Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А21-6516/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А21-6516/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
- от заявителя: Ивлиева Д.О. по доверенности от 12.04.2012;
- от ответчика: не явились - извещены (уведомление N 51946);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20853/2012) ООО "УК РСУ 25" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2012 по делу N А21-6516/2012 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "УК РСУ 25"
к Административно-технической инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ООО "УК РСУ 25" (236006, г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 27-1, ОГРП 1083925036920, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, г. Калининград, Московский пр-т, д. 95, далее - Инспекция, административный орган) от 20.06.2012 N 2385 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением суда первой инстанции, заявленные ООО "УК РСУ 25" требования частично удовлетворены, оспариваемое постановление от 20.06.2012 N 2385 отменено в части наложения административного штрафа в размере 60 000 рублей, суд определил размер штрафа в 50 000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК РСУ 25" направило апелляционную жалобу в которой просило решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы пояснив, что такие обстоятельства, как демонтаж части урн по распоряжению районной администрации, фактическая очистка дождевой и ливневой канализации после проверки, а также оформление части отсутствующих паспортов фасадов зданий, ограждение контейнерной площадки свидетельствует о принятии обществом надлежащих мер по устранению нарушений и отсутствии вины общества.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 04.06.2012 Административно-технической инспекцией Калининградской области, в связи с неоднократными телефонными жалобами граждан, проведена проверка соблюдения управляющей компанией - ООО "УК РСУ 25" Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346) на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Калининград, по улице Набережная Карбышева (дома 4, 6, 8, 12, 20), по улице Октябрьская (дома 3-15, 17-25, 27, 39- 41, 43-51, 53, 61-63, 65-67), по улице Генерала Павлова (дома 10, 14, 16,18, 20, 22-24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40), по Солнечному бульвару (дома 18, 20).
О проведении проверочных мероприятий обществу направлено уведомление от 31.05.2012 N 1398 о необходимости обеспечения явки представителя проверяемой организации.
По результатам проверки государственным инспектором, с участием представителя общества, составлен акт от 04.06.2012 с фототаблицей (л.д. 17-44), в которых зафиксировано, что ООО "УК РСУ 25":
- - не установило урны у входа в подъезды домов 4, 6, 8, 12, 20 по улице Наб. Карбышева, домов 18, 20 по улице Солнечный Бульвар, домов 16, 20 по улице Генерала Павлова;
- - не произвело очистку дождевой и ливневой системы на придомовой территории дома 12 по улице Наб. Карбышева, дома 14 по улице Генерала Павлова, дома 63 по улице Октябрьская;
- - не обеспечило техническое содержание контейнерных площадок (отсутствует ограждение с трех сторон) по улице Солнечный Бульвар 18-20, по улице Генерала Павлова 14-22, по улице Октябрьская 43-51; допустило установку семи контейнеров для сбора ТБО на контейнерной площадке по улице Октябрьская 43-51;
- - не имеет паспорта фасада на дома 8, 12, 20 по улице Наб. Карбышева, дома 13-15, 17-25, 39-41, 43-51 по улице Октябрьская, дома 10, 14, 16, 18,20, 22, 24, 26, 34, 36, 40 по улице Генерала Павлова.
07.06.2012 общество в административный орган представило свои пояснения, согласно которым после проведения проверки была осуществлена очистка дождевой и ливневой канализации, проводится работа по согласованию с районной администрацией по определению места размещения урн для мусора, представлены акты по дезинфекции и дезинсекции, а также частично паспорты фасадов домов.
08.06.2012 административным органом, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 2385 по факту нарушения ООО "УК РСУ 25" пунктов 3.6.6; 1.2.5.7; 3.6.8; 4.4; 10.1 Правил 08 N 346.
20.06.2012 должностным лицом Инспекции принято постановление N 2385 о привлечении ООО "УК РСУ 25" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности, в отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования и отменяя оспариваемое постановление в части назначения размера штрафа, превышающего 50 000 рублей, и, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления в полном объеме, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции Закона Калининградской области от 05.03.2011 N 563, действующей на момент совершения правонарушения) невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам содержания и благоустройства территорий, в том числе требований по уборке территорий, а также требований по озеленению территорий, использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования, если ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Решением Окружного совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (п. 1.1).
Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В силу пункта 3.6.6. п.п. "а" Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных - на центральных магистралях (территориях), - определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8. Правил N 346, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
- 1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой/территории;
- 2) производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
- 5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
- 7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
В соответствии с Правилами N 346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь (п. 4.2, 4.2.2). Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для, сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п. 4.4). Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев (п. 4.5). Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п. 4.6).
Согласно пункту 10.1. Правил, собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны иметь паспорт фасада, а также выполнять требования Положения о содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области N 448 от 22.06.2006 года.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что ООО "УК РСУ 25" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Калининград, по улице Набережная Карбышева (дома 4, 6, 8, 12, 20), по улице Октябрьская (дома 3-15, 17-25, 27, 39- 41, 43-51, 53, 61-63, 65-67), по улице Генерала Павлова (дома 10, 14, 16, 18, 20, 22-24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40), по Солнечному бульвару (дома 18, 20).
Совершение обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 04.06.2012 (с фототаблицей); списком многоквартирных домов находящихся в оперативном управлении компании ООО "УК РСУ 25"; договорами управления многоквартирными домами, графиком работ по очистке дождевой и дренажной системы в границах земельного участка по ООО "УК РСУ 25"; письменными объяснениями представителя ООО "УК РСУ 25" исполнительного директора Макаренко А.А., протоколом об административном правонарушении N 2385 от 08.06.2012, из которых усматривается, что во время проверки урны отсутствовали у входа в подъезды домов 4, 6, 8, 12, 20 по Наб. Карбышева, домов 18, 20 по улице Солнечный Бульвар, домов 16, 20 по улице Генерала Павлова; не производилась очистка дождевой и ливневой системы на придомовой территории дома 12 по ул. наб. Карбышева, дома 14 по улице Генерала Павлова, дома 63 по улице Октябрьская; отсутствует ограждение с трех сторон на контейнерных площадках по Солнечному Бульвару дома 18-20, по улице Генерала Павлова дома 14-22, по улице Октябрьская дома 43-51; установлено семь контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на контейнерной площадке по улице Октябрьская у домов 43-51, а также представление 12 паспортов фасада домов вместо 30.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов общество не отрицает, однако полагает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В рассматриваемом случае устранение уже выявленных и зафиксированных в акте проверки нарушений не может оцениваться как своевременность принятия необходимых и достаточных мер. Общество не указало на наличие непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюсти требования санитарной безопасности и на те меры, которые до осуществления проверки общество предпринимало для недопущения нарушений. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на виновное поведение общества.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не установил.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно отметил, что при назначении административного наказания привлекаемого к административной ответственности лица должны учитываются характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.1 КоАП РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией не выявлено предусмотренных статьей 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (обстоятельств, отягчающих административную ответственность), напротив, общество впервые привлекается к административной ответственности, частично правонарушения были устранены и приняты меры к устранению оставшихся нарушений, то применение штрафа превышающего минимальный размер санкции статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, не соответствует принципу соразмерности и справедливости наказания.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 сентября 2012 года по делу N А21-6516/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)