Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2010 N 15АП-2286/2010 ПО ДЕЛУ N А53-29739/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. N 15АП-2286/2010

Дело N А53-29739/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А. Лыковой
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление 37911 вручено 09.03.10 г.)
от заинтересованного лица: ведущего специалиста-эксперта Гончарова В.А., служебное удостоверение N 735 выдано 02.06.2009 г., доверенность от 30.12.2009 г., сроком до 31.12.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Гуково"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25 января 2010 г. по делу N А53-29739/2009
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Гуково"
к заинтересованному лицу Территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменск-Шахтинском, Донецке, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 1454 от 25.11.09 г.,
принятое в составе судьи Барановой Н.В.

установил:

Муниципальное унитарное хозяйство "Водопроводно-Канализационное хозяйство г. Гуково" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменск-Шахтинском, Донецке,
Зверево, Гуково, г. Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах (далее - Роспотребнадзор) от 25.11.09 г. N 1454 о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 25.01.10 г. предприятию в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества образуют вмененный ему в вину состав административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что Роспотребнадзор и суд не доказали, что предприятие является исполнителем коммунальной услуги, а потому на него не распространяются обязанности по предоставлению и раскрытию информации об оказываемой услуге, установленные пп. "п" п. 49 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (далее - Правила). Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и указанные требования Правил о раскрытии информации исполнять не обязано. Кроме того, эту информацию разместить фактически невозможно, так как подъезды жилых домов г. Гуково и земельные участки вблизи них не оборудованы досками объявлений. Предприятия разместило всю необходимую информацию о себе в средствах массовой информации. Судом и Роспотребнадзором также не было учтено тяжелое имущественное положение предприятия, в отношении которого введена процедура наблюдения.
Роспотребнадзор в отзыве на жалобу возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на законность принятого постановления.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприятие своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, времени и дате его проведения извещено надлежащим образом, уведомило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя. Представитель Роспотребнадзора не возражал против рассмотрения жалобы без участия представителя предприятия. В связи с изложенным суд, руководствуясь ч. 2 ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве. Пояснил, что предприятие не производит коммунальный ресурс, который оно затем продает гражданам и организациям (воду). Производителем этого коммунального ресурса является ОАО "Водный холдинг "Дон ВК Юг". Предприятие закупает у него воду и затем перепродает потребителям. Предприятие является исполнителем коммунальной услуги для частных домовладений г. Гуково, а также для многоквартирных домов, жильцы которых выбрали непосредственный способ управления. Так, проверка в отношении предприятия и была проведена Роспотребнадзором по жалобе жильцов таких домов. В подтверждение этого представитель Роспотребнадзора сослался на жалобу гражданки Суховой З.Ф., проживающей в кв. N 1 дома N 44 по ул. Некрасова, г. Гуково. В этом доме жильцами избран непосредственный способ управления. Сухова З.Ф. в частности жаловалась на перебои в водоснабжении (л.д. 79, 78). Жильцы таких домов и квартир оплачивают услуги на водоснабжение и за обслуживание систем водоснабжения непосредственно предприятию, что подтверждается квитанциями об оплате, также имеющимися в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Роспотребнадзора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 устава предприятия, основными целями его деятельности являются также снабжение населения и предприятий водой, очистка сточных вод предприятий и организаций, выполнение общестроительных работ, выполнение теплоизоляционных работ, оказание услуг населению (л.д. 173).
На основании распоряжения начальника территориального отдела Роспотребнадзора от 30.06.09 г. N 520369 сотрудниками Роспотребнадзора была проведена внеплановая выездная проверка деятельности предприятия по соблюдению законодательства в области защиты прав потребителей (л.д. 42). Основанием для проведения этой проверки послужили коллективные жалобы жителей многоквартирных домов N 44 по ул. Некрасова, N 57 по ул. К. Маркса, N 88 по ул. Герцена г. Гуково на перебои водоснабжения и качества питьевой воды.
В ходе проверки в том числе было проведено обследование обслуживаемых предприятием жилых домов и организованных предприятием пунктов приема граждан.
В ходе этих обследований было установлено следующее.
На территории г. Гуково расположены пункты приема граждан предприятием по адресам: ул. Милицейская 1, пос. ш. Антрацит, ул. Некрасова 56, пос. ш. Гуковская, ул. Кутузова 28, пос. ш. Ростовская, ул. Куйбышева 17, пос. ш. Октябрьская, ул. Новая 26, пос. 24 - 26, ул. Комсомольская 23, пер. Северный 10, мкр. Алмазный.
В данных пунктах приемов граждан, а также на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирных домах или в пределах земельных
участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов было выявлено непредставление следующей информации потребителям:
- - наименование, место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка), на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - размеры тарифов на коммунальные услуги, набавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, в также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- - наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Указанные обстоятельства зафиксированы Роспотребнадзором в актах обследования от 31.07.2009 г., от 19.08.2009 г., от 24.08.2009 г., от 31.08.2009 г., материалах фотосъемки.
Роспотребнадзор также в письме от 11.08.09 г. N 26-09/1276. запросил у предприятия документы и информацию в том числе о способе и форме доведения до сведений потребителей информации, установленной законом.
Предприятие в письме N 1358 от 14.08.09 г. сообщило, что необходимая информация для потребителей раскрывается предприятием в СМИ.
23.10.09 г. по данным фактам Роспотребнадзором в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 1207 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения были квалифицированы как нарушение установленного пп. "п" п. 49 Правил способа и порядка раскрытия информации для потребителя оказываемой предприятием услуги по водоснабжению (л.д. 29).
26.11.09 г. Роспотребнадзором было вынесено постановление N 1454 о привлечении предприятия за совершенное им правонарушение к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 26 - 27).
Предприятие обжаловало это постановление в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление, арбитражный суд апелляционной инстанции признал правомерным его отклонение судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) необходимая и достоверная информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Специальные способы и объемы доведения информации до потребителей коммунальных услуг исполнителями установлены Правилами предоставления коммунальных услуг
Так, в соответствии с пп. "п" п. 49 Правил, исполнитель коммунальной услуги обязан представить потребителю следующую информацию об исполнителе:
- - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- - наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции о нарушении предприятием установленных пп. "п" п. 49 Правил требований к раскрытию для потребителей информации о предприятии как исполнителе коммунальной услуги подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами: актами обследования Роспотребнадзора от 31.07.2009 г., от 19.08.2009 г., от 24.08.2009 г., от 31.08.2009 г., протоколом об административном правонарушении от 23.10.09 г. N 1207.
Предприятие также признает факт недоведения им необходимой для потребителей информации в порядке, установленном пп. "п" п. 49 Правил: об этом указано предприятием в письме от 14.08.09 г. в письме N 1358 от 14.08.09 г., в котором предприятие сообщает, что необходимая информация для потребителей раскрывается им в СМИ. Кроме того, это же следует из заявления предприятия, рассматриваемого в настоящем деле, а также из его апелляционной жалобы.
Рассмотрев довод предприятия о том, что на него не распространяются требования пп. "п" п. 49 Правил, так как предприятие является не исполнителем коммунальной услуги, а ресурсоснабжающей организацией, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий имеющимся в материалах дела доказательствам.
Пунктом 3 Правил установлено, что исполнителем коммунальной услуги могут быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3 Правил, исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно п. 3 Правил, ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Из этого следует, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом исполнителем коммунальной услуги также может быть ресурсоснабжающая организация, которая продает коммунальный ресурс жильцам дома.
В материалах дела имеются доказательства того, что в отношении части жилых домов общество является не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальной услуги водоснабжения.
Так, в деле имеются жалобы гражданки Суховой З.Ф., проживающей в кв. N 1 дома N 44 по ул. Некрасова, г. Гуково, из которых следует, что в этом доме жильцами избран непосредственный способ управления и воду жильцам дома поставляет предприятие (л.д. 79, 78). Из материалов дела также следует, что предприятие вело с этой гражданкой переписку по поводу заключения договора водоснабжения (л.д. 80). В материалах дела также имеются счета, по которым жильцы дома по ул. Бургустинская, 3.4 оплачивали услуги предприятия за водоснабжение и водоотведение (л.д. 36, 37) Сухова З.Ф. в частности жаловалась на перебои в водоснабжении (л.д. 79, 78). Жильцы таких домов и квартир оплачивают услуги на водоснабжение и за обслуживание систем водоснабжения непосредственно предприятию, что подтверждается квитанциями об оплате, также имеющимися в деле. Факт непосредственного оказания предприятием услуг по водоснабжению в качестве исполнителя также подтвержден составленными Роспотребнадзором актами обследованиям.
Кроме того, до принятия оспариваемого постановления предприятие не ссылалось на то, что оно не является исполнителем коммунальной услуги. Так, в письме в Роспотребнадзор от 11.09.09 г. N 1556 предприятие указывало на затруднительность выполнения предписания Роспотребнадзора о доведении до сведения потребителей установленной пп. "п" п. 49 Правил информации, так как на территории г. Гуково находится 527 жилых домов, собственники квартир в которых избрали непосредственный способ управления (л.д. 60).
Довод предприятия о затруднительности размещения необходимой информации по причине необорудования домов досками объявлений судом апелляционной инстанции отклоняется как неосновательный. Отсутствие этих досок не освобождает предприятие как исполнителя коммунальной услуги от обязанности исполнить требования пп. "п" п. 49 Правил.
Доведение информации в СМИ исполнением требований пп. "п" п. 49 Правил не считается.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в бездействии общества вмененного ему в вину состава административного правонарушения.
Процедура привлечения предприятия к административной ответственности Роспотребнадзором соблюдена.
Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности принято в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности с даты обнаружения правонарушения.
Наказание за правонарушение назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Нахождение предприятия в процедуре наблюдения основанием для освобождения общества от административной ответственности за совершенное им правонарушение не является. Это также не является обстоятельством, смягчающим вину общества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба предприятия отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.10 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)