Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2012 N 15АП-9719/2012 ПО ДЕЛУ N А32-5626/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. N 15АП-9719/2012

Дело N А32-5626/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ивановой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился
от заинтересованного лица: представитель не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сочижилсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2012 по делу N А32-5626/2012 принятого в составе судьи Гладкова В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сочижилсервис"
к заинтересованному лицу государственная жилищная инспекция Краснодарского края о признании недействительным предписания от 27.05.2011 г. N 1625.

установил:

Общество с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Сочижилсервис" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.05.12 N 1625.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. При таких обстоятельствах, вынесенное Жилищной инспекцией предписание о необходимости устранения выявленных недостатков в системе отопления, соответствует Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и принято органом, наделенным соответствующими полномочиями.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, Жилищной инспекцией направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции в установленном гл. 34 АПК РФ порядке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
27.05.2011 управлением государственного строительного надзора Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сочижилсервис" выдано предписание N 1625, которым предлагается восстановить демонтированную систему отопления в кв. 33 многоквартирного жилого дома по ул. Воровского, 60.
Полагая, что данный ненормативный акт является незаконным и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 4.1 Положения жилищная инспекция имеет право: давать предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, юридическим и физическим лицам, связанных с ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда и объектов жилищного назначения, оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
Таким образом, Жилищная инспекция наделена полномочиями по проведению проверок жилищного фонда и выдачи предписаний в случае выявления нарушений требований жилищного законодательства.
Из представленных в материалы дела документов видно, что ООО "УК "Сочижилсервис" является организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, расположенным в городе Сочи, по ул. Воровского, 60.
Как следует из заявления, демонтаж радиатора отопления осуществлен в целях устранения аварийной ситуации квартире N 33 данного дома.
Из акта проверки от 27.05.2011 года, а также фотоматериалов видно, что демонтированный радиатор расположен в квартире N 33, т.е. данный элемент системы отопления использовался для обеспечения поддержания соответствующей температуры окружающей среды ограниченной квартирным пространством.
Возражая против заявленных требований, представитель Жилищной инспекции полагает, что демонтированный радиатор является общей долевой собственностью собственников многоквартирного жилого дома, поэтому обязанность по его установке возложена на Управляющую компанию в силу положений Жилищного законодательства.
Учитывая характер спорного правоотношения, в предмет судебного исследования входит установление статуса демонтированного отопительного радиатора.
Как следует из статей 210, 289 Гражданского кодекса РФ, частей 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственниками имущества, входящего в состав многоквартирных жилых домов, являются проживающие в жилых помещениях граждане, которые несут бремя содержания принадлежащего им имущества.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 названных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу прямого указания Правил, обогревающий элемент отнесен к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, а также представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу пунктов 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что вынесенное Жилищной инспекцией предписание о необходимости устранения выявленных недостатков в системе отопления, соответствует Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и принято органом, наделенным соответствующими полномочиями.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка представителя Жилищной инспекции на постановление мирового судьи судебного участка N 100, в соответствии с которым ООО "Сочижилсервис" привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 27.05.2011 N 1625 и в связи с этим оспариваемое решение является законным, поскольку рассматриваемое мировым судьей дело об административном правонарушении имеет формальный состав. Т.е. в рамках рассмотренных отношений для привлечения к ответственности необходимо установить факт неисполнения предписания, который установлен судом. Оценка самого предписания судебным органом не давалась. В связи с этим, указанное постановление мирового судьи не имеет преюдициального значения для данного спора в контексте положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод общества о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры, ввиду следующего.
В силу пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Радиатор подключен к системе отопления и исполняет свою функцию обогревающего элемента только тогда, когда работает в составе общедомовой системы отопления, которая и обслуживает более одного помещения.
Следовательно, радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в квартиру N 33, но и во все жилые помещения, в связи с чем, обязанность по его обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту несет общество.
Суд апелляционной инстанции также учитывает письмо общества N 24/1 от 05.05.2012 г., из которого следует, что предписание N 3218 от 23.01.2012 г. исполнено в полном объеме, система центрального отопления (батарея в кв. 33 в доме N 60 по ул. Воровского) восстановлена.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2012 г. по делу N А32-5626/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)