Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2010 ПО ДЕЛУ N А12-16297/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. по делу N А12-16297/2010


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.08.2010
по делу N А12-16297/2010
по заявлению товарищества собственников жилья "Высотка на Невской", г. Волгоград, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании постановления от 10.06.2010 N 2405 о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:

товарищество собственников жилья "Высотка на Невской" (далее - ТСЖ, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 10.06.2010 N 2405 о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.08.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность указанного решения не проверялась.
В кассационной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Волгоградской области от 31.08.2010 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки проведенной прокуратурой Центрального района г. Волгограда в отношении ТСЖ, Управлением Роспотребнадзора вынесено определение от 19.03.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
По материалам рассмотрения дела, административный орган вынес постановление от 10.06.2010 N 2405 о привлечении ТСЖ к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
В ходе проведенной проверки общества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Невская, д. 4а, установлено, что гражданке Моисеевой К.С., проживающей в названном доме предъявлены счета-извещения за январь, февраль 2010 года с требованием оплаты услуг по вывозу и размещению бытовых отходов по тарифу 0,34 руб./кв. м помимо оплаты услуг по техническому обслуживанию дома по тарифу 12,98 руб./кв. м.
В связи с этим, административный орган пришел к выводу о включении в нарушение требований части 1 статей 36, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "д" пункта 11 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), в сумму оплаты дополнительного платежа за оказание услуг по вывозу и размещению бытовых отходов по тарифу 0,34 руб./кв. м.
Статья 14.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за обман потребителей в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей. Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Согласно статье 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества и плату за коммунальные услуги.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в соответствии со статьями 39, 156 ЖК РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление указанных Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
Подпунктом "д" пункта 11 Правила предоставления коммунальных услуг содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Следовательно, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов подлежат включению в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что отражено в пунктах 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Из протокола N 1 счетной комиссии ТСЖ от 01.01.2009 следует, что тариф за техническое обслуживание дома утвержден в размере 12,98 руб./кв. м.
Вместе с тем из утвержденной общим собранием ТСЖ расшифровки от 12.01.2009, при утверждении указанного тарифа, в него не была включена стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, что противоречит требованиям подпункта "д" пункта 11 Правил предоставления коммунальных услуг и статьи 156 ЖК РФ. Для исполнения указанных функций по управлению домом, между обществом и ООО "Волгакомтехника" заключен договор от 09.11.2009 N 1/075Ц на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, пунктом 4.5 которого установлен месячный размер оплаты в сумме 2 513 рублей 96 копеек.
Согласно представленных обществом справок от 11.08.2010 N 52/1, 52/2 следует, что общая площадь помещений дома, учитываемая при расчете тарифа на техническое обслуживание и ремонт общего имущества собственников помещений составляет 8 443, кв. м, а при исчислении тарифа за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 0,34 руб./кв. м расчет производился исходя из площади 7 462,5 кв. м, то есть за исключением площадей цокольного этажа, собственники помещений которого заключают договоры на оказание таких услуг самостоятельно.
Представитель ТСЖ также пояснил, что собственники помещений цокольного этажа дома заключают договоры по сбору и вывозу твердых бытовых отходов самостоятельно, чем и обусловлено отсутствие указанного вида услуг и тарифа на него в утвержденном на общем собрании ТСЖ перечне и расшифровке от 12.01.2009 тарифа за техническое обслуживание дома.
Данное обстоятельство подтверждается представленным счетом-извещением на имя Ворожищевой О.А., являющейся собственником нежилого помещения - салона по указанному адресу, в котором отсутствует услуга за вывоз и размещение бытовых отходов.
Суд первой инстанции, с учетом положений части 8 статьи 156 ЖК РФ и подпункта "д" пункта 11 названных Правил считает правомерным включение платы за вывоз и размещение бытовых отходов в объем платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме, поскольку услуга по вывозу и размещению бытовых отходов, а следовательно, и ее стоимость не включена в перечень утвержденного собственниками помещений тарифа за техническое обслуживание дома в размере 12,98 руб./кв. м.
Судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка административного органа на нарушение обществом положений части 4 статьи 158 ЖК РФ в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно приведенной норме, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением главы Волгограда от 02.09.2008 N 1755 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлены тарифы за содержание жилых помещений.
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 16,21 руб./кв. м, что не превышает размер тарифа, установленного ТСЖ - 12,98 руб./кв. м, в том числе, с учетом платы, установленной за вывоз и размещение бытовых отходов - 0,34 руб./кв. м.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.08.2010 по делу N А12-16297/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)