Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: К.Р., единолично
Протокол вела судья К.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ "Дубки"
к ИФНС России N 13 по г. Москве
о признании недействительным решения N 26972/51/14 от 28.04.2007 г.
при участии:
представителя заявителя: К.Т. - председатель ТСЖ, протокол общего собрания от 03.10.2006 г. б/н
представителя ответчика: С. дов. 05-21/1103-Ю от 23.04.2007 г.
Товарищество собственников жилья "Дубки" (далее ТСЖ "Дубки") обратилось с требованием о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28 апреля 2007 г. N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В обоснование требований заявитель сослался на незаконность доводов решения в оспариваемой части, считает, что заявителем соблюдены требования к сбору членских взносов.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, которые повторяют доводы оспариваемого решения.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией ФНС России N 13 по г. Москве была проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Дубки" по вопросу соблюдения налогового законодательства за 2003 - 2005 гг. По результатам проведенной проверки, на основании составленного 28.03.2007 г. Акта за N 24092/19/14 и представленных заявителем возражений к нему от 13.04.2007 г., Инспекция приняла решение от 28.04.2007 г. за N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением Инспекция решила:
3.1. Привлечь ТСЖ "Дубки" к налоговой ответственности по:
п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы подлежащей перечислению в сумме 13 762 руб. (68 808 x 20%)
ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление сумм доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению в сумме 13 345 руб.
п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого социального налога результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в сумме 36 544 руб. 97 коп., в том числе:
ФБРФ - 28 743 руб. 23 коп.; ФСС - 4 106 руб. 18 коп.; ФФОМС - 205 руб. 31 коп.; ТФОМС - 3 490 руб. 25 коп.
3.2. Предложить ТСЖ "Дубки"
3.2.1 Уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:
а) налоговых санкций, указанных в пункте 3.1. настоящего решения.
б) неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов):
Неуплата налога на прибыль составила - 68 808 руб., в том числе:
за 2004 год: в федеральный бюджет - 4 010 руб. 50 коп.; в городской бюджет - 10 797 руб. 50 коп.
за 2005 год: в федеральный бюджет - 14 625 руб.; в городской бюджет - 39 375 рублей
Неполное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 74 785 руб.
Неполная уплата ЕСН в сумме 204 796 руб. 83 коп., в том числе:
ФБ РФ - 161 076 руб. 16 коп.
ФСС - 23010 руб. 88 коп.
ФФОМС - 1 150 руб. 54 коп.
ТФОМС - 19 559 руб. 25 коп.
Итого неполная уплата налогов установлена в сумме 348 389 руб. 83 коп.
в) пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 133 705 руб. 33 коп., в том числе: по налогу на прибыль в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму 19 395 рублей, в том числе: в городской бюджет - 14 159 рублей, в федеральный бюджет - 5 236 рублей.
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 32 798 рубля 60 копеек.
- по единому социальному налогу в сумме 81 511 руб. 73 коп., в том числе:
ФБ РФ - 64 110 руб. 35 коп. ФСС - 9 158 руб. 62 коп. ФФОМС - 457 руб. 93 коп. ТФОМС - 7 784 руб. 83 коп.
3.2.2. ТСЖ "Дубки" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет 1 отчетность.
В обоснование решения Инспекция сослалась на следующие, установленные в ходе проведения проверки обстоятельства:
Проверкой правильности определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), в соответствии с принятым организацией методом определения выручки для целей налогообложения установлено:
Согласно представленной ТСЖ "Дубки" декларации по налогу на прибыль за 2004 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила - 0 рублей. Внереализационные доходы - 30 000 рублей.
В ходе проверки была представлена книга учета кассовых операций организации за 2004 год, из которой следует, что:
01.06.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 700 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 2 от 01.06.2004)
02.09.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 500 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 6 от 02.09.2004)
08.09.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 60 000 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 7 от 08.09.2004)
10.12.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 500 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 13 от 10.12.2004).
Всего за 2004 год организацией отражено как членские взносы 61 700 рублей.
Согласно представленной ТСЖ "Дубки" декларации по налогу на прибыль за 2005 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила - 630 342 рубля. Внереализационные доходы - 5 449 рублей.
В ходе проверки была представлена книга учета кассовых операций организации за 2005 год, из которой следует, что за 2005 год организацией отражено как членские взносы 224 682 рублей.
В обоснование проведенных кассовых операций, указанных выше, налогоплательщик представил приходные ордера, из которых следует, что денежные средства были получены не от членов ТСЖ, а от председателя ТСЖ "Дубки" К.Т.
Также в ходе проверки представлены ведомости членских взносов, в которых отсутствуют подписи членов товарищества. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним оформлены с нарушением действующего законодательства.
Согласно п. 8.3.10. Устава Товарищества собственников жилья "Дубки" от 20 марта 1996 года установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
При этом никаких протоколов собраний членов товарищества собственников жилья, на которых был бы рассмотрен, и принят вопрос, о размере членских взносов представлено не было.
Согласно ст. 147 ЖК РФ из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества избирается правление товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
На основании изложенного Инспекция сделал вывод, что только при соблюдении вышеуказанного порядка полученные денежные средства могли бы рассматриваться как членские взносы, направленные на конкретные цели Товарищества собственников жилья.
Следовательно, по мнению Инспекции, суммы, в размере 61 700 рублей и 224 682 рублей, отраженные ТСЖ "Дубки" как членские взносы, таковыми не являются и считаются как безвозмездно полученные средства, имеющие не целевой характер, которые обязаны учитываться в налогообложении.
По налогу на прибыль.
При сравнении данных, полученных в ходе проведения проверки и данных, представленных в налоговой отчетности установлено расхождение в доходах и расходах по данным Инспекции и по данным налогоплательщика
- за 2004 г. - по данным Инспекции доходы составили - 91 700 руб.; по данным налогоплательщика - 30 000 руб.;
- за 2005 г. - по данным Инспекции доходы составили - 860 791 руб.; по данным налогоплательщика - 635 791 руб.;
- из чего Инспекция сделала вывод, что ТСЖ "Дубки" неправомерно занизило доходы в целях налогообложения в размере - 286 700 рублей, что повлекло неуплату налога на прибыль в 2004 - 2005 годах в размере 68 808 рублей (286 700 x 24%), в том числе: за 2004 год - 14 808 рублей, за 2005 год - 54 000 рублей, и, следовательно, совершило налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, выразившееся в неуплате сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы, ответственность за которое предусмотрена и подлежит штрафным санкциям в размере 13 762 (68 808 x 20%) рубля.
По налогу на доходы физических лиц налогоплательщика, являющегося работодателем.
В ходе проверки установлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога на доходы физических лиц К.Т., и Ж. на 575 272 руб.
По расходным кассовым ордерам N 1 от 14.02.2003 г. на сумму 25 000 руб.; N 2 от 14.05.2003 г. на сумму 22 000 руб.; N 3 от 20.08.2003 г. на сумму 15 000 руб.; N 1 от 01.01.2004 г. на сумму 142 754 руб. 40 коп.; N 4 от 26.08.2004 г. на сумму 142 754 руб. 40 коп.; N 5 от 26.08.2004 г. на сумму 4 000 руб.; N 9 от 08.09.2004 г. на сумму 500 руб.; N И от 20.10.2004 г. на сумму 138 254 руб. 40 коп.; N 13 от 11.11.2004 г. на сумму 50 754 руб. 40 коп.; N 15 от 12.11.2004 г. на сумму 34 254 руб. 40 коп. К.Т., и Ж. были выданы денежные средства на хозяйственные нужды товарищества под отчет.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. N 55 авансовый отчет применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы. К авансовому отчету прикладываются документы, подтверждающие произведенные расходы.
Было выставлено требование N 14-12/08678@ от 26.02.2007 года о предоставлении документов, подтверждающих расход денежных средств на хозяйственные расходы товарищества. Документы по требованию не представлены.
Пунктом 1 статьи 224 НК РФ установлена ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 73%. Налог к доплате составил 74 785 руб. /575 272 x 13%/, в том числе: за 2003 г. - 8 060 руб. За 2004 г. - 66 725 руб.
На заявителя наложен штраф по ст. 123 НК РФ в сумме 13 345 руб.
Также Инспекцией были начислены пени в соответствии с п. 2 ст. 57 и п. 3, 4. ст. 75 НК РФ.
По ЕСН.
В ходе проверки установлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет К.Т., и Ж. на 575 272 руб. по вышеизложенным основаниям. В результате Инспекцией доначислен налог, наложен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ и начислены пени.
Заявитель с решением Инспекции не согласился и обратился в Управление ФНС по г. Москве с жалобой на указанное решение Инспекции.
Решением от 19.07.2007 г. за N 311-25/068845 Управление ФНС по г. Москве изменило решение Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28.04.2007 года N 26972/51/14 путем отмены пункта 3.1 резолютивной части решения в части уплаты штрафных 13 345 руб. и 28 743, 23 руб., пункта 3.2.1 в части уплаты налога на доходы физических лиц в размере 74 785 руб. и единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 161 076, 16 руб. бюджет, в размере 161 076, 16 руб., в остальной части решение Инспекции оставило без изменения.
Кроме того, Управление обязало Инспекцию произвести перерасчет пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Однако, заявитель считает все доводы и выводы оспариваемого решения Инспекции незаконными и необоснованными и просит суд признать решение недействительным целиком, ссылаясь, в том числе, и на разные правовые последствия для налогоплательщика по сроку действия оспариваемого решения.
Суд, изучив доказательства по делу и принимая во внимание выводы Управления ФНС, изложенные в письме от 19.07.2007 г. за N 311-25/068845, установил, что решение Инспекции незаконно и необоснованно и подлежит признанию недействительным в полном объеме по следующим основаниям.
ТСЖ "Дубки" согласно Уставу является некоммерческой организацией, "созданной для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имуществ..." (Устав ТСЖ п. 2.1.).
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии со ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Порядок указанных поступлений определяется учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 143 ЖК РФ членство в товариществах собственников жилья является добровольным. Высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества.
Судом установлено, что общим собранием членов ТСЖ "Дубки" определен размер членских взносов: согласно протоколу N 2 от 05.01.2004 г. на 2004 г. - 620 руб. и согласно протоколу N 3 от 12.01.2005 г. на 2005 г. - 3800 руб.
Заявителем также представлены протоколы: N 1 от 20.03.1996 г. и N 1 от 8.01.2003 г. о вступлении граждан в члены товарищества с приложением соответствующих списков.
ТСЖ осуществляло прием платежей от членов согласно ведомости, с указанием сумм взносов и подписей вносителей - физических лиц.
При приеме членских взносов наличными деньгами, согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ России N 40 от 22.09.1993 г., оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью кассира, оба документа подписываются главным бухгалтером. Деньги были оприходованы как членские взносы в соответствии с законодательством.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
В решении налогового органа не представлено доказательств, что собранные в 2004 - 2005 г.г. ТСЖ членские взносы не являются таковыми. Более того, собранные взносы признаются проверяющими доходом ТСЖ только потому, что приходно-кассовые ордера и квитанции к ним оформлены с нарушением законодательства и поэтому облагаются налогом на прибыль.
Налоговый орган не произвел расчета полученных членских взносов по ведомости и сданных в кассу ТСЖ. В 2004 году по ведомости сдано 61 700 р., а в 2005 - 224 682 р., соответственно эти же суммы оприходованы по кассе ТСЖ.
При этом представитель заявителя пояснил, что дом ТСЖ "Дубки" муниципальный и собственники многих квартир являются малообеспеченными пенсионерами. Понимая это, обеспеченные члены ТСЖ, как правило, вносят суммы, превышающие установленные общим собранием размер членских взносов, сознательно покрывая недостающие членские взносы от малообеспеченных жителей - своих соседей. Таким членам ТСЖ правление выдавало на руки расписки, заверенные печатью товарищества. В связи с этим членам ТСЖ, уплатившим членский взнос с переплатой, и их малообеспеченным соседям в приходные ордера для банка вносилась за подписью ответственного лица только официально установленная сумма членского взноса.
Налоговым органом не представлено доказательств, что сбор членских взносов ТСЖ направлен на получение доходов, облагаемых налогом на прибыль.
Далее судом установлено, что в 2004 году полученные членские взносы в размере 61.700 руб. были потрачены правлением ТСЖ на аренду нежилого помещения с 01.09.2004 г., (договор аренды N 2-312/2002 от 26.06.2002 г.). Это подтверждается регистрами бухгалтерского учета и платежными поручениями N 1 от 05.10.04 г. на 50.000 руб. и N 5 от 11.11.04 г. на 87.261,33 руб. Всего перечислено за аренду в 2004 году 137.261,33 руб.
При этом подотчетные средства были возвращены в кассу ТСЖ с 2004 - в размере 109 000 руб., а затем на расчетный счет в банк по РКО N 10 от 20.10.04 г. N 12 от 11.11.04 N 14 от 12.11.04 г.
Таким образом, в 2004 году из перечисленных ТСЖ средств за аренду нежилого помещения в размере 137.261,33 руб. вся указанная сумма принадлежала ТСЖ, из которых 61 700 руб. поступила в кассу ТСЖ в качестве членских взносов, которые были оприходованы в соответствии с законодательством.
В 2005 году ТСЖ "Дубки" заключило с 01.01.2005 г. договор субаренды N 02-11705 на часть арендуемого им помещения, который был утвержден в Департаменте имущества Москвы 11.02.2005 г. По этому договору 117, 5 кв. м - сдавались ООО "Центр Развитых Сетевых Технологий" в аренду на 11 месяцев с оплатой в размере 180007,5 рублей в квартал. В 2005 году на счет ТСЖ поступило от ООО "ЦРСТ" за субаренду помещений. 745000 руб. по платежным поручениям N 1 от 14.01.05 г., N 3 от 24.01.05 г., 01.04.05 г., N 90 от 01.07.05 г. и N 127 от 03.10.05 г.
За аренду всего нежилого помещения в 2005 году (177 кв. м) ТСЖ по платежным поручениям N 1 от 14.01.05, N 28 от 04.04.05, N 65 от 04.07.05 и N 101 от 03.10.05, N 128 от 07.12.05 г. заплатило 668 349,43 руб., из которых 386 583,55 руб. приходятся на 117,5 кв. м субарендатора, а 280064,22 руб. - на 59,5 кв. м ТСЖ, что подтверждают квартальные бухгалтерские справки - расчеты затрат на арендную плату, покрываемую за счет предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования.
Из собранных в 2005 году взносов членов товарищества (224 682 руб.) ТСЖ "Дубки" потратило на аренду своей части (59,9 кв. м) нежилого помещения 267 159.54 руб.
Правильность ведения ТСЖ кассовой книги и оформления кассовых документов неоднократно подтверждалось проводимыми банком проверками порядка работы с денежной наличностью.
Также суд установил, что довод налогового органа о том, что требование от 26.02.2007 г. N 14-12/08678 о представлении документов, подтверждающих расход денежных средств на хозяйственные нужды ТСЖ, не исполнено заявителем, не соответствует действительности. Как пояснил представитель заявителя и подтверждается материалами дела, все оригиналы документов по этому вопросу были переданы в налоговую инспекцию из ОБЭП УВД САО ранее. В ответе ТСЖ на требование от 26.02.07 г. об этом было сообщено с указанием номеров и дат запрашиваемых документов.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов... лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения... а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения... возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности выводов налогового органа, послуживших основаниями к принятию оспариваемого решения, Инспекция не представила доказательств обоснованности своих доводов, оспариваемое решение Инспекции подлежит признанию недействительным.
Срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов госорганов заявителем соблюден.
Оспариваемое решение принято Инспекцией 28.04.2007 г., а с заявлением в суд заявитель обратился 18 июня 2007 г., то есть в пределах установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Судебные расходы распределены по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, в силу ст. ст. 39, 251 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 64 - 66, 110, 163, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным решение Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28 апреля 2007 г. N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу Товарищества собственников жилья "Дубки" понесенные при обращении в суд расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения Инспекции, а признанное недействительным решение Инспекции не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.11.2007 ПО ДЕЛУ N А40-29200/07-14-145
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. по делу N А40-29200/07-14-145
Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: К.Р., единолично
Протокол вела судья К.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ "Дубки"
к ИФНС России N 13 по г. Москве
о признании недействительным решения N 26972/51/14 от 28.04.2007 г.
при участии:
представителя заявителя: К.Т. - председатель ТСЖ, протокол общего собрания от 03.10.2006 г. б/н
представителя ответчика: С. дов. 05-21/1103-Ю от 23.04.2007 г.
установил:
Товарищество собственников жилья "Дубки" (далее ТСЖ "Дубки") обратилось с требованием о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28 апреля 2007 г. N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В обоснование требований заявитель сослался на незаконность доводов решения в оспариваемой части, считает, что заявителем соблюдены требования к сбору членских взносов.
Ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, которые повторяют доводы оспариваемого решения.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Инспекцией ФНС России N 13 по г. Москве была проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Дубки" по вопросу соблюдения налогового законодательства за 2003 - 2005 гг. По результатам проведенной проверки, на основании составленного 28.03.2007 г. Акта за N 24092/19/14 и представленных заявителем возражений к нему от 13.04.2007 г., Инспекция приняла решение от 28.04.2007 г. за N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением Инспекция решила:
3.1. Привлечь ТСЖ "Дубки" к налоговой ответственности по:
п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы подлежащей перечислению в сумме 13 762 руб. (68 808 x 20%)
ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление сумм доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению в сумме 13 345 руб.
п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого социального налога результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в сумме 36 544 руб. 97 коп., в том числе:
ФБРФ - 28 743 руб. 23 коп.; ФСС - 4 106 руб. 18 коп.; ФФОМС - 205 руб. 31 коп.; ТФОМС - 3 490 руб. 25 коп.
3.2. Предложить ТСЖ "Дубки"
3.2.1 Уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:
а) налоговых санкций, указанных в пункте 3.1. настоящего решения.
б) неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов):
Неуплата налога на прибыль составила - 68 808 руб., в том числе:
за 2004 год: в федеральный бюджет - 4 010 руб. 50 коп.; в городской бюджет - 10 797 руб. 50 коп.
за 2005 год: в федеральный бюджет - 14 625 руб.; в городской бюджет - 39 375 рублей
Неполное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 74 785 руб.
Неполная уплата ЕСН в сумме 204 796 руб. 83 коп., в том числе:
ФБ РФ - 161 076 руб. 16 коп.
ФСС - 23010 руб. 88 коп.
ФФОМС - 1 150 руб. 54 коп.
ТФОМС - 19 559 руб. 25 коп.
Итого неполная уплата налогов установлена в сумме 348 389 руб. 83 коп.
в) пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 133 705 руб. 33 коп., в том числе: по налогу на прибыль в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму 19 395 рублей, в том числе: в городской бюджет - 14 159 рублей, в федеральный бюджет - 5 236 рублей.
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 32 798 рубля 60 копеек.
- по единому социальному налогу в сумме 81 511 руб. 73 коп., в том числе:
ФБ РФ - 64 110 руб. 35 коп. ФСС - 9 158 руб. 62 коп. ФФОМС - 457 руб. 93 коп. ТФОМС - 7 784 руб. 83 коп.
3.2.2. ТСЖ "Дубки" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет 1 отчетность.
В обоснование решения Инспекция сослалась на следующие, установленные в ходе проведения проверки обстоятельства:
Проверкой правильности определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), в соответствии с принятым организацией методом определения выручки для целей налогообложения установлено:
Согласно представленной ТСЖ "Дубки" декларации по налогу на прибыль за 2004 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила - 0 рублей. Внереализационные доходы - 30 000 рублей.
В ходе проверки была представлена книга учета кассовых операций организации за 2004 год, из которой следует, что:
01.06.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 700 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 2 от 01.06.2004)
02.09.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 500 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 6 от 02.09.2004)
08.09.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 60 000 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 7 от 08.09.2004)
10.12.2004 г. ТСЖ "Дубки" была принята сумма в размере 500 рублей как членские взносы (приходный кассовый ордер N 13 от 10.12.2004).
Всего за 2004 год организацией отражено как членские взносы 61 700 рублей.
Согласно представленной ТСЖ "Дубки" декларации по налогу на прибыль за 2005 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила - 630 342 рубля. Внереализационные доходы - 5 449 рублей.
В ходе проверки была представлена книга учета кассовых операций организации за 2005 год, из которой следует, что за 2005 год организацией отражено как членские взносы 224 682 рублей.
В обоснование проведенных кассовых операций, указанных выше, налогоплательщик представил приходные ордера, из которых следует, что денежные средства были получены не от членов ТСЖ, а от председателя ТСЖ "Дубки" К.Т.
Также в ходе проверки представлены ведомости членских взносов, в которых отсутствуют подписи членов товарищества. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним оформлены с нарушением действующего законодательства.
Согласно п. 8.3.10. Устава Товарищества собственников жилья "Дубки" от 20 марта 1996 года установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
При этом никаких протоколов собраний членов товарищества собственников жилья, на которых был бы рассмотрен, и принят вопрос, о размере членских взносов представлено не было.
Согласно ст. 147 ЖК РФ из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества избирается правление товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
На основании изложенного Инспекция сделал вывод, что только при соблюдении вышеуказанного порядка полученные денежные средства могли бы рассматриваться как членские взносы, направленные на конкретные цели Товарищества собственников жилья.
Следовательно, по мнению Инспекции, суммы, в размере 61 700 рублей и 224 682 рублей, отраженные ТСЖ "Дубки" как членские взносы, таковыми не являются и считаются как безвозмездно полученные средства, имеющие не целевой характер, которые обязаны учитываться в налогообложении.
По налогу на прибыль.
При сравнении данных, полученных в ходе проведения проверки и данных, представленных в налоговой отчетности установлено расхождение в доходах и расходах по данным Инспекции и по данным налогоплательщика
- за 2004 г. - по данным Инспекции доходы составили - 91 700 руб.; по данным налогоплательщика - 30 000 руб.;
- за 2005 г. - по данным Инспекции доходы составили - 860 791 руб.; по данным налогоплательщика - 635 791 руб.;
- из чего Инспекция сделала вывод, что ТСЖ "Дубки" неправомерно занизило доходы в целях налогообложения в размере - 286 700 рублей, что повлекло неуплату налога на прибыль в 2004 - 2005 годах в размере 68 808 рублей (286 700 x 24%), в том числе: за 2004 год - 14 808 рублей, за 2005 год - 54 000 рублей, и, следовательно, совершило налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, выразившееся в неуплате сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы, ответственность за которое предусмотрена и подлежит штрафным санкциям в размере 13 762 (68 808 x 20%) рубля.
По налогу на доходы физических лиц налогоплательщика, являющегося работодателем.
В ходе проверки установлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога на доходы физических лиц К.Т., и Ж. на 575 272 руб.
По расходным кассовым ордерам N 1 от 14.02.2003 г. на сумму 25 000 руб.; N 2 от 14.05.2003 г. на сумму 22 000 руб.; N 3 от 20.08.2003 г. на сумму 15 000 руб.; N 1 от 01.01.2004 г. на сумму 142 754 руб. 40 коп.; N 4 от 26.08.2004 г. на сумму 142 754 руб. 40 коп.; N 5 от 26.08.2004 г. на сумму 4 000 руб.; N 9 от 08.09.2004 г. на сумму 500 руб.; N И от 20.10.2004 г. на сумму 138 254 руб. 40 коп.; N 13 от 11.11.2004 г. на сумму 50 754 руб. 40 коп.; N 15 от 12.11.2004 г. на сумму 34 254 руб. 40 коп. К.Т., и Ж. были выданы денежные средства на хозяйственные нужды товарищества под отчет.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. N 55 авансовый отчет применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы. К авансовому отчету прикладываются документы, подтверждающие произведенные расходы.
Было выставлено требование N 14-12/08678@ от 26.02.2007 года о предоставлении документов, подтверждающих расход денежных средств на хозяйственные расходы товарищества. Документы по требованию не представлены.
Пунктом 1 статьи 224 НК РФ установлена ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 73%. Налог к доплате составил 74 785 руб. /575 272 x 13%/, в том числе: за 2003 г. - 8 060 руб. За 2004 г. - 66 725 руб.
На заявителя наложен штраф по ст. 123 НК РФ в сумме 13 345 руб.
Также Инспекцией были начислены пени в соответствии с п. 2 ст. 57 и п. 3, 4. ст. 75 НК РФ.
По ЕСН.
В ходе проверки установлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет К.Т., и Ж. на 575 272 руб. по вышеизложенным основаниям. В результате Инспекцией доначислен налог, наложен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ и начислены пени.
Заявитель с решением Инспекции не согласился и обратился в Управление ФНС по г. Москве с жалобой на указанное решение Инспекции.
Решением от 19.07.2007 г. за N 311-25/068845 Управление ФНС по г. Москве изменило решение Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28.04.2007 года N 26972/51/14 путем отмены пункта 3.1 резолютивной части решения в части уплаты штрафных 13 345 руб. и 28 743, 23 руб., пункта 3.2.1 в части уплаты налога на доходы физических лиц в размере 74 785 руб. и единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 161 076, 16 руб. бюджет, в размере 161 076, 16 руб., в остальной части решение Инспекции оставило без изменения.
Кроме того, Управление обязало Инспекцию произвести перерасчет пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Однако, заявитель считает все доводы и выводы оспариваемого решения Инспекции незаконными и необоснованными и просит суд признать решение недействительным целиком, ссылаясь, в том числе, и на разные правовые последствия для налогоплательщика по сроку действия оспариваемого решения.
Суд, изучив доказательства по делу и принимая во внимание выводы Управления ФНС, изложенные в письме от 19.07.2007 г. за N 311-25/068845, установил, что решение Инспекции незаконно и необоснованно и подлежит признанию недействительным в полном объеме по следующим основаниям.
ТСЖ "Дубки" согласно Уставу является некоммерческой организацией, "созданной для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имуществ..." (Устав ТСЖ п. 2.1.).
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии со ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Порядок указанных поступлений определяется учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 143 ЖК РФ членство в товариществах собственников жилья является добровольным. Высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества.
Судом установлено, что общим собранием членов ТСЖ "Дубки" определен размер членских взносов: согласно протоколу N 2 от 05.01.2004 г. на 2004 г. - 620 руб. и согласно протоколу N 3 от 12.01.2005 г. на 2005 г. - 3800 руб.
Заявителем также представлены протоколы: N 1 от 20.03.1996 г. и N 1 от 8.01.2003 г. о вступлении граждан в члены товарищества с приложением соответствующих списков.
ТСЖ осуществляло прием платежей от членов согласно ведомости, с указанием сумм взносов и подписей вносителей - физических лиц.
При приеме членских взносов наличными деньгами, согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ России N 40 от 22.09.1993 г., оформляется приходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью кассира, оба документа подписываются главным бухгалтером. Деньги были оприходованы как членские взносы в соответствии с законодательством.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
В решении налогового органа не представлено доказательств, что собранные в 2004 - 2005 г.г. ТСЖ членские взносы не являются таковыми. Более того, собранные взносы признаются проверяющими доходом ТСЖ только потому, что приходно-кассовые ордера и квитанции к ним оформлены с нарушением законодательства и поэтому облагаются налогом на прибыль.
Налоговый орган не произвел расчета полученных членских взносов по ведомости и сданных в кассу ТСЖ. В 2004 году по ведомости сдано 61 700 р., а в 2005 - 224 682 р., соответственно эти же суммы оприходованы по кассе ТСЖ.
При этом представитель заявителя пояснил, что дом ТСЖ "Дубки" муниципальный и собственники многих квартир являются малообеспеченными пенсионерами. Понимая это, обеспеченные члены ТСЖ, как правило, вносят суммы, превышающие установленные общим собранием размер членских взносов, сознательно покрывая недостающие членские взносы от малообеспеченных жителей - своих соседей. Таким членам ТСЖ правление выдавало на руки расписки, заверенные печатью товарищества. В связи с этим членам ТСЖ, уплатившим членский взнос с переплатой, и их малообеспеченным соседям в приходные ордера для банка вносилась за подписью ответственного лица только официально установленная сумма членского взноса.
Налоговым органом не представлено доказательств, что сбор членских взносов ТСЖ направлен на получение доходов, облагаемых налогом на прибыль.
Далее судом установлено, что в 2004 году полученные членские взносы в размере 61.700 руб. были потрачены правлением ТСЖ на аренду нежилого помещения с 01.09.2004 г., (договор аренды N 2-312/2002 от 26.06.2002 г.). Это подтверждается регистрами бухгалтерского учета и платежными поручениями N 1 от 05.10.04 г. на 50.000 руб. и N 5 от 11.11.04 г. на 87.261,33 руб. Всего перечислено за аренду в 2004 году 137.261,33 руб.
При этом подотчетные средства были возвращены в кассу ТСЖ с 2004 - в размере 109 000 руб., а затем на расчетный счет в банк по РКО N 10 от 20.10.04 г. N 12 от 11.11.04 N 14 от 12.11.04 г.
Таким образом, в 2004 году из перечисленных ТСЖ средств за аренду нежилого помещения в размере 137.261,33 руб. вся указанная сумма принадлежала ТСЖ, из которых 61 700 руб. поступила в кассу ТСЖ в качестве членских взносов, которые были оприходованы в соответствии с законодательством.
В 2005 году ТСЖ "Дубки" заключило с 01.01.2005 г. договор субаренды N 02-11705 на часть арендуемого им помещения, который был утвержден в Департаменте имущества Москвы 11.02.2005 г. По этому договору 117, 5 кв. м - сдавались ООО "Центр Развитых Сетевых Технологий" в аренду на 11 месяцев с оплатой в размере 180007,5 рублей в квартал. В 2005 году на счет ТСЖ поступило от ООО "ЦРСТ" за субаренду помещений. 745000 руб. по платежным поручениям N 1 от 14.01.05 г., N 3 от 24.01.05 г., 01.04.05 г., N 90 от 01.07.05 г. и N 127 от 03.10.05 г.
За аренду всего нежилого помещения в 2005 году (177 кв. м) ТСЖ по платежным поручениям N 1 от 14.01.05, N 28 от 04.04.05, N 65 от 04.07.05 и N 101 от 03.10.05, N 128 от 07.12.05 г. заплатило 668 349,43 руб., из которых 386 583,55 руб. приходятся на 117,5 кв. м субарендатора, а 280064,22 руб. - на 59,5 кв. м ТСЖ, что подтверждают квартальные бухгалтерские справки - расчеты затрат на арендную плату, покрываемую за счет предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования.
Из собранных в 2005 году взносов членов товарищества (224 682 руб.) ТСЖ "Дубки" потратило на аренду своей части (59,9 кв. м) нежилого помещения 267 159.54 руб.
Правильность ведения ТСЖ кассовой книги и оформления кассовых документов неоднократно подтверждалось проводимыми банком проверками порядка работы с денежной наличностью.
Также суд установил, что довод налогового органа о том, что требование от 26.02.2007 г. N 14-12/08678 о представлении документов, подтверждающих расход денежных средств на хозяйственные нужды ТСЖ, не исполнено заявителем, не соответствует действительности. Как пояснил представитель заявителя и подтверждается материалами дела, все оригиналы документов по этому вопросу были переданы в налоговую инспекцию из ОБЭП УВД САО ранее. В ответе ТСЖ на требование от 26.02.07 г. об этом было сообщено с указанием номеров и дат запрашиваемых документов.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов... лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения... а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения... возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности выводов налогового органа, послуживших основаниями к принятию оспариваемого решения, Инспекция не представила доказательств обоснованности своих доводов, оспариваемое решение Инспекции подлежит признанию недействительным.
Срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов госорганов заявителем соблюден.
Оспариваемое решение принято Инспекцией 28.04.2007 г., а с заявлением в суд заявитель обратился 18 июня 2007 г., то есть в пределах установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Судебные расходы распределены по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, в силу ст. ст. 39, 251 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 64 - 66, 110, 163, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:
признать недействительным решение Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 28 апреля 2007 г. N 26972/51/14 "О привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу Товарищества собственников жилья "Дубки" понесенные при обращении в суд расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению в части признания недействительным решения Инспекции, а признанное недействительным решение Инспекции не подлежит применению со дня принятия судом решения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)