Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2011 ПО ДЕЛУ N 3-28/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2011 г. по делу N 3-28/2011


Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Слепухина Л.М.,
при секретаре Михайловой А.В.
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.О.А. о признании положений пунктов 1.6 - 1.7 приложения N 5 к основным параметрам примерной Методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области N 967 от 13.05.2008 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Вологодской области от 22.07.2009 N 1125, от 24.05.2010 N 607, от 10.06.2011 N 688), противоречащими п. 2 ч. 6 ст. 20, ч. 4.1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", нормам ч. 1 ст. 37, ч. ч. 1 - 2 ст. 39, ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации,
установил:

Б.О.А. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что с <...> года является собственником нежилого помещения общей площадью <...> кв.м, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома N <...> по <адрес>. Членом товарищества собственников жилья этого дома он не является. Нежилое помещение используется им под магазин, в котором он осуществляет предпринимательскую деятельность. На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома <ДАТА> решено участвовать в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта дома согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Также определен порядок долевого финансирования капитального ремонта дома в размере не менее 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведение ремонта общего имущества дома. <ДАТА> заявитель получил от ТСЖ "Карла Маркса - 3" требование о перечислении на расчетный счет ТСЖ средств на капитальный ремонт в рамках участия в Федеральной программе.
Предъявленная сумма была рассчитана исходя из положений пунктов 1.6 и 1.7 примерной Методики, являющейся приложением N 5 Постановления Правительства Вологодской области от 13 мая 2008 года N 967 "О реализации на территории Вологодской области Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - постановление N 967), которое было опубликовано в Вологодской областной газете "Красный Север" от 03.06.2008 N 65 (26145).
Заявитель считает, что пункты 1.6 и 1.7 Методики противоречат ч. 4.1 статьи 15, пункту 2 части 6 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также нормам ч. 1 ст. 37, ч. ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку допускают возможность установления для разных категорий собственников помещений в многоквартирном доме несовпадающих условий их привлечения к финансированию капитального ремонта дома в рамках адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
По мнению Б.О.А., приведенные пункты ухудшают его положение как собственника нежилого помещения, указывая на обязательство по полному финансированию капитального ремонта в размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта и устанавливая неравное положение собственников жилых и нежилых помещений. Считает, что все должны платить одинаково. Таким образом, оспариваемые положения Методики нарушают его права и законные интересы.
Правительство Вологодской области с заявлением не согласилось и в своих возражениях на него полагает, что оспариваемые положения Методики, утвержденной Постановлением Правительства области N 967 от 13.05.2008 (с последующими изменениями), не противоречат федеральному законодательству. Нормативный правовой акт принят в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом методических рекомендаций, утвержденных решением правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Постановление принято во исполнение Федерального закона N 185-ФЗ, который предоставил право субъектам Российской Федерации определять условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы, и не противоречит ему. Полагают, что поскольку жилой дом N <...> по <адрес>, в котором находится нежилое помещение Б.О.А., исключен из муниципальной и областной адресной программы по предоставлению государственной субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества дома, Б.О.А. не является членом ТСЖ, а Методика содержит только рекомендации для органов местного самоуправления, то права и законные интересы заявителя нормативным актом не нарушаются. Определение конкретного размера финансирования относится к компетенции общего собрания ТСЖ, ЖСК либо собственников помещений. Также не противоречит оспариваемое постановление нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, которые определяют порядок несения собственниками помещений бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расходов на капитальный ремонт помещений без учета случаев предоставления финансовой поддержки на эти цели в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
Привлеченная к участию в деле администрация города Вологды в возражениях поддержала правовую позицию Правительства области и указала, что постановлением Главы города Вологды от 30 сентября 2008 года N 5316 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Вологда". Приложением к нему является аналогичная Методика расчета размера субсидии на проведение капитального ремонта домов. Дом, в котором находится нежилое помещение Б.О.А., в числе других домов исключен из муниципальной и областной адресной программы в связи с уменьшением объема финансирования программы.
В судебном заседании заявитель Б.О.А. и его представитель Б.Н.Ю. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства Вологодской области по доверенности Б.Ю.В. и Администрации города Вологды по доверенности М.М.Г. с заявлением не согласились по основаниям, указанным в возражениях на заявление, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель ТСЖ "Карла Маркса - 3" по доверенности К.П.В. разрешение заявления оставил на усмотрение суда, указывая, что интересы ТСЖ оспариваемым нормативным актом не нарушаются.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя и его представителя, представителей Правительства Вологодской области, Администрации города Вологды, ТСЖ "Карла Маркса - 3", заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление Б.О.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
Согласно п. 2 ст. 6 Устава Вологодской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Вологодской области принимаются законы и иные нормативные правовые акты области в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в частности на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющего функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
В соответствии с названным Федеральным законом капитальный ремонт многоквартирных домов, отвечающих законодательно установленным критериям, проводится на условиях его долевого финансирования из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах.
Статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 4.1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в региональные адресные программы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке муниципальных адресных программ, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, должны учитываться установленные в соответствии с настоящей частью условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Статья 20 этого Федерального закона регламентирует порядок расходования средств Фонда. Данной нормой предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах (часть 4); в течение семи дней со дня принятия такого решения орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято упомянутое решение, о его принятии с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома (часть 5); в течение тридцати дней со дня получения названного уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления ряд документов (часть 6).
В числе документов, направляемых в орган местного самоуправления, пункт 2 части 6 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" называет решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом.
Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях разработки Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области и Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в области, а также получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Правительством Вологодской области 13 мая 2008 года принято Постановление N 967 "О реализации на территории Вологодской области Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которое утвердило приложение N 5 - примерную Методику расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках адресной программы Вологодской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлениями Правительства области от 22.07.2009 N 1125, от 24.05.2010 N 607, от 10.06.2011 N 688 в указанное постановление внесены изменения, оно действует в период с 2008 по 2012 годы включительно.
В соответствии с пунктом 1.6 этой Методики субсидия на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме предоставляется в части расходов граждан - собственников жилых помещений, муниципального образования области, области, Российской Федерации - собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; иные собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут расходы по финансированию капитального ремонта в полном размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта, равной отношению общей площади принадлежащего собственнику помещения к суммарной общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений, относящихся к общему имуществу.
Согласно пункту 1.7 примерной Методики условием предоставления субсидии является долевое финансирование проведения капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме, указанными в абзаце первом пункта 1.6 настоящей Методики, в размере не менее чем 5 процентов суммы субсидии. Доля участия в финансировании капитального ремонта собственников помещений в многоквартирном доме, указанных в абзаце первом пункта 1.6 настоящей Методики, устанавливается решением общего собрания.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы закрепляют одно из условий предоставления бюджетных средств товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо собственникам помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт последних в рамках соответствующих адресных программ, а именно предварительное принятие перечисленными субъектами на себя обязательства о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет собственных средств в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение указанного капитального ремонта.
При этом положения Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не регулируют отношения по распределению расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов между собственниками расположенных в них помещений. Этот закон также не содержит адресной поддержки собственников нежилых помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
На основании части 3 статьи 158 ЖК Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме. Эта норма конкретизирует общее положение статьи 210 ГК Российской Федерации, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, не устанавливает конкретных размеров платы за содержание и ремонт помещения.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2008 года N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей долевой собственности на это имущество. При этом собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, ЖСК или иного потребительского специализированного кооператива, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК Российской Федерации.
В силу статьи 249 ГК Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственники нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязаны нести расходы на содержание общего имущества. Однако суд считает, что оспариваемые нормы, как и нормы Федерального закона N 185-ФЗ, регламентируют не правоотношения, возникающие из обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести эти расходы (данные правоотношения регламентированы названными нормами Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации), а регулирует правоотношения по оказанию финансовой поддержки (предоставлению субсидии) при проведении капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирных домах. Эти правоотношения различные, они не могут иметь одинаковое правовое регулирование, т.к. установленная Федеральным законом N 185-ФЗ субсидия имеет целевое назначение - финансирование капитального ремонта многоквартирных домов.
В данном случае предоставление государством льготы определенной категории граждан исходя из ее целевого назначения не нарушает конституционный принцип равенства граждан, а наоборот, обеспечивает равенство, предоставляя им финансовую поддержку для решения общих для данной категории граждан задач, следовательно, права других граждан не нарушают.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 185-ФЗ основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2013 года. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.
Суд, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, приходит к выводу о том, что Б.О.А. обязан нести расходы по финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома на условиях, установленных обжалуемым постановлением, поскольку является собственником нежилых помещений и не относится к категориям участников общей собственности, которым предоставляется субсидия на проведение капитального ремонта.
В связи с этим суд не может согласиться с мнением заявителя о том, что имеется противоречие приведенных пунктов 1.6 и 1.7 примерной Методики с частью 4.1 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ.
Заявитель также усматривает противоречие приведенных пунктов 1.6 и 1.7 примерной Методики с п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ.
Сама по себе норма, закрепленная в п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ, подлежит применению на стадии фактического предоставления средств Фонда и касается тех многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В данном случае многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее Б.О.А. нежилое помещение, не включен в перечень многоквартирных домов, участвующих в муниципальной и областной адресной программе N 5 "Капитальный ремонт многоквартирных домов в муниципальных образованиях Вологодской области на 2011 год", утвержденной постановлением Правительства области от 10 июня 2011 года N 690. Следовательно, права Б.О.А. применительно к положениям п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ нарушены быть не могут.
Суд также учитывает, что заявитель членом товарищества собственников жилья "Карла Маркса - 3" не является, с заявлением о вступлении в члены ТСЖ не обращался, договор на обслуживание с ТСЖ или управляющей компанией не заключал. Нежилое помещение используется им в предпринимательской деятельности, к лицам, которым предоставляется субсидия, заявитель не относится.
Кроме того, п. 2 ч. 6 ст. 20 установлен не максимальный, а минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта для вышеуказанных лиц. Определение конкретного размера такого финансирования относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений и зависит от волеизъявления и финансовых возможностей собственников помещений в финансировании капитального ремонта.
Несостоятельной является ссылка заявителя на несоответствие оспариваемых норм положениям ч. 1 ст. 37, ч. ч. 1 - 2 ст. 39, ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данные нормы определяют порядок несения собственниками помещений бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, расходов на капитальный ремонт без учета случаев предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ. В этой связи не следует отождествлять размер доли обязательных расходов на ремонт общего имущества конкретного собственника с минимальным размером долевого финансирования капитального ремонта за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Методика принята на основании рекомендаций Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона N 185-ФЗ для достижения целей деятельности Фонда осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов.
Решением правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства были утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (протокол от 21 января 2008 года N 5, применялись в период принятия оспариваемого постановления). В соответствии с данными методическими рекомендациями предусмотрено принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации правового акта о подготовке региональной программы (пп. 3.2.2).
В пункте 4 этих Методических рекомендаций указано, что в соответствии с Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут выбрать тот или иной альтернативный подход для определения размера субсидии. Размер субсидии зависит от определения размера долевого финансирования капитального ремонта за счет средств ТСЖ или собственников помещений в многоквартирном доме. В Методике должен быть определен минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта за счет средств собственников жилья и собственников помещений в многоквартирном доме, который может быть одинаковым для собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе органов местного самоуправления, органов государственной власти, юридических и физических лиц, но не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом.
По смыслу этого разъяснения право выбора метода (подхода) для определения размера субсидии принадлежит органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который своим правом воспользовался. Минимальный размер долевого финансирования в оспариваемых нормах установлен. Постановление N 967 принято с учетом данных рекомендаций.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
Статья 61 Устава Вологодской области предусматривает, что Правительство области является постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Вологодской области. Оно обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области. Правительство Вологодской области возглавляет систему органов исполнительной власти области.
Статья 63 Устава устанавливает полномочия Правительства Вологодской области, в том числе исполнение полномочий, переданных федеральным законом.
В соответствии со статьей 68 Устава области акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области.
Таким образом, Методика, положения которой оспариваются заявителем, принята в пределах компетенции Правительства Вологодской области, полномочий, предоставленных ему федеральным законом, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта и введения его в действие с учетом требований по форме, нормативный акт опубликован. Оспариваемые нормы соответствуют Федеральному закону N 185-ФЗ, Жилищному кодексу Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Доводы представителя Правительства области о том, что поскольку пунктом 4 Постановления N 967 даны только рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований области, выполняющим условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, и в приложении утверждена примерная Методика расчета размера финансовой поддержки, поэтому оспариваемые положения не содержат правовых норм обязательного характера для субъектов правоотношений, не могут быть признаны обоснованными.
Суд считает, что оспариваемый акт является нормативным по форме и по содержанию, поскольку обладает всеми признаками, характеризующими нормативный правовой акт: издан в установленном законом порядке, управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений. Утвержденные оспариваемым постановлением приложения не могут рассматриваться в отрыве от этого постановления, следовательно, являются нормативным правовым актом. Данное постановление является действующим, его действие распространяется на период 2008 - 2012 годов.
Примерная Методика в составе постановления Правительства области от 13 мая 2008 года N 967 предназначена для обеспечения единого методического подхода к расчету запрашиваемых товариществами собственников жилья и управляющими организациями у органов местного самоуправления субсидий и эффективного использования средств Фонда, то есть устанавливает единые подходы для всех органов местного самоуправления при разработке адресных программ.
При этом суд исходит из того, что оспариваемые положения содержат условия включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, принятие которых Федеральным законом 185-ФЗ отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. Кроме того, некоторые положения оспариваемых норм воспроизводят положения данного Федерального закона. Воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Анализируя оспариваемые нормы и федеральное законодательство, суд приходит к выводу о соответствии пунктов 1.6 и 1.7 примерной Методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденной Постановлением Правительства Вологодской области от 13 мая 2008 года N 967 (с изменениями), Федеральному закону N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Жилищному кодексу Российской Федерации, поэтому права и законные интересы Б.О.А. ими не нарушены.
При таких обстоятельствах заявление Б.О.А. удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

в удовлетворении заявления Б.О.А. о признании положений пунктов 1.6 - 1.7 приложения N 5 к основным параметрам примерной Методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области N 967 от 13.05.2008 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Вологодской области от 22.07.2009 N 1125, от 24.05.2010 N 607, от 10.06.2011 N 688), противоречащими пп. 2 ч. 6 ст. 20, ч. 4.1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", нормам ч. 1 ст. 37, ч. 1 - 2 ст. 39, ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Вологодской областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2011 года.
Судья Вологодского областного суда
Л.М.СЛЕПУХИН

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)