Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2012 ПО ДЕЛУ N А57-5739/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. по делу N А57-5739/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Погореловой И.А. (доверенность от 10.03.2012),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Телегина Т.Н., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-5739/2012
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 64500011003) о взыскании задолженности по взносам на содержание и ремонт общего имущества, при участии третьего лица: Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),

установил:

ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, Ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", администрации МО "Город Саратов" о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, входящего в состав товарищества собственников жилья "Дом" (далее - ТСЖ "Дом", Товарищество) расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Школьная, д. 27, за период с 01.11.2008 по 31.10.2011 в размере 98 018,81 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012, с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскана задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01.11.2008 по 31.10.2011 за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 27 в городе Саратове, входящее в ТСЖ "Дом" в размере 98 018,81 руб. В иске к администрации МО "Город Саратов" отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по финансам МО "Город Саратов" обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя жалобы, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - это субсидии на проведение капитального ремонта ТСЖ "Дом", в соответствии с бюджетным законодательством не допускается.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.01.2006 между АТСЖ Ленинского района и ТСЖ "Дом" был заключен договор, в соответствии с которым ТСЖ "Дом" передало АТСЖ Ленинского района для управления и обеспечения эксплуатации сроком на 5 лет (до 31.12.2010) объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Дом", в том числе и жилого дома N 27 по ул. Школьной г. Саратова.
Согласно пункту 7.2 указанного договора, договор продлевается на один год, если за месяц до окончания сроков их действия ни одна из сторон письменно не заявит об их прекращении.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Учитывая положения статьи 162 ЖК РФ и пункт 7.2. договора управления многоквартирным домом, заключенного между АТСЖ Ленинского района и ТСЖ "Дом", действие указанного договора продлено на 2011 год.
Защита интересов всех собственников помещений жилого дома в силу закона (статья 138 ЖК РФ) и договора с ТСЖ "Дом" возложена на АТСЖ Ленинского района, которая обязана представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами.
МО "Город Саратов" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 199,7 кв. м в доме N 27 по ул. Школьной г. Саратова, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылаясь на то, что МО "Город Саратов" в период с 01.11.2008 по 31.10.2011 не исполняло своих обязанностей по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества вышеназванного многоквартирного дома, истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности в размере 98 018,81 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39, 137, 155, 156, 158 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и обосновано посчитали, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные платежи, вносить обязательные взносы, связанные с расходами, в том числе на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Дом" и находящихся в управлении АТСЖ Ленинского района в порядке и размере, установленными общим собранием членов ТСЖ.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание, текущий и капитальный ремонт в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Руководствуясь данными положениями закона, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что МО "Город Саратов", являясь собственником нежилого помещения в доме N 27 по ул. Школьной г. Саратова, в силу закона является обязанным лицом по оплате оказанных услуг по содержанию общего имущества.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В материалы дела представлен протокол заседания общего собрания членов ТСЖ "Дом" от 11.01.2006 на котором была утверждена смета расходов по статье "капитальный ремонт" многоквартирных домов, входящих в состав товарищества; установлен перечень работ и определена очередность их проведения; определены подрядные организации; определена плата за жилое помещение.
Имеющимся в материалах дела решением общего собрания членов ТСЖ "Дом" от 28.04.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах с 01.05.2006 установлены ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не были представлены протоколы собраний ТСЖ "Дом", определивших смету расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, подлежит отклонению, поскольку проверка обоснованности установленных решениями общих собраний членов ТСЖ "Дом" размеров взносов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов в предмет рассматриваемого спора не входит.
Вышеуказанные решения общих собраний членов ТСЖ "Дом" являются действующими и никем не оспорены.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Суды предыдущих инстанций проверили расчет суммы иска и признали его обоснованным, соответствующим требованиям пункта 1 статьи 37 ЖК РФ и представленным в дело доказательствам. Контррасчет ответчиком представлен не был.
Довод заявителя кассационной жалобы о предоставлении денежных средств на капитальный ремонт в порядке субсидирования правомерно не принят судами предыдущих инстанций, поскольку в данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности МО "Город Саратов" как собственника спорного нежилого помещения ежемесячно нести расходы на содержание и текущий, капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома N 27 по ул. Школьной г. Саратова в порядке и размере, установленных общим собранием членов ТСЖ "Дом", с учетом положений действующего законодательства.
Таким образом, следует признать несостоятельной, основанной на ошибочном применении норм материального права, ссылку заявителя кассационной жалобы на постановление мэра города Саратова от 01.11.2005 N 558 и постановление администрации города Саратова от 24.07.2007 N 599, которыми был предусмотрен порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города. Кроме того, в последующем указанные постановления были отменены.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на регулирование отношений бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу N А57-5739/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.В.АРУКАЕВА
З.И.САЛИХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)