Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.04.2010 ПО ДЕЛУ N А26-1108/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. по делу N А26-1108/2010


Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
- о признании незаконным предписания N 78 от 08.02.2010;
- при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости", - Шипиловой Татьяны Вениаминовны, юриста по доверенности от 30.12.2009 N 2418;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Малышевой Елены Леонидовны, главного специалиста (юрисконсульта) по доверенности от 31.03.2010;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" (далее - заявитель, ООО "Этрон", Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным предписания N 78 от 08.02.2010.
По мнению заявителя, указанное предписание противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Ответчик в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отвергает доводы ООО "Этрон" и просит в удовлетворении заявления отказать. Инспекция указала, что управление и обслуживание многоквартирным домом N 14 на основании решения общего собрания от 28.12.2008 осуществляет заявитель. Между ООО "Этрон" и собственниками помещений в данном доме заключен договор управления многоквартирным домом. Пунктом 1.3. договора определено, что управляющая компания осуществляет деятельность, направленную на организацию предоставления коммунальных услуг. Проверкой установлено, что по состоянию на 30.01.2010 (по актам ООО "Этрон") в многоквартирном доме N 14 в квартирах N 171, N 175, N 179 давление ХВС в точках разбора отсутствует. Давление на вводе в дом составило 4 атм. В обоснование своей позиции ответчик сослался на часть 1 статьи 161, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 6, 9, подпункты а, б пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила). Инспекция полагает, что доводы ООО "Этрон" о том, что объем обязанностей заявителя как управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется только рамками договоров с такими собственниками, а текущий и капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома может проводиться только на основании решения собственников жилья, не могут быть приняты, поскольку установленный в соответствующем договоре управления многоквартирным домом круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан. Кроме того, ответчик отметил, что в данном предписании речь идет не о нарушении правил содержания и текущего ремонта общего имущества собственников, а о нарушении правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно указала, что срок, в который необходимо исполнить предписание, является реально неисполнимым.
Представитель Инспекции заявление не признала, поддержала позицию, изложенную в оспариваемом предписании и отзыве на заявление.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, находит заявление ООО "Этрон" не подлежащим удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, пунктом 4 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по согласованию с Главой государственной жилищной инспекции образовывать государственные жилищные инспекции территорий.
Как следует из материалов дела, Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 66 в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Карелия образована Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, которая в настоящее время осуществляет свою деятельность на основании Положения о государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Положение), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 67. Инспекция наделена полномочиями по государственному контролю за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от его принадлежности.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 7 указанного Положения Инспекция в целях выполнения своих функций имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.01.2010 в Инспекцию поступило обращение гр. Россыпновой А.М., проживающей по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сортавальская, д. 14, кв. 175, по вопросу некачественного предоставления услуги по водоснабжению.
На основании распоряжения Руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Мухина А.П. от 20.01.2010 N 25 была проведена проверка в отношении ООО "Этрон".
В ходе проверки установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом N 214 ООО "Этрон" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сортавальская, д. 14. Согласно представленных управляющей компанией актов обследования системы холодного водоснабжения (ХВС) от 30.01.2010 в указанном многоквартирном доме в квартирах N 171, N 175 и N 179 в момент проведения замеров давление в точках разбора отсутствовало. Давление ХВС на вводе в жилой дом составило 4 атм. Выявлено нарушение: предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.02.2010 N 25/1.
08.02.2010 Инспекция вынесла предписание N 78, в котором ООО "Этрон" предписано обеспечить круглосуточное предоставление коммунальной услуги (холодное водоснабжение) надлежащего качества потребителям, проживающих в квартирах N N 171, 175, 179 дома N 14 по ул. Сортавальской, г. Петрозаводск (в соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) в срок до 15.02.2010.
Полагая, что названное предписание является незаконным, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению относится к коммунальным услугам.
Согласно пункту 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе, коммунальную услугу: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (пункт 6 Правил).
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил).
В силу пункта 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что согласно договору управления многоквартирным домом N 214 ООО "Этрон" переданы функции по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сортавальская, д. 14. В соответствии с пунктами 1.2., 1.3. данного договора Управляющая организация приняла на себя обязательства по управлению названным домом, в том числе по предоставлению собственникам помещений в доме коммунальных услуг.
Согласно пункту 1.4. договора Перечень коммунальных услуг определен приложением N 5 к договору. В указанный перечень включаются следующие коммунальные услуги: центральное отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение.
В оспариваемом предписании указывается на нарушение Управляющей организацией пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Имеющимися в деле доказательствами, в частности, актом проверки от 05.02.2010, актами б/н и б/д (листы дела 60-62), заявлением гр. Россыпновой А.М., жалобами собственника квартиры N 179 подтверждается, что холодная вода в квартирах N N 171, 175, 179 по ул. Сортавальской, д. 14 подавалась с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заключив договор управления с собственниками многоквартирного дома, ООО "Этрон" приняло на себя риск ответственности за неисполнение своих обязанностей. При этом заявителем не исполнена обязанность по соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (холодной водой).
Заявителем не представлено каких-либо доказательств объективной невозможности соблюдения ООО "Этрон" требований законодательства в области обеспечения населения коммунальными услугами. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину заявителя, материалами дела не подтверждаются.
При таких обстоятельствах предписание N 78 от 08.02.2010 Государственной жилищной инспекции Республики Карелия соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу вышеизложенного, суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что проведение текущего ремонта системы холодного водоснабжения, а также затраты на проведение такого ремонта и содержания не были оговорены условиями договора. Кроме того, необходимо отметить, что в оспариваемом предписании речь идет не о нарушении правил содержания и текущего ремонта общего имущества собственников, а правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Довод заявителя о том, что срок (с 08.02.2010 по 15.02.2010), в который необходимо исполнить предписание, является реально неисполнимым, суд находит несостоятельным. По мнению суда, у ООО "Этрон" имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из пояснений представителя ООО "Этрон" в судебном заседании, заявитель не уведомлял Инспекцию о невозможности исполнения спорного предписания, с заявлением о продлении сроков исполнения не обращался. Доказательства, подтверждающие отсутствие у ООО "Этрон" реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
С учетом вышеизложенного в удовлетворении заявления ООО "Этрон" следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
ВАСИЛЬЕВА Л.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)