Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чулковым Р.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 по делу
N А31-6444/2011, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (ИНН: 4401084630, ОГРН: 1084401000265, местонахождение: Костромская область, г. Кострома, ул. Костромская, 73)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (далее - заявитель, ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2011 N 25-01-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку Общество предприняло все, зависящие от него меры по предотвращению административного правонарушения, вина в его действиях отсутствует.
Инспекция, в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что суд первой инстанции всесторонне и в полном объеме исследовал все материалы дела.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Инспекции от 17.06.2011 N 480 (л.д. 47, 57) административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 42/12 по ул. Островского г. Костромы, по результатам которой составлен акт от 21.06.2011 N 56-01 (л.д. 55).
Основанием для проведения проверки послужило заявление гражданина проживающего в квартире N 12 о ненадлежащем состоянии крыши, и инженерных коммуникаций, предоставления некачественной услуги по холодному водоснабжению многоквартирного жилого дома (л.д. 45).
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пунктов 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5, 4.6.1.1, 4.6.1.10, 4.6.4.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). В частности Инспекцией выявлены следы промочек на карнизном подшиве крыши и стене под карнизом на закругленной части фасада жилого дома, выходящего на перекресток ул. Островского и Депутатской; следы промочек на фасаде дома, в той его части, где расположены туалеты 1-ого и 2-ого этажей. Данные протечки расположены над карнизным свесом на стене с оконным проемом туалета и стене с водосточной трубой на уровне 2-ого этажа и на уровне 1-ого этажа под декоративным карнизом (расположенным между 1 и 2 этажами); имеются следы разрушения облицовочного слоя фасада под оконным проемом подъезда над козырьком входа в подъезд. На фасадах кроме следов промочек имеются повреждения штукатурного и окрасочного слоев в следующих местах: на угловой (скругленной) части главного фасада, выходящего на ул. Островского и Депутатской имеется трещина вертикальная от карнизной части крыши вниз длиной ориентировочно 0,8 м п.; под окном 1-го этажа на фасаде, выходящем на ул. Депутатскую имеется выпучивание штукатурного слоя и трещины (лучеобразные, от центра в разные стороны); со стороны ул. Островского на цокольной части имеются разрушения штукатурного слоя по всей длине фасада; со стороны закругленной части фасада в цокольной части имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоев; со стороны торцевого фасада на откосе окна 2 этажа (3 окно по счету от ул. Островского) имеется отслоение штукатурного и окрасочного слоев. пристройка дома, где расположены подъезд и лестничная клетка, окрашены по кирпичной кладке без нанесения штукатурного слоя; карнизный свес пристройки не имеет подшива; при осмотре крыши выявлено, что на скате кровли со стороны ул. Депутатской отсутствует часть водоотводящего желоба на большей части ската кровли; отмет водоотводящей трубы, расположенной со стороны пристройки (с туалетами) имеет засор мусором; кровельное покрытие со стороны пристройки (с туалетами) и со стороны скругленной части фасада выходящего на перекресток ул. Островского и ул. Депутатской не герметично. Негерметичность кровельного покрытия подтверждается тем, что на фасадах части дома, где расположены туалеты имеются протечки, следы промочек также имеются на угловой закругленной части фасада. Следы промочек имеются внутри помещений туалета на потолке и стенах, на момент проверки следы от промочек влажные, на потолке имеются отслоения штукатурного слоя от дранки, плесень. Также следы промочек имеются над окном в подъезде на 2-ом этаже.
01.07.2011 главным специалистом-экспертом Инспекции в отношении ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" составлен протокол об административном правонарушении N 25-01 (л.д. 14).
Рассмотрев материалы административного дела, начальник Инспекции вынес постановление от 21.07.2011 N 25-01-11 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 8).
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения и соблюдения порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (п. п. а, б, г, е).
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт (пп. з).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Инспекцией установлено и заявителем не оспаривается, что Обществу, как управляющей организации, по договору управления многоквартирным домом от 01.10.2009 (л.д. 89) переданы функции по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: город Кострома, N 42/12 ул. Островского, д. N 42/12. По условиям договора управления многоквартирным домом заявитель обязан оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками, осуществлять, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, Общество, обслуживая указанный жилой дом, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.
В силу пункта 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например: ГКЖ-10; ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.2.3.5 Правил N 170 фактурные слои блоков и панелей или штукатурку с усадочными мелкими трещинами необходимо защищать от разрушений затиркой жидким полимерцементным раствором с окраской. Стабилизировавшиеся широкие трещины следует заделать материалом, аналогичным материалу стен или полимерцементным раствором.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки: протечки в отдельных местах кровли 1 сутки; повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) в течение 5 суток.
В силу пункта 4.6.4.6 Правил N 170 повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 21.07.2011 N 25-01-11 пунктов 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5, 4.6.1.1, 4.6.1.10, 4.6.4.6 Правил N 170 и подпунктов а, б, г, е пункта 10, подпункта з пункта 11 Правил N 491 на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 21.06.2011 N 56-01, в протоколе об административном правонарушении от 01.07.2011 N 25-01, что свидетельствует о наличии в деянии Общества события вменяемого правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае Общество со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Общество не доказало, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Доводам заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения дана надлежащая оценка судом первой инстанции, который обоснованно указал, что Общество располагало сведениями об имеющихся недостатках общего имущества, что следует из устных и письменных обращений жильцов в адрес управляющей компании актов осмотра здания, которыми установлено наличие промочек, обрушение штукатурного слоя, отсутствие настенного водосточного желоба. Однако, в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества дома N 42/12 по ул. Островского в г. Костроме в технически исправном состоянии не осуществляло, и не принимало исчерпывающих мер, направленных на своевременное устранение нарушений требований нормативных правовых актов по технической эксплуатации данного жилого дома.
Заключение Обществом с ООО "Техно-Гранд" договора подряда от 31.08.2009 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли рассматриваемого многоквартирного дома (л.д. 63), а также направление подрядчику претензий об устранении выявленных недостатков (л.д. 31, 32) и искового заявления о безвозмездном устранении недостатков по договору подряда не свидетельствует об отсутствии вины Общества.
В соответствии с условиями договора подряда ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" предоставлено право в любое время осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ. Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за ходом работ по капитальному ремонту.
Необходимо отметить, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оснований для признания незаконным оспариваемого постановления и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным у суда первой инстанции не имелось.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении Инспекцией соблюден.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 по делу N А31-6444/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Т.М.ОЛЬКОВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2011 ПО ДЕЛУ N А31-6444/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 г. по делу N А31-6444/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чулковым Р.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 по делу
N А31-6444/2011, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (ИНН: 4401084630, ОГРН: 1084401000265, местонахождение: Костромская область, г. Кострома, ул. Костромская, 73)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (далее - заявитель, ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2011 N 25-01-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку Общество предприняло все, зависящие от него меры по предотвращению административного правонарушения, вина в его действиях отсутствует.
Инспекция, в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что суд первой инстанции всесторонне и в полном объеме исследовал все материалы дела.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Инспекции от 17.06.2011 N 480 (л.д. 47, 57) административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 42/12 по ул. Островского г. Костромы, по результатам которой составлен акт от 21.06.2011 N 56-01 (л.д. 55).
Основанием для проведения проверки послужило заявление гражданина проживающего в квартире N 12 о ненадлежащем состоянии крыши, и инженерных коммуникаций, предоставления некачественной услуги по холодному водоснабжению многоквартирного жилого дома (л.д. 45).
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пунктов 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5, 4.6.1.1, 4.6.1.10, 4.6.4.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). В частности Инспекцией выявлены следы промочек на карнизном подшиве крыши и стене под карнизом на закругленной части фасада жилого дома, выходящего на перекресток ул. Островского и Депутатской; следы промочек на фасаде дома, в той его части, где расположены туалеты 1-ого и 2-ого этажей. Данные протечки расположены над карнизным свесом на стене с оконным проемом туалета и стене с водосточной трубой на уровне 2-ого этажа и на уровне 1-ого этажа под декоративным карнизом (расположенным между 1 и 2 этажами); имеются следы разрушения облицовочного слоя фасада под оконным проемом подъезда над козырьком входа в подъезд. На фасадах кроме следов промочек имеются повреждения штукатурного и окрасочного слоев в следующих местах: на угловой (скругленной) части главного фасада, выходящего на ул. Островского и Депутатской имеется трещина вертикальная от карнизной части крыши вниз длиной ориентировочно 0,8 м п.; под окном 1-го этажа на фасаде, выходящем на ул. Депутатскую имеется выпучивание штукатурного слоя и трещины (лучеобразные, от центра в разные стороны); со стороны ул. Островского на цокольной части имеются разрушения штукатурного слоя по всей длине фасада; со стороны закругленной части фасада в цокольной части имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоев; со стороны торцевого фасада на откосе окна 2 этажа (3 окно по счету от ул. Островского) имеется отслоение штукатурного и окрасочного слоев. пристройка дома, где расположены подъезд и лестничная клетка, окрашены по кирпичной кладке без нанесения штукатурного слоя; карнизный свес пристройки не имеет подшива; при осмотре крыши выявлено, что на скате кровли со стороны ул. Депутатской отсутствует часть водоотводящего желоба на большей части ската кровли; отмет водоотводящей трубы, расположенной со стороны пристройки (с туалетами) имеет засор мусором; кровельное покрытие со стороны пристройки (с туалетами) и со стороны скругленной части фасада выходящего на перекресток ул. Островского и ул. Депутатской не герметично. Негерметичность кровельного покрытия подтверждается тем, что на фасадах части дома, где расположены туалеты имеются протечки, следы промочек также имеются на угловой закругленной части фасада. Следы промочек имеются внутри помещений туалета на потолке и стенах, на момент проверки следы от промочек влажные, на потолке имеются отслоения штукатурного слоя от дранки, плесень. Также следы промочек имеются над окном в подъезде на 2-ом этаже.
01.07.2011 главным специалистом-экспертом Инспекции в отношении ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" составлен протокол об административном правонарушении N 25-01 (л.д. 14).
Рассмотрев материалы административного дела, начальник Инспекции вынес постановление от 21.07.2011 N 25-01-11 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 8).
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения и соблюдения порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (п. п. а, б, г, е).
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт (пп. з).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Инспекцией установлено и заявителем не оспаривается, что Обществу, как управляющей организации, по договору управления многоквартирным домом от 01.10.2009 (л.д. 89) переданы функции по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: город Кострома, N 42/12 ул. Островского, д. N 42/12. По условиям договора управления многоквартирным домом заявитель обязан оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками, осуществлять, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, Общество, обслуживая указанный жилой дом, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах N 170.
В силу пункта 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например: ГКЖ-10; ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.2.3.5 Правил N 170 фактурные слои блоков и панелей или штукатурку с усадочными мелкими трещинами необходимо защищать от разрушений затиркой жидким полимерцементным раствором с окраской. Стабилизировавшиеся широкие трещины следует заделать материалом, аналогичным материалу стен или полимерцементным раствором.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки: протечки в отдельных местах кровли 1 сутки; повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) в течение 5 суток.
В силу пункта 4.6.4.6 Правил N 170 повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 21.07.2011 N 25-01-11 пунктов 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5, 4.6.1.1, 4.6.1.10, 4.6.4.6 Правил N 170 и подпунктов а, б, г, е пункта 10, подпункта з пункта 11 Правил N 491 на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 21.06.2011 N 56-01, в протоколе об административном правонарушении от 01.07.2011 N 25-01, что свидетельствует о наличии в деянии Общества события вменяемого правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае Общество со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Общество не доказало, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Доводам заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения дана надлежащая оценка судом первой инстанции, который обоснованно указал, что Общество располагало сведениями об имеющихся недостатках общего имущества, что следует из устных и письменных обращений жильцов в адрес управляющей компании актов осмотра здания, которыми установлено наличие промочек, обрушение штукатурного слоя, отсутствие настенного водосточного желоба. Однако, в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества дома N 42/12 по ул. Островского в г. Костроме в технически исправном состоянии не осуществляло, и не принимало исчерпывающих мер, направленных на своевременное устранение нарушений требований нормативных правовых актов по технической эксплуатации данного жилого дома.
Заключение Обществом с ООО "Техно-Гранд" договора подряда от 31.08.2009 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли рассматриваемого многоквартирного дома (л.д. 63), а также направление подрядчику претензий об устранении выявленных недостатков (л.д. 31, 32) и искового заявления о безвозмездном устранении недостатков по договору подряда не свидетельствует об отсутствии вины Общества.
В соответствии с условиями договора подряда ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" предоставлено право в любое время осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ. Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за ходом работ по капитальному ремонту.
Необходимо отметить, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оснований для признания незаконным оспариваемого постановления и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным у суда первой инстанции не имелось.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении Инспекцией соблюден.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2011 по делу N А31-6444/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Т.М.ОЛЬКОВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)