Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2011 ПО ДЕЛУ N А65-37645/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2011 г. по делу N А65-37645/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горяевой Н.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2010 года по делу N А65-37645/2009 (судья Галиуллин Э.Р.)
принятое по заявлению ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об отмене постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" (ИНН 1660106260, ОГРН 1071690059231) (далее - ООО УК "ЖКХ Дербышки", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) от 15.12.2009 N А05-774/2009 об административном правонарушении (т. 1 л.д. 2 - 4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2010 по делу N А65-37645/2009 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л.д. 142 - 143).
В апелляционной жалобе ООО УК "ЖКХ Дербышки" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 5 - 6).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В суд поступило ходатайство антимонопольного органа о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.04.2009 в адрес антимонопольного органа поступило обращение открытого акционерного общества "Хозтовары" (далее - ОАО "Хозтовары") по вопросу правомерности требований оплаты обществом суммы за выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение в размере 2000 руб. в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Казань, пос. Дербышки, ул. Мира, д. 20.
05.08.2009 по факту обращения ОАО "Хозтовары" антимонопольный орган возбудил в отношении ООО УК "ЖКХ Дербышки" дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке оказания коммунальных услуг и управления многоквартирными домами.
По результатам рассмотрения данного дела 20.10.2009 антимонопольным органом принято решение N 05-333/2009 о признании ООО УК "ЖКХ Дербышки" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выданы предписания N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в части выставления необоснованных требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством Российской Федерации и N 2 о перечислении в срок до 10.12.2009 в федеральный бюджет дохода, полученного в период с 01.01.2009 по 01.10.2009 в результате нарушения, выразившегося в выставлении необоснованных требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно суммы в размере 80000 руб., полученной за выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение от собственников (арендаторов) нежилых помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО "УК ЖКХ Дербышки" (т. 1 л.д. 19 - 32).
04.12.2009 антимонопольным органом в отношении ООО "УК ЖКХ Дербышки" составлен протокол N А05-774/2009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). О составлении протокола законный представитель Общества уведомлен надлежащим образом (т. 1 л.д. 33 - 40).
По результатам рассмотрения материалов дела N 05-333/2009 антимонопольным органом 15.12.2009 в отношении ООО "УК "ЖКХ Дербышки" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-774/2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. (т. 1 л.д. 42 - 48).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 1 целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.
Одной из форм монополистической деятельности в соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; создание дискриминационных условий; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
То есть, злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопроса, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона N 135-ФЗ.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. При рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения, могут быть установлены также на основании иных документов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
С целью установления доминирующего положения ООО "УК ЖКХ Дербышки" на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, антимонопольным органом за период 01.01.2008 по 01.10.2009 (в течение которого управление жилыми домами осуществлялось заявителем) в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утв. приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.04.2006 N 108, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.
В результате анализа состояния конкурентной среды сделан вывод о том, что доля ООО "УК ЖКХ Дербышки" на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, являющимся собственниками (арендаторами) жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов, управлением которыми осуществляется заявителем, в географических границах территории г. Казани в пределах каждого многоквартирного дома составляет 100%.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом установлено, что ООО "УК "ЖКХ Дербышки" взимает с собственников (арендаторов) нежилых помещений сумму в размере 2000 руб. за выдачу технических условий, составление акта балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, снятие (фиксирование) показаний приборов учета, после чего заключает договоры на водоснабжение и водоотведение с вышеуказанными собственниками (арендаторами).
Между тем документы, подтверждающие технологическое присоединение помещений многоквартирного дома к его внутридомовым сетям (однолинейная схема электроснабжения, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и др.) являются документами, содержащими сведения о составе и состоянии общего имущества дома, в том числе инженерных коммуникаций, приборов учета и т.д., то есть в соответствии со статьей 24 постановления N 491 являются техническими документами, связанными с управлением домом, что подтверждается письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирный дом".
При этом положениями указанного закона и другими нормами законодательства Российской Федерации не предусмотрено установление/взимание оплаты за выдачу технической документации, подтверждающей факт технологического присоединения объекта к общедомовым сетям.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 27 постановления N 491 управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, а также вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, хранение, ведение и изменение технической документации, иной связанной с управлением общим имуществом (в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение инженерных сетей) входят в число услуг и работ по управлению многоквартирным домом, в том числе по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Возмещение вышеуказанных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, то есть путем установления вышеуказанного тарифа общим собранием жильцов дома для собственников (арендаторов) жилых и нежилых помещений в зависимости от суммы, необходимой для содержания и ремонта общего имущества и долей в праве общей собственности, а именно, пропорционально размеру общей площади жилого, нежилого помещения.
Как видно из материалов дела, нежилое помещение (ОАО "Хозтовары") расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома и имеет технологические присоединения к внутридомовым сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом жилого дома.
Антимонопольным органом при рассмотрении дела установлено, что ранее до заключения договора с ООО "УК "ЖКХ Дербышки" ОАО "Хозтовары" на основании договора с МУП "Водоканал" получало воду из водопроводных сетей и сбрасывало сточные воды в канализационные сети, находящиеся на балансе ООО "УК "ЖКХ Дербышки".
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствовала необходимость нового присоединения помещения ОАО "Хозтовары" к сетям многоквартирного жилого дома, а потому предъявление и получение ООО "УК "ЖКХ Дербышки" денежных средств за выдачу технических условий является незаконным.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.01.2009 по 01.10.2009 оплату в размере 2000 руб. за технические условия произвели 40 собственников (арендаторов) нежилых помещений, имеющих технологическое присоединение к многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО "УК "ЖКХ Дербышки".
Поскольку ООО "УК "ЖКХ Дербышки" занимает доминирующее положение, указанные действия нарушают антимонопольное законодательство.
Поскольку факт нарушения Обществом положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом доказан, а ООО "УК "ЖКХ Дербышки" имело возможность не допускать вышеназванное нарушение закона, однако никаких мер по недопущению совершения нарушения не приняло, антимонопольный орган принял законное решение и выдал ООО "УК "ЖКХ Дербышки" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Правомерность позиции антимонопольного органа, установившего в действиях Общества нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, были предметом рассмотрения в рамках дела N А65-36884/2009.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2010 по делу N А65-36884/2009, вступившим в законную силу, суд отказал ООО "УК "ЖКХ Дербышки" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения антимонопольного органа от 20.10.2009 N 05-333/2009, а также предписаний N 1 и N 2 (т. 1 л.д. 111 - 126), что имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности вынесенного антимонопольным органом постановления о наложении на ООО "УК "ЖКХ Дербышки" штрафа в размере 100000 руб. по делу об административном правонарушении от 15.12.2009 N А05-774/2009, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "УК "ЖКХ Дербышки", изложенный в апелляционной жалобе, что 01.12.2009 постановлением Комитета Республики Татарстан по тарифам N 0044/09 по делу об административном правонарушении Общество за то же самое правонарушение уже привлечено к административной ответственности и признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а также назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. ООО "УК "ЖКХ Дербышки" считает, что антимонопольным органом Общество было привлечено к административной ответственности за то же административное правонарушение. Указывает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вышеуказанный довод ООО "УК "ЖКХ Дербышки" является несостоятельным в связи со следующим.
ООО "УК "ЖКХ "Дербышки" привлечено антимонопольным органом к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ, а именно за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.
Данная статья устанавливает ответственность за одно из грубейших, представляющих наибольшую опасность нарушений законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, выразившееся в нарушении установленного порядка ценообразования, отграничивается от состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ, в зависимости от субъекта административного правонарушения, поскольку за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ, ответственность несет только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, из которого вытекает административная ответственность, предусмотренная статьей 14.31 КоАП РФ, антимонопольный орган признал ООО "УК "ЖКХ Дербышки" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции за совершение двух противоправных действий:
- - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования при установлении размера оплаты за содержание общедомовых (водоканализационных) сетей;
- - выставление требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно в части предъявления к оплате суммы за выдачу технических условий собственникам (арендаторам) нежилых помещений, имеющих технологическое присоединение к общедомовым сетям МКЖД, управление которыми осуществляет ООО "УК "ЖКХ Дербышки".
Таким образом, ООО "УК "ЖКХ Дербышки" признано злоупотребляющим доминирующим положением не только в части нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, но и в части выставления требований о передаче финансовых средств, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2010 года по делу N А65-37645/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное хозяйство Дербышки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)