Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя (ТСЖ "КИСИ"): Дереглазова И.М. - председателя ТСЖ, Волкова Д.Н., представителя по доверенности от 30.06.2009,
от ответчика (ТУ ФАУГИ в Красноярском крае): Павлович В.Н., представителя по доверенности от 13.11.2009,
от третьего лица (ФГОУВПО "СФУ"): Ажгибесовой Г.А., представителя по доверенности от 11.08.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "КИСИ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" сентября 2009 года по делу N А33-9809/2009, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
товарищество собственников жилья "КИСИ" (далее - товарищество, ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - управление, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 29.08.2008 N 10-1365р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее третье лицо, ФГОУВПО "СФУ").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 15.09.2009 не согласно по следующим основаниям:
- - поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом со встроенной кулинарией, сформированный на основании распоряжения от 29.08.2008 N 10-1365р, имеет площадь меньше, по сравнению с площадью отведенной для строительства и эксплуатации жилого дома, то размежевание земельного участка общей площадью 1 998,73 кв. м в целях его последующей передачи в общую долевую собственность собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома является невозможным;
- - оспариваемое распоряжение не соответствует ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку не учитывает требования земельного и градостроительного законодательства в части включения в площадь земельного участка проездов и стоянок, тротуаров и отмостков, площадок для отдыха, спортплощадок, хозплощадок и озеленения;
- - оспариваемое распоряжение создает препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома в части ограничения площади земельного участка; образование земельного участка площадью и в границах проектной документации не представляется возможным без отмены распоряжения;
- - в соответствии с ч. 1 ст. 137, ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме;
- - срок подачи заявления ТСЖ не пропущен.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 15.09.2009 считает законным и обоснованным, поскольку заявитель не доказал нарушения его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснила, что считает решение от 15.09.2009 считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать. Разделение земельного участка площадью 521 900 кв. м, находящегося у третьего лица, на праве постоянного (бессрочного) пользования на два земельных участка площадью 519 901,27 кв. м и 1 998,73 кв. м произведено по инициативе третьего лица в целях упорядочивания уплаты земельного налога.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации города Красноярска от 22.04.1998 N 698 Красноярской государственной архитектурно-строительной академии на праве бессрочного бесплатного пользования предоставлен земельный участок (24:50:01383:0008), расположенный по адресу: пр. Свободный,76, 78, 80, 82, 84 "а", площадью 521 928,74 кв. м, из них: 260 502,62 кв. м - земли, занимаемые учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений в стадии строительства, 261 426,12 кв. м - занимаемые территорией лесного массива.
24.06.1998 Красноярской государственной архитектурно-строительной академии выдано свидетельство N 1802 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Право федеральной собственности и право постоянного (бессрочного) пользования Красноярской государственной архитектурно-строительной академии на земельный участок с кадастровым номером 24:50:01383:0008 подтверждено также свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2006 серия 24 ЕЗ N 019567, свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2006 серия 24ЕЗ N 019567.
Согласно кадастровому плану от 19.03.2007 N 50/07-2744 на земельный участок с кадастровым номером 24:50:01383:0008, земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное и фактическое использование: для эксплуатации учебного корпуса, зданий общежитий, спортивного зала, склада, гаража и комплекса сооружений в стадии строительства, территории лесного массива. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
В связи с реорганизацией ГОУ ВПО "Красноярская государственная архитектурно-строительная академия", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю N 07-2004р от 21.12.2006, акта приема-передачи имущества от 21.12.2006, Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1518-р от 04.11.2006, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, площадью 521 900 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр-т. Свободный, 76, 78, 80, 82, 84 "А" передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ". Земельный участок предоставлен для эксплуатации территории, занимаемой учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, гаражом и комплексом сооружений в стадии строительства, а также лесного массива.
30.05.2007 в ЕГРП внесена запись за номером 24-24-01/111/2007-050 о праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, площадью 521 900 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр-т Свободный, 76, 78, 80, 82, 84 "а".
Оспоренным распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 29.08.2008 N 10-1365р земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м, утверждены проекты границ указанных земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 519 901,27 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений, находящихся в стадии строительства, а также лесным массивом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100981).
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 1998,73 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажный жилой дом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100973).
04.03.2009 в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0000000:242 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 519 901,27 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", с кадастровым номером 24:50:0100384:22 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 1 998,73 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г".
На земельном участке площадью 1 998,73 кв. м с кадастровым номером 24:50:0100384:22 расположен жилой дом со встроенной кулинарией, который находится на балансе ТСЖ "КИСИ". ТСЖ "КИСИ" зарегистрировано администрацией г. Красноярска 08.10.2001 в качестве юридического лица за ОГРН: 1032402206033.
Судом установлено, что жилой дом со встроенной кулинарией по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г" передан застройщиком (КрасГАСА) в управление ТСЖ "КИСИ" по акту приема - передачи от 20.03.2003.
Согласно заключению экспертизы от 11.04.2001 N Э-134-3 "По рассмотрению рабочего проекта на строительство указанного жилого дома" общая площадь земельного участка, отведенного под строительство дома составляет 10752 кв. м, застройки 1608 кв. м, проездов и стоянок: 3210 кв. м тротуаров и отмосток: 543 кв. м, площадок отдых: 50 кв. м, спортплощадок: 77 кв. м, хозплощадок: 109 кв. м, озеленения: 5155 кв. м
Считая, что границы вновь образованного земельного участка по распоряжению от 29.08.2008 N 10-1365р проведены по отмостке периметра жилого дома без учета требований градостроительного и жилищного законодательства, что нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на спорном земельном участке, ТСЖ обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений, действий (бездействия).
Предметом спора в настоящем деле является распоряжение от 29.08.2008 N 10-1365р (т. 1 л.д. 27), в соответствии с которым в связи с уточнением описания местоположения границ земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 общей площадью 521 900 кв. м разделен на два земельных участка:
- - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений, находящихся в стадии строительства, а также лесным массивом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100981);
- - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1998,73 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажный жилой дом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100973).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного распоряжения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Частями 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, земельный участок под жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - 01.03.2005, сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен. Следовательно, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме данный земельный участок не перешел.
Из содержания изложенных норм права следует, что в случае, если земельный участок под жилым многоквартирным домом не сформирован, то с соответствующим заявлением о формировании земельного участка в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться собственники жилых помещений либо от их имени уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо. Соответственно оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) уполномоченного органа по формированию земельного участка вправе либо собственники жилых помещений в многоквартирном доме либо специально уполномоченное ими лицо.
Доказательств того, что собственники жилых помещений либо уполномоченное ими лицо обращались в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом, в материалы дела не представлено. В связи с чем, основания для вывода о том, что оспариваемое распоряжение от 29.08.2008 N 10-1365р, в соответствии с которым в связи с уточнением описания местоположения границ земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 общей площадью 521 900 кв. м, являющийся федеральной собственностью, разделен на два земельных участка, нарушает права и законные интересы собственников жилых помещений в многоквартирном доме либо создает препятствия для формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", отсутствуют.
Также не представлено доказательств того, что ТСЖ является уполномоченным от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме лицом по формированию земельного участка под жилым многоквартирным домом, что ТСЖ обращалось с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, в связи с чем, ссылки заявителя на статьи 136, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты быть не могут. То обстоятельство, что жилой дом со встроенной кулинарией по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г" передан застройщиком (КрасГАСА) в управление ТСЖ "КИСИ" по акту приема-передачи от 20.03.2003, с учетом изложенных норм права, правового значения для вывода о нарушении (ненарушении) прав и законных интересов заявителя не имеет.
Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, который разделен на два земельных участка на основании оспариваемого распоряжения, является федеральной собственностью. Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что ответчик, как уполномоченное от имени собственника лицо, разделил земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м. При этом, распоряжение земельным участком ответчик не осуществляет, оспоренным распоряжением земельные участки кому-либо не предоставляются и за кем-либо не закрепляются.
Таким образом, в отсутствие соответствующего заявления о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом, основания для вывода о том, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя либо собственников жилых помещений отсутствуют.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, поскольку не учитывает требования земельного и градостроительного законодательства в части включения в площадь земельного участка проездов и стоянок, тротуаров и отмостков, площадок для отдыха, спортплощадок, хозплощадок и озеленения, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Из материалов дела следует, что указанные земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" (т. 2 л.д. 33), то есть правообладателем земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м, расположенного под жилым многоквартирным домом, является ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет".
С учетом изложенного, собственники жилых помещений в многоквартирном доме не лишены предусмотренных законом способов защиты своих прав на приобретение земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, в общую долевую собственность, в том числе путем оспаривания права постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированного за третьим лицом.
Доводы заявителя о том, что размежевание земельного участка общей площадью 1 998,73 кв. м в целях его последующей передачи в общую долевую собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома является невозможным; оспариваемое распоряжение создает препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома в части ограничения площади земельного участка; образование земельного участка площадью и в границах проектной документации не представляется возможным без отмены оспоренного распоряжения, отклоняются судом апелляционной инстанции как не подтвержденные соответствующими доказательствами и нормативно необоснованные.
Вывод суда первой инстанции о том, что срок подачи заявления ТСЖ пропущен, является неправильным, поскольку ТСЖ узнало о существовании оспариваемого распоряжения 13.03.2009 (т. 1 л.д. 33-36) и с заявлением обратилось в арбитражный суд 22.05.2009 (поступило в Арбитражный суд Красноярского края 10.06.2009). Однако, данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ТСЖ по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 15.10.2009 N 102 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ТСЖ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" сентября 2009 года по делу N А33-9809/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2009 ПО ДЕЛУ N А33-9809/2009
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. по делу N А33-9809/2009
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя (ТСЖ "КИСИ"): Дереглазова И.М. - председателя ТСЖ, Волкова Д.Н., представителя по доверенности от 30.06.2009,
от ответчика (ТУ ФАУГИ в Красноярском крае): Павлович В.Н., представителя по доверенности от 13.11.2009,
от третьего лица (ФГОУВПО "СФУ"): Ажгибесовой Г.А., представителя по доверенности от 11.08.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "КИСИ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" сентября 2009 года по делу N А33-9809/2009, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
товарищество собственников жилья "КИСИ" (далее - товарищество, ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - управление, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 29.08.2008 N 10-1365р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее третье лицо, ФГОУВПО "СФУ").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 15.09.2009 не согласно по следующим основаниям:
- - поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом со встроенной кулинарией, сформированный на основании распоряжения от 29.08.2008 N 10-1365р, имеет площадь меньше, по сравнению с площадью отведенной для строительства и эксплуатации жилого дома, то размежевание земельного участка общей площадью 1 998,73 кв. м в целях его последующей передачи в общую долевую собственность собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома является невозможным;
- - оспариваемое распоряжение не соответствует ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку не учитывает требования земельного и градостроительного законодательства в части включения в площадь земельного участка проездов и стоянок, тротуаров и отмостков, площадок для отдыха, спортплощадок, хозплощадок и озеленения;
- - оспариваемое распоряжение создает препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома в части ограничения площади земельного участка; образование земельного участка площадью и в границах проектной документации не представляется возможным без отмены распоряжения;
- - в соответствии с ч. 1 ст. 137, ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме;
- - срок подачи заявления ТСЖ не пропущен.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 15.09.2009 считает законным и обоснованным, поскольку заявитель не доказал нарушения его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснила, что считает решение от 15.09.2009 считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать. Разделение земельного участка площадью 521 900 кв. м, находящегося у третьего лица, на праве постоянного (бессрочного) пользования на два земельных участка площадью 519 901,27 кв. м и 1 998,73 кв. м произведено по инициативе третьего лица в целях упорядочивания уплаты земельного налога.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации города Красноярска от 22.04.1998 N 698 Красноярской государственной архитектурно-строительной академии на праве бессрочного бесплатного пользования предоставлен земельный участок (24:50:01383:0008), расположенный по адресу: пр. Свободный,76, 78, 80, 82, 84 "а", площадью 521 928,74 кв. м, из них: 260 502,62 кв. м - земли, занимаемые учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений в стадии строительства, 261 426,12 кв. м - занимаемые территорией лесного массива.
24.06.1998 Красноярской государственной архитектурно-строительной академии выдано свидетельство N 1802 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Право федеральной собственности и право постоянного (бессрочного) пользования Красноярской государственной архитектурно-строительной академии на земельный участок с кадастровым номером 24:50:01383:0008 подтверждено также свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2006 серия 24 ЕЗ N 019567, свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2006 серия 24ЕЗ N 019567.
Согласно кадастровому плану от 19.03.2007 N 50/07-2744 на земельный участок с кадастровым номером 24:50:01383:0008, земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное и фактическое использование: для эксплуатации учебного корпуса, зданий общежитий, спортивного зала, склада, гаража и комплекса сооружений в стадии строительства, территории лесного массива. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
В связи с реорганизацией ГОУ ВПО "Красноярская государственная архитектурно-строительная академия", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю N 07-2004р от 21.12.2006, акта приема-передачи имущества от 21.12.2006, Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1518-р от 04.11.2006, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, площадью 521 900 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр-т. Свободный, 76, 78, 80, 82, 84 "А" передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ". Земельный участок предоставлен для эксплуатации территории, занимаемой учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, гаражом и комплексом сооружений в стадии строительства, а также лесного массива.
30.05.2007 в ЕГРП внесена запись за номером 24-24-01/111/2007-050 о праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, площадью 521 900 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр-т Свободный, 76, 78, 80, 82, 84 "а".
Оспоренным распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 29.08.2008 N 10-1365р земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м, утверждены проекты границ указанных земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 519 901,27 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений, находящихся в стадии строительства, а также лесным массивом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100981).
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 1998,73 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажный жилой дом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100973).
04.03.2009 в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0000000:242 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 519 901,27 кв. м по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", с кадастровым номером 24:50:0100384:22 (предыдущий номер: 24:50:0100384:0008) общей площадью 1 998,73 кв. м расположен по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г".
На земельном участке площадью 1 998,73 кв. м с кадастровым номером 24:50:0100384:22 расположен жилой дом со встроенной кулинарией, который находится на балансе ТСЖ "КИСИ". ТСЖ "КИСИ" зарегистрировано администрацией г. Красноярска 08.10.2001 в качестве юридического лица за ОГРН: 1032402206033.
Судом установлено, что жилой дом со встроенной кулинарией по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г" передан застройщиком (КрасГАСА) в управление ТСЖ "КИСИ" по акту приема - передачи от 20.03.2003.
Согласно заключению экспертизы от 11.04.2001 N Э-134-3 "По рассмотрению рабочего проекта на строительство указанного жилого дома" общая площадь земельного участка, отведенного под строительство дома составляет 10752 кв. м, застройки 1608 кв. м, проездов и стоянок: 3210 кв. м тротуаров и отмосток: 543 кв. м, площадок отдых: 50 кв. м, спортплощадок: 77 кв. м, хозплощадок: 109 кв. м, озеленения: 5155 кв. м
Считая, что границы вновь образованного земельного участка по распоряжению от 29.08.2008 N 10-1365р проведены по отмостке периметра жилого дома без учета требований градостроительного и жилищного законодательства, что нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на спорном земельном участке, ТСЖ обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений, действий (бездействия).
Предметом спора в настоящем деле является распоряжение от 29.08.2008 N 10-1365р (т. 1 л.д. 27), в соответствии с которым в связи с уточнением описания местоположения границ земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 общей площадью 521 900 кв. м разделен на два земельных участка:
- - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 76,78,80,82,84 "а", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом и комплексом сооружений, находящихся в стадии строительства, а также лесным массивом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100981);
- - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1998,73 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажный жилой дом (кадастровый паспорт земельного участка от 01.12.2009 N 24ЗУ/08-100973).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного распоряжения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Частями 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, земельный участок под жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - 01.03.2005, сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен. Следовательно, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме данный земельный участок не перешел.
Из содержания изложенных норм права следует, что в случае, если земельный участок под жилым многоквартирным домом не сформирован, то с соответствующим заявлением о формировании земельного участка в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться собственники жилых помещений либо от их имени уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо. Соответственно оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) уполномоченного органа по формированию земельного участка вправе либо собственники жилых помещений в многоквартирном доме либо специально уполномоченное ими лицо.
Доказательств того, что собственники жилых помещений либо уполномоченное ими лицо обращались в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом, в материалы дела не представлено. В связи с чем, основания для вывода о том, что оспариваемое распоряжение от 29.08.2008 N 10-1365р, в соответствии с которым в связи с уточнением описания местоположения границ земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 общей площадью 521 900 кв. м, являющийся федеральной собственностью, разделен на два земельных участка, нарушает права и законные интересы собственников жилых помещений в многоквартирном доме либо создает препятствия для формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г", отсутствуют.
Также не представлено доказательств того, что ТСЖ является уполномоченным от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме лицом по формированию земельного участка под жилым многоквартирным домом, что ТСЖ обращалось с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, в связи с чем, ссылки заявителя на статьи 136, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты быть не могут. То обстоятельство, что жилой дом со встроенной кулинарией по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 74 "г" передан застройщиком (КрасГАСА) в управление ТСЖ "КИСИ" по акту приема-передачи от 20.03.2003, с учетом изложенных норм права, правового значения для вывода о нарушении (ненарушении) прав и законных интересов заявителя не имеет.
Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, который разделен на два земельных участка на основании оспариваемого распоряжения, является федеральной собственностью. Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что ответчик, как уполномоченное от имени собственника лицо, разделил земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008, общей площадью 521 900 кв. м, на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:242 общей площадью 519 901,27 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м. При этом, распоряжение земельным участком ответчик не осуществляет, оспоренным распоряжением земельные участки кому-либо не предоставляются и за кем-либо не закрепляются.
Таким образом, в отсутствие соответствующего заявления о формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом, основания для вывода о том, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя либо собственников жилых помещений отсутствуют.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, поскольку не учитывает требования земельного и градостроительного законодательства в части включения в площадь земельного участка проездов и стоянок, тротуаров и отмостков, площадок для отдыха, спортплощадок, хозплощадок и озеленения, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Из материалов дела следует, что указанные земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "СФУ" (т. 2 л.д. 33), то есть правообладателем земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100384:22 общей площадью 1 998,73 кв. м, расположенного под жилым многоквартирным домом, является ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет".
С учетом изложенного, собственники жилых помещений в многоквартирном доме не лишены предусмотренных законом способов защиты своих прав на приобретение земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, в общую долевую собственность, в том числе путем оспаривания права постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированного за третьим лицом.
Доводы заявителя о том, что размежевание земельного участка общей площадью 1 998,73 кв. м в целях его последующей передачи в общую долевую собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома является невозможным; оспариваемое распоряжение создает препятствия в оформлении прав на земельный участок, необходимый для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома в части ограничения площади земельного участка; образование земельного участка площадью и в границах проектной документации не представляется возможным без отмены оспоренного распоряжения, отклоняются судом апелляционной инстанции как не подтвержденные соответствующими доказательствами и нормативно необоснованные.
Вывод суда первой инстанции о том, что срок подачи заявления ТСЖ пропущен, является неправильным, поскольку ТСЖ узнало о существовании оспариваемого распоряжения 13.03.2009 (т. 1 л.д. 33-36) и с заявлением обратилось в арбитражный суд 22.05.2009 (поступило в Арбитражный суд Красноярского края 10.06.2009). Однако, данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ТСЖ по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 15.10.2009 N 102 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ТСЖ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" сентября 2009 года по делу N А33-9809/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.И.БЫЧКОВА
Г.Н.БОРИСОВ
О.И.БЫЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)