Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Гагариной В.Г., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Полозковой Д.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Наянов В.Б. по доверенности от 16.02.2009 г. N 221-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 г. по делу N А41-20802/09, принятое судьей Ильченко С.Н. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" о признании незаконным постановления от 18 мая 2009 года N 1-25-1294-11-2009 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (далее - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным постановления от 18 мая 2009 года N 1-25-1294-11-2009 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ "ГЖИ МО", Госжилинспекция) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 года по делу N А41-20802/09 в удовлетворении заявленных требований ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" отказано.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" является лицом, ответственным за содержание и ремонт домов и жилых помещений, материалами дела событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в действиях Общества доказаны в полном объеме, нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" указало, что решение арбитражного суда первой инстанции является незаконным, в связи с неполным исследованием обстоятельств по рассматриваемому делу. Считает, что в действиях ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
В Договоре на оказание услуг по управлению многоквартирным домом от 28.09.2007 г., заключенным ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 пр. Дзержинского, д. 17, отсутствует ссылка на обязательность соблюдения требований, установленных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Считает, что Общество было привлечено к ответственности за работы, неуказанные в договоре. В обоснование указанных доводов Общество ссылается на Письмо Минрегионразвития от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14.
В судебном заседании представитель ГУ "ГЖИ МО" возражал против удовлетворения жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая ее необоснованной. Представитель ГУ "ГЖИ МО" считает требования заявителя несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, так как вина Общества установлена, событие административного правонарушения доказано.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.03.2009 г. в адрес ГУ "ГЖИ МО" поступило поручение от Правительства Московской области о рассмотрении обращения Правды Н.И., жильца кв. 16 дома N 17 по 1 проезду Дзержинского г. Орехово-Зуево Московской области, согласно которого в квартире N 16 вышеуказанного дома имеются протечки с кровли дома, а также неравномерный прогрев нагревательных элементов системы отопления. На обращения к Управлению ЖКХ было предложено провести ремонт за счет средств жильцов дома.
Сотрудниками ГУ "ГЖИ МО" на основании распоряжения от 30.03.2009 г. N 1-25-1294-11-2009 проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в отношении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", являющегося управляющей организацией жилого дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 пр. Дзержинского, д. 17.
В ходе проведения мероприятия ГУ "ГЖИ МО" выявлено, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" нарушены требования "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Нарушения выразились в следующем:
- - следы протечек с кровли в туалете, ванной комнате квартиры N 16 и на потолке лестничной клетки подъезда N 2;
- - неравномерный прогрев отопительных приборов в кухне и большой комнате квартиры N 16;
- - люк на чердак во 2-ом подъезде не закрыт на замок.
Указанные нарушения были отражены в акте проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 09.04.2009 г. N 1-25-1294-11-2009.
09.04.2009 г. должностным лицом ГУ "ГЖИ МО" по факту правонарушения, составлен протокол об административном правонарушении N 1-25-1294-11-2009 в присутствии представителя Общества.
09.04.2008 г. ГУ "ГЖИ МО" выдано ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" предписание N 1-25-1294-11-2009 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
18.05.2009 г. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностное лицо ГУ "ГЖИ МО" вынесло постановление N 1-25-1294-11-2009, которым ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен штраф в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением ГУ "ГЖИ МО" о привлечении к административной ответственности от 18.05.2009 г. N 1-25-1294-11-2009, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и его отмене.
05.08.2009 г. Арбитражный суд Московской области решением по делу N А41-20802/09 отказал ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, вынесенным Арбитражным судом Московской области, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" оспорило его порядке апелляционного производства.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.02.1995 г. N 182 и от 13.10.1997 г. N 1303) и Законом Московской области N 13/2000-ОЗ "О схеме управления Московской областью" (в редакции Закона Московской области N 90/2000-ОЗ) с 01.01.2004 г. образован государственный орган Московской области - Государственная жилищная инспекция Московской области.
В силу пунктов 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Полномочия ГУ "ГЖИ МО" судом первой инстанции проверены и сделан правильный вывод о том, что управление является органом государственного контроля за использованием, сохранностью и эксплуатацией жилищного фонда Московской области. В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ ГУ "ГЖИ МО", образованное на основании постановления Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43, является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Арбитражный суд Московской области, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установил, что лицом, ответственным за содержание и ремонт дома N 17 по 1 проезду Дзержинского г. Орехово-Зуево Московской области является ООО "Орехово-Зуевское ГЖП".
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 проезд Дзержинского, д. 17, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
28.09.2007 г. собственники помещений указанного дома и ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" заключили договор управления многоквартирным домом. Договор вступил в юридическую силу с 01.10.2007 г., срок действия договора - пять лет.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно гл. 2 Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.3.1, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации, установлено:
- п. 4.6.1.1 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
- п. 4.6.3.1 двери с лестничных площадок на чердак должны быть утеплены, с двух сторон обшиты кровельной сталью, иметь предел огнестойкости 0,6 часа и закрыты на замок, ключи от которого должны храниться в квартире верхнего этажа и в организации по содержанию жилищного фонда, о чем должна быть соответствующая надпись на двери.
- п. 5.2.1 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должны: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность для исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию жилого дома, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил технической эксплуатации жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, административный орган правомерно привлек ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" к административной ответственности, Общество является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что Правила от 27.09.2003 г. N 170 не могут служить основанием обязательств по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в связи с отсутствием в договоре на оказание услуг по управлению прямой ссылки на них по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития РФ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с жилищным законодательством, утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Постановление от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176, следовательно, Правила от 27.09.2003 г. N 170 являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда, имеют властно-распорядительный характер, обязательны для исполнения.
Кроме того, в силу п. п. 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 г. N 491) управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 15 Правил от 13.08.2006 г. N 491 предусмотрено, что в состав услуг и работ не входят (не относятся к содержанию общего имущества, а следовательно, являются содержанием и ремонтом частного имущества):
- - содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
- - утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
- - уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Таким образом, только перечисленные в п. 15 Правил N 491 содержания общего имущества услуги не охватываются действием договора управления многоквартирным домом.
Ссылка Общества на Письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 "Об изменении практики осуществления государственного контроля за содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с новым жилищным законодательством Российской Федерации" судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" понятие "технического регулирования" включает в себя установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем, Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что технический регламент может приниматься федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, также приведен перечень из 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 года.
Законом также установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных законом особенностей изменения в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Согласно Программы разработки технических регламентов Министерство регионального развития РФ участвует в организации разработки технического регламента о безопасной эксплуатации зданий строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий. Срок представления проекта технического регламента в Правительство Российской Федерации - апрель 2009 г.
До настоящего времени технический регламент о безопасной эксплуатации зданий строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий не принят.
Учитывая изложенное, до вступления в силу соответствующего технического регламента, выполнение требований Правил от 27.09.2003 г. N 170, Правил от 13.08.2006 г. N 491 обязательно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются апелляционным судом.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, либо являются безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 5 августа 2009 г. по делу N А41-20802/09 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2009 ПО ДЕЛУ N А41-20802/09
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу N А41-20802/09
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Слесарева А.А.,
Судей Гагариной В.Г., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Полозковой Д.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Наянов В.Б. по доверенности от 16.02.2009 г. N 221-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 г. по делу N А41-20802/09, принятое судьей Ильченко С.Н. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" о признании незаконным постановления от 18 мая 2009 года N 1-25-1294-11-2009 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" (далее - ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным постановления от 18 мая 2009 года N 1-25-1294-11-2009 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ "ГЖИ МО", Госжилинспекция) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2009 года по делу N А41-20802/09 в удовлетворении заявленных требований ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" отказано.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" является лицом, ответственным за содержание и ремонт домов и жилых помещений, материалами дела событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в действиях Общества доказаны в полном объеме, нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" указало, что решение арбитражного суда первой инстанции является незаконным, в связи с неполным исследованием обстоятельств по рассматриваемому делу. Считает, что в действиях ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
В Договоре на оказание услуг по управлению многоквартирным домом от 28.09.2007 г., заключенным ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 пр. Дзержинского, д. 17, отсутствует ссылка на обязательность соблюдения требований, установленных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Считает, что Общество было привлечено к ответственности за работы, неуказанные в договоре. В обоснование указанных доводов Общество ссылается на Письмо Минрегионразвития от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14.
В судебном заседании представитель ГУ "ГЖИ МО" возражал против удовлетворения жалобы ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая ее необоснованной. Представитель ГУ "ГЖИ МО" считает требования заявителя несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, так как вина Общества установлена, событие административного правонарушения доказано.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.03.2009 г. в адрес ГУ "ГЖИ МО" поступило поручение от Правительства Московской области о рассмотрении обращения Правды Н.И., жильца кв. 16 дома N 17 по 1 проезду Дзержинского г. Орехово-Зуево Московской области, согласно которого в квартире N 16 вышеуказанного дома имеются протечки с кровли дома, а также неравномерный прогрев нагревательных элементов системы отопления. На обращения к Управлению ЖКХ было предложено провести ремонт за счет средств жильцов дома.
Сотрудниками ГУ "ГЖИ МО" на основании распоряжения от 30.03.2009 г. N 1-25-1294-11-2009 проведено мероприятие по государственному контролю за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в отношении ООО "Орехово-Зуевское ГЖП", являющегося управляющей организацией жилого дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 пр. Дзержинского, д. 17.
В ходе проведения мероприятия ГУ "ГЖИ МО" выявлено, что ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" нарушены требования "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Нарушения выразились в следующем:
- - следы протечек с кровли в туалете, ванной комнате квартиры N 16 и на потолке лестничной клетки подъезда N 2;
- - неравномерный прогрев отопительных приборов в кухне и большой комнате квартиры N 16;
- - люк на чердак во 2-ом подъезде не закрыт на замок.
Указанные нарушения были отражены в акте проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 09.04.2009 г. N 1-25-1294-11-2009.
09.04.2009 г. должностным лицом ГУ "ГЖИ МО" по факту правонарушения, составлен протокол об административном правонарушении N 1-25-1294-11-2009 в присутствии представителя Общества.
09.04.2008 г. ГУ "ГЖИ МО" выдано ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" предписание N 1-25-1294-11-2009 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
18.05.2009 г. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностное лицо ГУ "ГЖИ МО" вынесло постановление N 1-25-1294-11-2009, которым ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен штраф в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением ГУ "ГЖИ МО" о привлечении к административной ответственности от 18.05.2009 г. N 1-25-1294-11-2009, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и его отмене.
05.08.2009 г. Арбитражный суд Московской области решением по делу N А41-20802/09 отказал ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, вынесенным Арбитражным судом Московской области, ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" оспорило его порядке апелляционного производства.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.02.1995 г. N 182 и от 13.10.1997 г. N 1303) и Законом Московской области N 13/2000-ОЗ "О схеме управления Московской областью" (в редакции Закона Московской области N 90/2000-ОЗ) с 01.01.2004 г. образован государственный орган Московской области - Государственная жилищная инспекция Московской области.
В силу пунктов 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Полномочия ГУ "ГЖИ МО" судом первой инстанции проверены и сделан правильный вывод о том, что управление является органом государственного контроля за использованием, сохранностью и эксплуатацией жилищного фонда Московской области. В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ ГУ "ГЖИ МО", образованное на основании постановления Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43, является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Арбитражный суд Московской области, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установил, что лицом, ответственным за содержание и ремонт дома N 17 по 1 проезду Дзержинского г. Орехово-Зуево Московской области является ООО "Орехово-Зуевское ГЖП".
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, 1 проезд Дзержинского, д. 17, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
28.09.2007 г. собственники помещений указанного дома и ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" заключили договор управления многоквартирным домом. Договор вступил в юридическую силу с 01.10.2007 г., срок действия договора - пять лет.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно гл. 2 Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.3.1, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации, установлено:
- п. 4.6.1.1 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
- п. 4.6.3.1 двери с лестничных площадок на чердак должны быть утеплены, с двух сторон обшиты кровельной сталью, иметь предел огнестойкости 0,6 часа и закрыты на замок, ключи от которого должны храниться в квартире верхнего этажа и в организации по содержанию жилищного фонда, о чем должна быть соответствующая надпись на двери.
- п. 5.2.1 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должны: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность для исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию жилого дома, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил технической эксплуатации жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, административный орган правомерно привлек ООО "Орехово-Зуевское ГЖП" к административной ответственности, Общество является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что Правила от 27.09.2003 г. N 170 не могут служить основанием обязательств по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в связи с отсутствием в договоре на оказание услуг по управлению прямой ссылки на них по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития РФ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с жилищным законодательством, утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Постановление от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176, следовательно, Правила от 27.09.2003 г. N 170 являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда, имеют властно-распорядительный характер, обязательны для исполнения.
Кроме того, в силу п. п. 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 г. N 491) управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 15 Правил от 13.08.2006 г. N 491 предусмотрено, что в состав услуг и работ не входят (не относятся к содержанию общего имущества, а следовательно, являются содержанием и ремонтом частного имущества):
- - содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования;
- - утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования;
- - уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Таким образом, только перечисленные в п. 15 Правил N 491 содержания общего имущества услуги не охватываются действием договора управления многоквартирным домом.
Ссылка Общества на Письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 "Об изменении практики осуществления государственного контроля за содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с новым жилищным законодательством Российской Федерации" судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" понятие "технического регулирования" включает в себя установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем, Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что технический регламент может приниматься федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, также приведен перечень из 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 года.
Законом также установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных законом особенностей изменения в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Согласно Программы разработки технических регламентов Министерство регионального развития РФ участвует в организации разработки технического регламента о безопасной эксплуатации зданий строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий. Срок представления проекта технического регламента в Правительство Российской Федерации - апрель 2009 г.
До настоящего времени технический регламент о безопасной эксплуатации зданий строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий не принят.
Учитывая изложенное, до вступления в силу соответствующего технического регламента, выполнение требований Правил от 27.09.2003 г. N 170, Правил от 13.08.2006 г. N 491 обязательно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются апелляционным судом.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, либо являются безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 5 августа 2009 г. по делу N А41-20802/09 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
А.А.СЛЕСАРЕВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Г.ГАГАРИНА
А.А.СЛЕСАРЕВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Г.ГАГАРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)