Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ТУЛЫ ОТ 02.07.2010 ПО ДЕЛУ N 2-1908/10

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТУЛЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. по делу N 2-1908/10


Центральный районный суд в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
при секретаре Анисимовой А.В.,
с участием прокурора Маношиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1908/10 по заявлению Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы,
установил:

Копылов Б.Б. обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы, указав в обоснование заявленных требований, что 25.02.2010 года Тульской городской Думой было принято Решение N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
Заявитель считает, что данный нормативный правовой акт нарушает его права, свободы и законные интересы по тем основаниям, что пункт 1 данного Решения не обсуждался на заседании Тульской городской Думы.
Кроме того, решением Центрального районного суда г. Тулы от 01.12.2009 года Решение Тульской городской Думы N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" было признано недействующим, решение суда вступило в законную силу 25.02.2010 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт - Решение Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" - было опубликовано в газете "Тула" 11.03.2010 года, тем самым, по мнению заявителя, продлено его действие, что также нарушает его права, свободы и законные интересы.
На основании изложенного Копылов Б.Б. просил признать полностью недействующим со дня принятия Решение Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", как противоречащее федеральному законодательству.
В судебном заседании Копылов Б.Б. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Тульской городской Думы по доверенности Ч. заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
Выслушав участников по делу, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Вступившим в законную силу 25.02.2010 года решением Центрального районного суда г. Тулы от 01.12.2009 года установлено, что Копылов Б.Б. является сособственником квартиры <...>.
Заявителем оспаривается Решение Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" (опубликовано в газете "Тула" N 9 (945) от 11.03.2010 года).
Копылов Б.Б. обратился в суд, считая, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Решением Тульской городской Думы от 26.05.2010 года N 3/61 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в Муниципальном образовании город Тула" были признаны утратившими силу пункты 2, 3, 4, 6 Решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
Определением суда от 02.07.2010 года производство по делу в части требований Копылова Б.Б. о признании недействующими пунктов 2, 3, 6 оспариваемого нормативного правового акта прекращено по тем основаниям, что они, утратив силу, не порождают для заявителя правовых последствий и не нарушили его права, свободы и законные интересы в период своего действия.
В отношении требований истца о признании недействующим п. 4 оспариваемого нормативного акта судом установлено следующее.
Данной нормой временно, до принятия Тульской городской Думой Решения "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", в расчетах услуг на отопление было решено применять норматив потребления тепловой энергии в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м общей площади помещений в жилищном фонде на территории муниципального образования город Тула.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 26.04.2010 года указанный пункт был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Однако данное решение суда не вступило в законную силу на день рассмотрения настоящего дела, что препятствует прекращению производства по делу в этой части требований Копылова Б.Б.
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 244-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
При проверке законности п. 4 оспариваемого нормативного правового акта судом установлено, что им нарушены права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Согласно п. 3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
С учетом положений ст. 157 ЖК РФ установление нормативов потребления тепловой энергии отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что до 01.01.2009 года в г. Туле действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Главы Администрации г. Тулы N 47 от 23.01.1995 года.
Согласно п. 1.2 указанного Постановления норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилья был установлен 0,17 Гкал/год для жилищного фонда всех форм собственности.
Решением Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" с 01.01.2009 года были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление, согласно которым норматив на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах был установлен 0,18 Гкал/год на 1 кв. м и на отопление общей площади помещений в многоквартирных домах, оборудованных полотенцесушителями, работающими от горячего водоснабжения - 0,19 Гкал/год на 1 кв. м (л.д. 8).




Данное Решение Тульской городской Думы от 26 ноября 2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" решением Центрального районного суда г. Тулы от 0е.12.2009 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 25.02.2010 года.
Вместе с тем новым Решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" временно установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле в размере 0,015 Гкал в месяц (0,18 Гкал в год) на 1 кв. м общей площади помещений в жилищном фонде на территории муниципального образования город Тула.
При проверке законности оспариваемого пункта решения суд установил, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Суд считает, что общеизвестным фактом является, то в г. Туле существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющие различную степень благоустройства.
Как усматривается из оспариваемого пункта решения, им фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
Согласно п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Согласно п. 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Кроме того, согласно п. 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Вместе с тем при принятии пункта 4 оспариваемого Решения Тульской городской Думы указанные пункты Правил не были соблюдены. На заседании Тульской городской Думы не обсуждались указанные в Правилах вопросы, на обозрение депутатов был представлен лишь проект решения без обоснования указанных в нем нормативов потребления тепловой энергии, что подтверждено стенограммой заседания и копией проекта решения (л.д. 22 - 23, 38).
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденные п. 4 Решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле", установлены с нарушением федерального законодательства.
В силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании п. 4 оспариваемого нормативного правового акта производится расчет платы за коммунальные услуги населению г. Тулы, что заявителем не отрицалось.
Копылов Б.Б. просил признать решение недействующим со дня принятия.
С учетом изложенного суд считает возможным в этой части требования Копылова Б.Б. удовлетворить частично и признать п. 4 Решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В отношении требований заявителя о признании недействующим п. 1 оспариваемого нормативного правового акта суд пришел к следующему.
Данный пункт оспариваемого решения гласит: признать утратившим силу решение Тульской городской Думы от 26.11.2008 N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
Из текста стенограммы заседания и проектов оспариваемого решения (л.д. 22 - 23, 36 - 37, 38) усматривается, что данный пункт отсутствует в проекте решения, предложенного к обсуждению депутатами 25.02.2010 года, в ходе обсуждения проекта решения также не было предложено включить этот пункт в текст решения.
Данный пункт появился в проекте решения, сформулированном 01.03.2010 года, то есть после заседания Тульской городской Думы от 25.02.2010 года.
В данном виде решение был опубликовано в газете "Тула" 04.03.2010 года, после чего в п. 4 была обнаружена описка, которая была исправлена, и решение было повторно опубликовано в газете "Тула" 11.03.2010 года (л.д. 33 - 34).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что п. 1 оспариваемого решения был принят с нарушением норм действующего законодательства без обсуждения его на заседании Тульской городской Думы. В связи с чем его следует признать недействующим со дня принятия.
Остальные пункты оспариваемого решения - 5 и 7 касаются порядка опубликования решения и времени вступления его в законную силу.
Суд приходит к выводу о том, что данные нормы оспариваемого решения не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.
В частности, п. 7 установлено, что решение вступает в законную силу со дня его подписания.
Решение датировано 25.02.2010 года. Доказательств того, что данное решение было подписано Главой МО город Тула в другой день, суду не представлено.
Решение Тульской городской Думы от 26.11.2008 N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле" было признано решением суда утратившим силу именно со дня вступления решения суда в законную силу, что произошло 25.02.2010 года.
Следовательно, оснований полагать, что действие указанного решения было продлено до дня опубликования (11.03.2010 года), не имеется.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тула".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Копылова Бориса Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта Тульской городской Думы удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п. 1 Решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 4 Решения Тульской городской Думы от 25.02.2010 года N 86/1807 "О признании утратившим силу Решения Тульской городской Думы от 26.11.2008 года N 57/1255 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городе Туле".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию, в газете "Тула".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней после принятия в окончательной форме.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)