Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2011 ПО ДЕЛУ N А14-11918/2010/366/23

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. по делу N А14-11918/2010/366/23


Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 08.08.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 по делу N А14-11918/2010/366/23,

установил:

муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, далее - МКП "Воронежтеплосеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 02.11.2010 по делу N 228-10 к.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Суворовец".
Решением суда от 18.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2011 решение суда от 18.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением антимонопольного законодательства, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предприятия, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, приказом Управления от 30.12.1997 N 17 МКП "Воронежтеплосеть" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по видам услуг - предоставление услуг по теплоснабжению в географических границах - зона обслуживания в г. Воронеже, с долей на рынке - более 50 процентов.
Между МКП "Воронежтеплосеть" и ТСЖ "Суворовец", являющимся лицом ответственным за содержание многоквартирного дома N 116 (по ул. Суворова в г. Воронеже) заключен договор от 12.05.2008 N 623 на отпуск тепловой энергии и горячей воды (с протоколом разногласий от 17.07.2008).
Согласно пункту 1.1 этого договора МКП "Воронежтеплосеть" обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды абоненту - ТСЖ "Суворовец", а ТСЖ "Суворовец" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Пунктом 2.2. договора установлено, что МКП "Воронежтеплосеть" имеет право приостановить или ограничить поставку тепловой энергии после предупреждения путем направления уведомления в случае неоднократного (два или более) нарушения сроков оплаты тепловой энергии в соответствии с действующим законодательством.
30 августа 2010 года Предприятие направило ТСЖ "Суворовец" уведомление об отключении с 06.09.2010 горячего водоснабжения жилого дома N 116 по ул. Суворова в связи не выполнением ТСЖ обязательств по оплате задолженности в сумме 433464,52 рубля по состоянию на 27.08.2010 за потребленную тепловую энергию и горячую воду по договору от 12.05.2008 N 623.
В период с 07.09.2010 по 16.09.2010 включительно МКП "Воронежтеплосеть" было прекращено горячее водоснабжение дома N 116 по ул. Суворова.
На основании коллективной жалобы жильцов дома N 116 по ул. Суворова и заявления ТСЖ "Суворовец" приказом УФАС от 17.09.2010 N 197 было возбуждено дело N 228-10к по признакам нарушения МКП "Воронежтеплосеть" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением УФАС от 02.11.2010 по делу N 228-10к действия МКП "Воронежтеплосеть" по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 по 16.09.2010 оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома N 116 по ул. Суворова в г. Воронеже признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
МКП "Воронежтеплосеть" было выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: в течение срока действия договора от 12.05.2008 N 623 на отпуск тепловой энергии и горячей воды не допускать необоснованного прекращения оказания жильцам дома N 116 по ул. Суворова в г. Воронеже услуг по теплоснабжению в виде горячей воды.
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными, Предприятие оспорило их в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Услуги по передаче электрической и тепловой энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 5 Закона N 135-ФЗ презюмируется доминирование субъекта естественной монополии.
Поскольку МКП "Воронежтеплосеть" оказывает услуги по передаче теплоснабжения, то его положение на этом рынке признается доминирующим.
Частью 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ определен ряд запрещенных действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Перечень действий перечисленных в данных пунктах не является исчерпывающим.
Таким образом, в качестве нарушения ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ могут выступать любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" даны разъяснения, согласно которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ).
А также указано, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В силу п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Статьей 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа.
При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения.
Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (ч. 2 ст. 22 Закона N 190-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 22 Закона N 190-ФЗ ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Поскольку на момент рассмотрения дела антимонопольным органом Правила организации теплоснабжения не были утверждены Правительством Российской Федерации, антимонопольный орган правомерно применил к спорным правоотношениям Правила N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта "а" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В случаях, предусмотренных подпунктами а, б, в, г, д, е пункта 80 Правил N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
При этом Правилами предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, возможность ограничения подачи тепловой энергии по инициативе энергоснабжающей организации зависит от наличия задолженности исполнителя, а также от наличия абонентов, не имеющих задолженности за потребленные ресурсы, поскольку их интересы не должны пострадать в случае ограничения энергоснабжения.
Как было установлено судом, прекращение МКП "Воронежтеплосеть" с 07.09.2010 по 16.09.2010 оказания жильцам многоквартирного дома N 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, было направлено не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за горячее водоснабжение, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, в том числе, за горячее водоснабжение (только 7 из 90 жильцов дома N 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) имеют задолженность по оплате коммунальных услуг), что является нарушением ч. 4 ст. 22 Закона N 190-ФЗ.
Действия МКП "Воронежтеплосеть" по необоснованному прекращению оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому N 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) повлекли наступление негативных последствий (прекращение горячего водоснабжения) для жильцов дома N 116 (г. Воронеж, ул. Суворова), своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг, что привело к ущемлению их интересов.
Таким образом, действия МКП "Воронежтеплосеть" по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 по 16.09.2010 оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома N 116 по ул. Суворова обоснованно признаны Управлением злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Все аргументы МКП "Воронежтеплосеть", изложенные в кассационной жалобе, уже были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы МКП "Воронежтеплосеть" не опровергают установленные судами обстоятельства и направлены на их переоценку, а также выражают лишь несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 по делу N А14-11918/2010/366/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)