Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.
при участии:
от заявителя ООО "ЖКХ-Холдинг" (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293) - не явились, извещены.
от заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302) -
Войцеховская Н.А., удостоверение <...>, доверенность от 02.10.12
Самарина Е.Н., удостоверение <...>, доверенность от 12.01.12
Явдошенко А.В., удостоверение <...>, доверенность от 11.01.12
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июля 2012 года
по делу N А60-20117/2012
принятое (вынесенное) судьей Н.В.Гнездиловой
по заявлению ООО "ЖКХ-Холдинг" (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293)
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302)
о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2 и п. 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2012 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в налоговую базу по НДС подлежит включению вся стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, отраженная в актах о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Пункт 2 статьи 154 НК РФ не подлежит применению, поскольку в налоговую базу налоговым органом включены не полученные субсидии, а стоимость выполненных работ; капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.
Заявитель по делу, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, представленной ООО "ЖКХ-Холдинг".
По результатам проверки составлен акт от 27.01.2012 и вынесены решения:
- - от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым обществу предлагается уплатить НДС в сумме 5 156 729 руб.;
- - от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость 15 991 614 руб., заявленной к возмещению.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 12.04.2012 г. N 264/12, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 5 156 729 руб. послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", представлялись на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то стоимость этих работ подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции первой инстанции пришел к выводу, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и они обоснованно учтены налогоплательщиком в налоговой базе в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, то есть в размере 5%.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает, что выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов подлежат включению в налоговую базу по НДС в размере полной стоимости выполненных работ, отраженной в акте о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Полагает, что пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применим, поскольку капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя жалобы, пришел к следующим выводам.
Между сторонами нет спора о том, что операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения НДС. Спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник в части определения налоговой базы - как стоимости реализованных работ, исчисленной исходя из фактических цен реализации в размере 5% (п. 2 ст. 154 НК РФ) или стоимости реализованных работ, исчисленной в размере 100% стоимости выполненных работ по акту о приемке (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и(или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2)управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3)управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 Кодекса для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и(или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Правительством Свердловской области было принято постановление от 10.03.2009 г. N 251-ПП "Об утверждении региональной адресной программы Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области", а также постановление администрации Березовского городского округа от 28.05.2009 г. N 223-1 об утверждении соответствующего Положения.
Пунктами 2.2 и 2.3. Положения о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрен порядок предоставления и использования управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, средств бюджета Березовского городского округа. Указанные субсидии носят целевой характер, не могут быть использованы на иные цели, предоставляются на основании заключенного соглашения о предоставлении и использовании субсидий.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Свердловской области и Березовского городского округа, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные управляющими компаниями, ЖСК, ТСЖ от Управления ЖКХ Березовского городского округа на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Из материалов дела следует, что между Управлением ЖКХ Березовского городского округа и ООО "ЖКХ-Холдинг" было заключено Соглашение N 46 от 01.07.2009 г. о предоставлении и использовании субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Березовского городского округа на сумму 138 639 133 руб. Таким образом заявитель являлся получателем бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов, связанных с выполнением для населения работ по капитальному ремонту по льготным ценам.
ООО "ЖКХ-Холдинг" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения (5%) и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Березовского.
ООО "ЖКХ-Холдинг" на расчетный счет поступили денежные средства в общей сумме 138 639 133 руб. за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств Березовского городского округа в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009.
В 4 квартале 2009 года ООО "ЖКХ-Холдинг" выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 97 833 097 руб., в налоговую базу включило только сумму оплаченную собственниками помещений 7 296 797 руб. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном объеме.
Из анализа платежных поручений N 470-472 от 09.07.2009 г. следует, что бюджетные средства были выделены в виде субсидий на покрытие расходов предприятия, возникающих при реализации работ по капитальному ремонту населению, что подтверждается кодами бюджетной классификации, по которым осуществлялось финансирование налогоплательщика - 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ N 145н от 25.12.2008 г. на 242 подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) организаций, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом бюджетные средства, поступившие безвозмездно на расчетный счет ООО "ЖКХ-Холдинг", подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных работ по капитальному ремонту жилых домов, исчисленная исходя из фактических цен их реализации собственникам квартир, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик выполнил работы для населения, а оно приняло их в полной стоимости является необоснованным, так как являясь получателем работ по капитальному ремонту в полном объеме, население получает льготу - оплачивая стоимость работ не по рыночной стоимости, а только ее части, определенной на основании действующего законодательства. После оплаты стоимости работ в размере 5% встречные обязательства населения прекращаются.
Как верно указывает общество в отзыве, полученные управляющей компанией бюджетные средства в виде субсидий, не могут быть признаны в качестве иного источника оплаты произведенных работ, так как относятся к безвозмездным перечислениям.
Довод налогового органа о том, что в налоговую базу не включаются только те субсидии, которые предоставляются для целей покрытия убытка, отклоняется, так как юридический состав п. 2 ст. 154 НК РФ не предусматривает для ее применения необходимость получения налогоплательщиком убытков.
Довод налогового органа о том, что выделяемая субсидия не связана с предоставлением льготы, отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 426 НК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом цена по публичному договору должна быть одинаковой для всех, кроме случаев, когда правовыми актами допускается уменьшение цены отдельным категориям потребителей, что классифицируется законодателем как предоставление льготы. Поскольку цена по капитальному ремонту многоквартирных домов по адресной программе в соответствии с Федеральным законом от 21.097.2007 г. N 185-ФЗ устанавливается лишь для лиц, принимающих участие в данной программе, то в данном случае речь идет о льготной цене для тех собственников, которые заявили о своем участии в программе.
Довод налогового органа о том, что управляющая компания не относится к тем субъектам, которые непосредственно реализуют работы по капитальному ремонту домов по льготным ценам, отклоняется. Из анализа статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, а также правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 16.11.2010 N 10841/10 и от 29.09.2010 N 6464/10, следует, что именно управляющая компания реализует работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, несет права и обязанности по их выполнению.
Ссылка инспекции на то, что финансовая поддержка направлена на помощь субъектам РФ, муниципальным образованиям, а не управляющим компаниям, отклоняется, так как денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном экономическом обогащении налогоплательщиков, которые при полном применении налоговых вычетов, включают в налоговую базу только суммы, предъявленные к уплате населению, отклоняется, так как понятие неосновательного обогащения относится к гражданскому праву и к налоговым правоотношениям не применимо. По данной категории дел следует руководствоваться нормами налогового законодательства - в части применения налоговых вычетов - статьями 171 и 172 НК РФ, в части определения налоговой базы - статьями 153, 154 НК РФ.
Довод инспекции о том, что возмещение налогоплательщиком НДС происходит без создания источника возмещения, отклоняется. Источник возмещения формируется у подрядных организаций, выставивших счет-фактуру с выделенным НДС, обязанных исчислить НДС со стоимости выполненных работ по капитальному ремонту дома и уплатить его в бюджет.
Ссылка налогового органа на косвенность налога на добавленную стоимость, отклоняется. Позиция налогового органа по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость всей стоимости выполненных работ противоречит основным принципам взимания косвенного налога, плательщиком которого является конечный потребитель - собственник помещений в многоквартирном доме, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлена льгота по оплате этих работ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "ЖКХ-Холдинг" не имело обязанности по включению полной стоимости выполненных работ по капитальной ремонту дома в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и правомерно признал недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 N 19157, которым обществу предлагается уплатить НДС в сумме 5 156 729 руб. и об отказе 3168 от 01.03.2012 в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость 15 991 614 руб., заявленной к возмещению.
Решение суда от 09.07.2012 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2012 года по делу N А60-20117/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражного суда Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2012 N 17АП-9578/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-20117/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. N 17АП-9578/2012-АК
Дело N А60-20117/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.
при участии:
от заявителя ООО "ЖКХ-Холдинг" (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293) - не явились, извещены.
от заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302) -
Войцеховская Н.А., удостоверение <...>, доверенность от 02.10.12
Самарина Е.Н., удостоверение <...>, доверенность от 12.01.12
Явдошенко А.В., удостоверение <...>, доверенность от 11.01.12
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июля 2012 года
по делу N А60-20117/2012
принятое (вынесенное) судьей Н.В.Гнездиловой
по заявлению ООО "ЖКХ-Холдинг" (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293)
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302)
о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2 и п. 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2012 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в налоговую базу по НДС подлежит включению вся стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, отраженная в актах о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Пункт 2 статьи 154 НК РФ не подлежит применению, поскольку в налоговую базу налоговым органом включены не полученные субсидии, а стоимость выполненных работ; капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.
Заявитель по делу, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, представленной ООО "ЖКХ-Холдинг".
По результатам проверки составлен акт от 27.01.2012 и вынесены решения:
- - от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым обществу предлагается уплатить НДС в сумме 5 156 729 руб.;
- - от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость 15 991 614 руб., заявленной к возмещению.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 12.04.2012 г. N 264/12, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 5 156 729 руб. послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", представлялись на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то стоимость этих работ подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции первой инстанции пришел к выводу, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и они обоснованно учтены налогоплательщиком в налоговой базе в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, то есть в размере 5%.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает, что выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов подлежат включению в налоговую базу по НДС в размере полной стоимости выполненных работ, отраженной в акте о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Полагает, что пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применим, поскольку капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя жалобы, пришел к следующим выводам.
Между сторонами нет спора о том, что операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения НДС. Спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник в части определения налоговой базы - как стоимости реализованных работ, исчисленной исходя из фактических цен реализации в размере 5% (п. 2 ст. 154 НК РФ) или стоимости реализованных работ, исчисленной в размере 100% стоимости выполненных работ по акту о приемке (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и(или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2)управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3)управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 Кодекса для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и(или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Правительством Свердловской области было принято постановление от 10.03.2009 г. N 251-ПП "Об утверждении региональной адресной программы Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области", а также постановление администрации Березовского городского округа от 28.05.2009 г. N 223-1 об утверждении соответствующего Положения.
Пунктами 2.2 и 2.3. Положения о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрен порядок предоставления и использования управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, средств бюджета Березовского городского округа. Указанные субсидии носят целевой характер, не могут быть использованы на иные цели, предоставляются на основании заключенного соглашения о предоставлении и использовании субсидий.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Свердловской области и Березовского городского округа, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные управляющими компаниями, ЖСК, ТСЖ от Управления ЖКХ Березовского городского округа на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Из материалов дела следует, что между Управлением ЖКХ Березовского городского округа и ООО "ЖКХ-Холдинг" было заключено Соглашение N 46 от 01.07.2009 г. о предоставлении и использовании субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Березовского городского округа на сумму 138 639 133 руб. Таким образом заявитель являлся получателем бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов, связанных с выполнением для населения работ по капитальному ремонту по льготным ценам.
ООО "ЖКХ-Холдинг" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения (5%) и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Березовского.
ООО "ЖКХ-Холдинг" на расчетный счет поступили денежные средства в общей сумме 138 639 133 руб. за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств Березовского городского округа в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009.
В 4 квартале 2009 года ООО "ЖКХ-Холдинг" выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 97 833 097 руб., в налоговую базу включило только сумму оплаченную собственниками помещений 7 296 797 руб. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном объеме.
Из анализа платежных поручений N 470-472 от 09.07.2009 г. следует, что бюджетные средства были выделены в виде субсидий на покрытие расходов предприятия, возникающих при реализации работ по капитальному ремонту населению, что подтверждается кодами бюджетной классификации, по которым осуществлялось финансирование налогоплательщика - 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ N 145н от 25.12.2008 г. на 242 подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) организаций, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом бюджетные средства, поступившие безвозмездно на расчетный счет ООО "ЖКХ-Холдинг", подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных работ по капитальному ремонту жилых домов, исчисленная исходя из фактических цен их реализации собственникам квартир, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик выполнил работы для населения, а оно приняло их в полной стоимости является необоснованным, так как являясь получателем работ по капитальному ремонту в полном объеме, население получает льготу - оплачивая стоимость работ не по рыночной стоимости, а только ее части, определенной на основании действующего законодательства. После оплаты стоимости работ в размере 5% встречные обязательства населения прекращаются.
Как верно указывает общество в отзыве, полученные управляющей компанией бюджетные средства в виде субсидий, не могут быть признаны в качестве иного источника оплаты произведенных работ, так как относятся к безвозмездным перечислениям.
Довод налогового органа о том, что в налоговую базу не включаются только те субсидии, которые предоставляются для целей покрытия убытка, отклоняется, так как юридический состав п. 2 ст. 154 НК РФ не предусматривает для ее применения необходимость получения налогоплательщиком убытков.
Довод налогового органа о том, что выделяемая субсидия не связана с предоставлением льготы, отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 426 НК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом цена по публичному договору должна быть одинаковой для всех, кроме случаев, когда правовыми актами допускается уменьшение цены отдельным категориям потребителей, что классифицируется законодателем как предоставление льготы. Поскольку цена по капитальному ремонту многоквартирных домов по адресной программе в соответствии с Федеральным законом от 21.097.2007 г. N 185-ФЗ устанавливается лишь для лиц, принимающих участие в данной программе, то в данном случае речь идет о льготной цене для тех собственников, которые заявили о своем участии в программе.
Довод налогового органа о том, что управляющая компания не относится к тем субъектам, которые непосредственно реализуют работы по капитальному ремонту домов по льготным ценам, отклоняется. Из анализа статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, а также правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 16.11.2010 N 10841/10 и от 29.09.2010 N 6464/10, следует, что именно управляющая компания реализует работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, несет права и обязанности по их выполнению.
Ссылка инспекции на то, что финансовая поддержка направлена на помощь субъектам РФ, муниципальным образованиям, а не управляющим компаниям, отклоняется, так как денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном экономическом обогащении налогоплательщиков, которые при полном применении налоговых вычетов, включают в налоговую базу только суммы, предъявленные к уплате населению, отклоняется, так как понятие неосновательного обогащения относится к гражданскому праву и к налоговым правоотношениям не применимо. По данной категории дел следует руководствоваться нормами налогового законодательства - в части применения налоговых вычетов - статьями 171 и 172 НК РФ, в части определения налоговой базы - статьями 153, 154 НК РФ.
Довод инспекции о том, что возмещение налогоплательщиком НДС происходит без создания источника возмещения, отклоняется. Источник возмещения формируется у подрядных организаций, выставивших счет-фактуру с выделенным НДС, обязанных исчислить НДС со стоимости выполненных работ по капитальному ремонту дома и уплатить его в бюджет.
Ссылка налогового органа на косвенность налога на добавленную стоимость, отклоняется. Позиция налогового органа по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость всей стоимости выполненных работ противоречит основным принципам взимания косвенного налога, плательщиком которого является конечный потребитель - собственник помещений в многоквартирном доме, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлена льгота по оплате этих работ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "ЖКХ-Холдинг" не имело обязанности по включению полной стоимости выполненных работ по капитальной ремонту дома в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и правомерно признал недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 N 19157, которым обществу предлагается уплатить НДС в сумме 5 156 729 руб. и об отказе 3168 от 01.03.2012 в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость 15 991 614 руб., заявленной к возмещению.
Решение суда от 09.07.2012 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2012 года по делу N А60-20117/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражного суда Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)