонента, расчеты по стоимости электроэнергии, потребленной жильцами жилых домов, с указанием нормативов потребления, количества жильцов.
Ссылаясь на представленные в дело акты подключения жилых домов к электрической сети, составленные представителями ОАО "Красноярскэнергосбыт" с участием представителей абонентов, истец указывает на то, что все жилые дома, находящиеся на обслуживании ООО "Компания по управлению жилищным фондом Северо-Западная", подключены к электрическим сетям, по которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" поставляет электроэнергию жильцам.
При таких обстоятельствах истец обратился с иском о взыскании с ответчика суммы долга за потребленную электрическую энергию на места общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 в сумме 3 414 522 рубля.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО КУЖФ "Северо-Западная" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2009 год, находящихся в управлении ООО "Компания по управлению жилищным фондом "Северо-Западная".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО КУЖФ "Северо-Западная". Факт принятия ООО КУЖФ "Северо-Западная" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО КУЖФ "Северо-Западная" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2010 года по делу N А33-7759/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
О.В.МАГДА
И.А.ХАСАНОВА
О.В.МАГДА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)