Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2010 ПО ДЕЛУ N А19-15207/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. по делу N А19-15207/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15207/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления N 1-209/10 от 09.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская" (далее ООО "Сибирская") обратилось в суд с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее Административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-209/10 от 09.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 28 сентября 2010 г. в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о наличии в действиях ООО "Сибирская" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сибирская" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает на незаконность ссылки административного органа на нарушение ООО "Сибирская" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в связи с тем, что данные нормы носят рекомендательный характер, а обжалуемое постановление не содержит указания на событие вмененного правонарушения.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились. Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1136-ср-п от 24.05.2010 г. должностными лицами Административного органа была проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Сибирская" по контролю за соблюдением правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, расположенных в г. Иркутске по адресу: ул. Тимирязева, дома N 37.
В ходе проверки установлено, что ООО "Сибирская" допущены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
По результатам проверки составлен Акт проверки N 1136/10 от 03.06.2010 г.
На основании Акта проверки, должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, 04.06.2010 г. составлен Протокол об административном правонарушении N 1136/10 в отношении ООО "Сибирская".
Согласно Протоколу об административном правонарушении ООО "Сибирская" нарушило п. 1 ст. 161 ЖК РФ пункты п. п. 2.6.2, 3.2.1, 3.2.2, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.1, 3.2.11, 4.8.11, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, выразившееся: в неисправности остекления оконных заполнений в подъездах N 1 и 2 дома N 37 по ул. Тимирязева, а именно, отсутствует вторая нитка остекления; в неисправности входных, тамбурных дверей подъезда N 1 и 2 дома N 37 по ул. Тимирязева, а именно, имеются зазоры между стеной и коробкой, чем совершило правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении N 1136/10 от 04.06.2010 г. руководителем Административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела, ООО "Сибирская" Постановлением от 09.06.2010 г. N 1-209/10 привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская" являясь специализированной организацией, осуществляет содержание жилого фонда, переданного ему в управление, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Исходя из анализа представленных в материалы дела документов, устава ООО "Сибирская", протокола конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 11.01.2009 г., договором управления многоквартирным домом N 37 по ул. Тимирязева от 15.02.2009 г. N 1489/9 с приложением перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома N 37 по ул. Тимирязева, актом о состоянии общего имущества дома N 37 по ул. Тимирязева, заявитель является управляющей организацией, ответственной за содержание обслуживаемого ей жилого дома N 37 по ул. Тимирязева в г. Иркутске.
В соответствии с п. 3 ст. 30, 39 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание, включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим лицам.
В соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170, ст. 161, 162 ЖК РФ техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 1.8 названных Правил управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а также все виды работ с нанимателями и арендаторами.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.9 Договора управления многоквартирным домом N 37 по ул. Тимирязева от 15.02.2009 г. N 1489/9 ООО "Сибирская", как управляющая организация, в течение установленного срока, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению объектом, содержанию и текущему ремонту общего имущества объекта, предоставлять коммунальные услуги гражданам, проживающим в Объекте, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления Объектом деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Управляющая организация обязана:
- осуществлять управление общим имуществом Объекта в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственника, в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 настоящего договора, а также в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов;
- оказывать услуги, выполнять работы надлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества в Объекте согласно Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в Объекте, установленных по результатам проведения конкурса в соответствии с Приложением N 2 к Договору;
- Управляющая организация принимает от граждан, проживающих в объекте плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление Объектом, коммунальные и иные услуги. Пунктом 2.2.1 договора предусмотрено, что управляющая организация имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по договору (за исключением обязанностей, вытекающих п. п. 2.1.6, 2.1.9, 2.1.37).
Из анализа условий указанного договора следует, что в рассматриваемом данном случае общество является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ему в управление, то есть оно приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Следовательно, на ООО "Сибирская", как на специализированной организации, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ей в управление, лежит не только обязанность по содержанию жилого фонда, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, но и ответственность за нарушение этих правил и норм.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, Актом проверки N 1136/10 от 03.06.2010 г., протоколом об административном правонарушении, протоколом конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 11.01.2009 г., договором управления многоквартирным домом N 37 по ул. Тимирязева от 15.02.2009 г. N 1489/9 с приложение перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и актом о состоянии общего имущества в полном объеме подтвержден факт нарушения заявителем п. п. 2.6.2, 3.2.1, 3.2.2, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.1, 3.2.11, 4.8.11, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом в указанном акте подробно зафиксированы место выявленных нарушений с указанием по каждому объекту нарушения конкретных пунктов вышеуказанных Правил.
Зафиксированный факт нарушения вышеуказанных правил не оспаривается по существу и самим заявителем.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Из представленных в материалы дела документов следует, что и протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление вынесены с учетом вышеуказанных норм права и содержат все необходимые требования предусмотренные законом.
Так, в Протоколе об административном правонарушении N 1136/10 от 04.06.2010 г. указаны дата и место его составления, место, совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса и закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что Административным органом не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении подтвержден факт нарушения ООО "Сибирская" п. 1 ст. 161 ЖК РФ, п. п. 2.6.2, 3.2.1, 3.2.2, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.1, 3.2.11, 4.8.11, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, с установлением места нарушения и указанием по каждому объекту нарушения конкретных пунктов вышеуказанных Правил, что зафиксировано в Протоколе об административном правонарушении N 1136/10 от 04.06.2010 г. и в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ указано в Постановлении N 1-209/10 от 09.06.2010 г.
Следовательно, Административный орган обоснованно привлек ООО "Сибирская" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела документами в полном объеме подтверждено, что у ООО "Сибирская" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании всего вышеизложенного, при отсутствии нарушений норм процессуального права при привлечении заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Сибирская" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и правомерно отказал в удовлетворении требовании заявителя о признании незаконным Постановления N 1-209/10 от 09.06.2010 г.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15207/2010 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15207/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)