Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2007.
Полный текст решения изготовлен 15.11.2007.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Колинько А.О. при ведении протокола судебного заседания судьей Колинько А.О. рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Товарищества собственников жилья "Изумруд"
к Администрации муниципального образования "город Екатеринбург"
об обязании сформировать земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от истца - Бородий В.М., представитель, по доверенности N 14 от 28.08.2007,
от ответчика - Нестеров Е.Н., представитель, по доверенности N 01.1/50.2-12/1817 от 28.08.2006, удостоверение N 36 от 31.12.2006.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в суд с иском об обязании ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным домом N 55 корпус 1, находящимся в управлении ТСЖ "Изумруд", по улице Крестинского в городе Екатеринбурге, а именно:
- - в течение одного месяца изготовить и утвердить границы земельного участка под многоквартирным домом и придомовой территории;
- - в течение двух недель после изготовления и утверждения границ земельного участка принять решение о передаче земельного участка в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, в судебном заседании 10.10.2007 истец в порядке статей 49, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнил иск требованием о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 22250 руб.
Также в судебном заседании 10.10.2007 от истца поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по заявлению Товарищества собственников жилья "Изумруд" о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "город Екатеринбург" в согласовании проекта границ земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55/1, с включением в проект границ данного земельного участка территории, обхватывающей полностью "песочницу", расположенную напротив подъезда N 8 жилого дома, обслуживаемого Товариществом собственников жилья "Изумруд".
Руководствуясь ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в удовлетворении ходатайства отказал, так как арбитражным законом не предусмотрена возможность приостановления производства по делу до разрешения дела, производство по которому не возбуждено, а доказательств принятия искового заявления к производству истец не представил.
Поводом к обращению истца в суд послужило бездействие администрации города Екатеринбурга, выраженное в неоформлении земельного участка под многоквартирным жилым домом в нарушение п. 2, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7, 8 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал, что администрация не отказывала истцу в изготовлении проекта границ земельного участка, а указала на необходимость утверждения проекта межевания территории, ограниченной улицами Родонитовой - Крестинского, после чего возможно будет изготовить и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 55, корп. 1.
Ответчик также пояснил, что в настоящее время проект межеваний территории изготовлен, но не утвержден в установленном порядке. Между истцом и ТСЖ "Уктус" имеется спор по поводу границ смежных земельных участков, в связи с чем не удалось заключить мировое соглашение.
Кроме того, по мнению ответчика, права и законные интересы заявителя в отношении использования фактически занимаемого земельного участка под многоквартирным домом не нарушены.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
Как следует из материалов дела, земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 55, корп. 1, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса.
Товарищество собственников жилья "Изумруд" было создано путем реорганизации Жилищного кооператива N 213. Устав ТСЖ "Изумруд" утвержден общим собранием собственников помещений 04.07.2006.
Общее собрание собственников помещений в ТСЖ "Изумруд" 10.12.2006 постановило обратиться за оформлением земельного участка в долевую собственность собственников помещений (выписка из протокола от 10.12.2006). Лицом, уполномоченным выступать от имени собственников, назначено ТСЖ "Изумруд".
Согласно пункту 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
14.12.2006 председатель ТСЖ "Изумруд" Котовенко Т.В. обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, с прилегающей территорией в долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55, корп. 1, кв. 287 - 345.
В ответ на это было получено письмо из Главархитектуры администрации города Екатеринбурга за N 21.1-05/111 от 12.01.2007, в котором указывалось, что проект границ земельного участка под многоквартирным жилым домом будет утвержден в установленном порядке после утверждения проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Родонитовой - ул. Крестинского, в соответствии с нормами статей 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка должен утвердить проект границ земельного участка, в двухнедельный срок должен принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. При этом к заявлению о предоставлении земельного участка должен быть приложен кадастровый план.
Утверждению проекта границ земельного участка в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должно предшествовать изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как следует из материалов дела, истец при подаче заявления 14.12.2006 кадастровый план земельного участка не прикладывал. Заявление об изготовлении кадастровой карты, что подтверждено истцом в судебном заседании, было направлено им в администрацию города только 17.08.2007, то есть после обращения в суд с настоящим иском.
На момент рассмотрения дела кадастровый план земельного участка не изготовлен, с требованием об обязании администрации изготовить кадастровый план истец не обращался.
Кроме того, предметом настоящего спора является не обжалование истцом бездействия администрации по оформлению земельного участка, а требование об обязании ответчика изготовить и утвердить проект границ земельного, а для этого, по мнению суда, необходимо, чтобы были проведены необходимые процедуры, предшествующие утверждению проекта границ земельного участка, в частности должны быть завершены работы по межеванию территории квартала.
Порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц - собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке.
В соответствии с указанными нормами для приобретения права долевой собственности на общий земельный участок необходимы:
- - проведение общего собрания собственников помещений;
- - предварительное согласие собственников помещений многоквартирного дома;
- - обращение уполномоченного собранием лица в орган государственной власти или местного самоуправления (уполномоченный орган) с заявлением о формировании участка;
- - принятие уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке и межеванию территории;
- - публикации решения и публичные слушания с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом;
- принятие уполномоченным органом решения об утверждении документации по проекту планировки и межевания;
- - постановка участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 6 ФЗ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Застроенная территория в границах квартала по Родонитовой - Крестинского, на которой расположен жилой дом по ул. Крестинского, 55, корп. 1, на момент подачи истцом заявки в декабре 2006 года не была разделена на земельные участки. Следовательно, ссылка ответчика на необходимость изготовления проекта межевания данного квартала являлась обоснованной.
Истец в подтверждение своих доводов сослался на Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223.
Согласно статье 6 N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Из положений статьи 1 N 72-ФЗ от 15.06.1996 "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что кондоминиумом является общее имущество многоквартирного дома.
Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах не противоречит Земельному кодексу и подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с п. 7, 8 названного Положения для определения размеров и установления границ земельных участков проводятся следующие работы:
- - подготовка материалов по установлению границ земельных участков в кондоминиумах с указанием предлагаемых ограничений по их использованию и сервитутов; при необходимости организация разработки проекта межевания территории существующей застройки (квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры их частей) для создания кондоминиумов;
- - определение нормативных размеров и установление границ земельных участков, передаваемых домовладельцам бесплатно;
- - выявление территорий, превышающих нормативные размеры земельных участков (сверхнормативные территории), и подготовка проектов договоров о передаче в собственность или аренду этих территорий домовладельцам или товариществу собственников жилья;
- - разрешение споров, возникающих при установлении границ земельных участков, сервитутов и ограничений по использованию земельных участков.
Таким образом, и в данном Положении закрепляется необходимость проведения комплекса работ для установления границ земельного участка (в том числе межевание территории).
Согласно пояснениям ответчика в настоящее время проект межевания территории квартала изготовлен, но не утвержден в установленном порядке, в связи с чем ответчик не может изготовить и утвердить проект границ земельного участка под многоквартирным жилым домом. Публичные слушания с участием лиц, интересы которых могут быть затронуты утверждением проекта границ земельного участка ТСЖ "Изумруд", не проведены. Между смежными землепользователями, ТСЖ "Изумруд" и ТСЖ "Уктус", имеется спор о границах земельных участков, который не разрешен.
Таким образом, мероприятия, предшествующие конечному этапу - изготовлению и утверждению проекта границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55, корп. 1, не завершены (отсутствует кадастровая карта (план), не утвержден проект межевания территории).
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца об обязании администрации изготовить и утвердить проект границ земельного участка, а также принять решение о передаче его в долевую собственность при изложенных условиях удовлетворению не подлежат. Тем более, что бездействие ответчика, выраженное в неоформлении земельного участка в установленные сроки, истцом не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.11.2007 ПО ДЕЛУ N А60-13084/2007-С2
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. по делу N А60-13084/2007-С2
Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2007.
Полный текст решения изготовлен 15.11.2007.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Колинько А.О. при ведении протокола судебного заседания судьей Колинько А.О. рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Товарищества собственников жилья "Изумруд"
к Администрации муниципального образования "город Екатеринбург"
об обязании сформировать земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от истца - Бородий В.М., представитель, по доверенности N 14 от 28.08.2007,
от ответчика - Нестеров Е.Н., представитель, по доверенности N 01.1/50.2-12/1817 от 28.08.2006, удостоверение N 36 от 31.12.2006.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в суд с иском об обязании ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным домом N 55 корпус 1, находящимся в управлении ТСЖ "Изумруд", по улице Крестинского в городе Екатеринбурге, а именно:
- - в течение одного месяца изготовить и утвердить границы земельного участка под многоквартирным домом и придомовой территории;
- - в течение двух недель после изготовления и утверждения границ земельного участка принять решение о передаче земельного участка в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, в судебном заседании 10.10.2007 истец в порядке статей 49, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнил иск требованием о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 22250 руб.
Также в судебном заседании 10.10.2007 от истца поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по заявлению Товарищества собственников жилья "Изумруд" о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "город Екатеринбург" в согласовании проекта границ земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55/1, с включением в проект границ данного земельного участка территории, обхватывающей полностью "песочницу", расположенную напротив подъезда N 8 жилого дома, обслуживаемого Товариществом собственников жилья "Изумруд".
Руководствуясь ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в удовлетворении ходатайства отказал, так как арбитражным законом не предусмотрена возможность приостановления производства по делу до разрешения дела, производство по которому не возбуждено, а доказательств принятия искового заявления к производству истец не представил.
Поводом к обращению истца в суд послужило бездействие администрации города Екатеринбурга, выраженное в неоформлении земельного участка под многоквартирным жилым домом в нарушение п. 2, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7, 8 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал, что администрация не отказывала истцу в изготовлении проекта границ земельного участка, а указала на необходимость утверждения проекта межевания территории, ограниченной улицами Родонитовой - Крестинского, после чего возможно будет изготовить и утвердить проект границ земельного участка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 55, корп. 1.
Ответчик также пояснил, что в настоящее время проект межеваний территории изготовлен, но не утвержден в установленном порядке. Между истцом и ТСЖ "Уктус" имеется спор по поводу границ смежных земельных участков, в связи с чем не удалось заключить мировое соглашение.
Кроме того, по мнению ответчика, права и законные интересы заявителя в отношении использования фактически занимаемого земельного участка под многоквартирным домом не нарушены.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
Как следует из материалов дела, земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 55, корп. 1, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса.
Товарищество собственников жилья "Изумруд" было создано путем реорганизации Жилищного кооператива N 213. Устав ТСЖ "Изумруд" утвержден общим собранием собственников помещений 04.07.2006.
Общее собрание собственников помещений в ТСЖ "Изумруд" 10.12.2006 постановило обратиться за оформлением земельного участка в долевую собственность собственников помещений (выписка из протокола от 10.12.2006). Лицом, уполномоченным выступать от имени собственников, назначено ТСЖ "Изумруд".
Согласно пункту 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
14.12.2006 председатель ТСЖ "Изумруд" Котовенко Т.В. обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, с прилегающей территорией в долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55, корп. 1, кв. 287 - 345.
В ответ на это было получено письмо из Главархитектуры администрации города Екатеринбурга за N 21.1-05/111 от 12.01.2007, в котором указывалось, что проект границ земельного участка под многоквартирным жилым домом будет утвержден в установленном порядке после утверждения проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Родонитовой - ул. Крестинского, в соответствии с нормами статей 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка должен утвердить проект границ земельного участка, в двухнедельный срок должен принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. При этом к заявлению о предоставлении земельного участка должен быть приложен кадастровый план.
Утверждению проекта границ земельного участка в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должно предшествовать изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как следует из материалов дела, истец при подаче заявления 14.12.2006 кадастровый план земельного участка не прикладывал. Заявление об изготовлении кадастровой карты, что подтверждено истцом в судебном заседании, было направлено им в администрацию города только 17.08.2007, то есть после обращения в суд с настоящим иском.
На момент рассмотрения дела кадастровый план земельного участка не изготовлен, с требованием об обязании администрации изготовить кадастровый план истец не обращался.
Кроме того, предметом настоящего спора является не обжалование истцом бездействия администрации по оформлению земельного участка, а требование об обязании ответчика изготовить и утвердить проект границ земельного, а для этого, по мнению суда, необходимо, чтобы были проведены необходимые процедуры, предшествующие утверждению проекта границ земельного участка, в частности должны быть завершены работы по межеванию территории квартала.
Порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц - собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке.
В соответствии с указанными нормами для приобретения права долевой собственности на общий земельный участок необходимы:
- - проведение общего собрания собственников помещений;
- - предварительное согласие собственников помещений многоквартирного дома;
- - обращение уполномоченного собранием лица в орган государственной власти или местного самоуправления (уполномоченный орган) с заявлением о формировании участка;
- - принятие уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке и межеванию территории;
- - публикации решения и публичные слушания с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом;
- принятие уполномоченным органом решения об утверждении документации по проекту планировки и межевания;
- - постановка участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 6 ФЗ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Застроенная территория в границах квартала по Родонитовой - Крестинского, на которой расположен жилой дом по ул. Крестинского, 55, корп. 1, на момент подачи истцом заявки в декабре 2006 года не была разделена на земельные участки. Следовательно, ссылка ответчика на необходимость изготовления проекта межевания данного квартала являлась обоснованной.
Истец в подтверждение своих доводов сослался на Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223.
Согласно статье 6 N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Из положений статьи 1 N 72-ФЗ от 15.06.1996 "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что кондоминиумом является общее имущество многоквартирного дома.
Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах не противоречит Земельному кодексу и подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с п. 7, 8 названного Положения для определения размеров и установления границ земельных участков проводятся следующие работы:
- - подготовка материалов по установлению границ земельных участков в кондоминиумах с указанием предлагаемых ограничений по их использованию и сервитутов; при необходимости организация разработки проекта межевания территории существующей застройки (квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры их частей) для создания кондоминиумов;
- - определение нормативных размеров и установление границ земельных участков, передаваемых домовладельцам бесплатно;
- - выявление территорий, превышающих нормативные размеры земельных участков (сверхнормативные территории), и подготовка проектов договоров о передаче в собственность или аренду этих территорий домовладельцам или товариществу собственников жилья;
- - разрешение споров, возникающих при установлении границ земельных участков, сервитутов и ограничений по использованию земельных участков.
Таким образом, и в данном Положении закрепляется необходимость проведения комплекса работ для установления границ земельного участка (в том числе межевание территории).
Согласно пояснениям ответчика в настоящее время проект межевания территории квартала изготовлен, но не утвержден в установленном порядке, в связи с чем ответчик не может изготовить и утвердить проект границ земельного участка под многоквартирным жилым домом. Публичные слушания с участием лиц, интересы которых могут быть затронуты утверждением проекта границ земельного участка ТСЖ "Изумруд", не проведены. Между смежными землепользователями, ТСЖ "Изумруд" и ТСЖ "Уктус", имеется спор о границах земельных участков, который не разрешен.
Таким образом, мероприятия, предшествующие конечному этапу - изготовлению и утверждению проекта границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 55, корп. 1, не завершены (отсутствует кадастровая карта (план), не утвержден проект межевания территории).
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца об обязании администрации изготовить и утвердить проект границ земельного участка, а также принять решение о передаче его в долевую собственность при изложенных условиях удовлетворению не подлежат. Тем более, что бездействие ответчика, выраженное в неоформлении земельного участка в установленные сроки, истцом не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КОЛИНЬКО А.О.
КОЛИНЬКО А.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)