Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2010 ПО ДЕЛУ N А57-1312/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. по делу N А57-1312/2010


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2010
по делу N А57-1312/2010
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Антоновское", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов", с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица администрацию Ленинского района г. Саратова, о взыскании взносов на капитальный ремонт в сумме 210 039 руб. 39 коп.,

установил:

товарищество собственников жилья "Антоновское" (далее - ТСЖ "Антоновское", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов" о взыскании за счет средств муниципальной казны муниципального образования взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Антоновское", за период с 01.03.2009 по 31.12.2009 в размере 210 039 руб. 39 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
До принятия судебного решения, истец, в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил ходатайство об увеличении исковых требований и просил взыскать задолженность в сумме 272 991 руб. 79 коп. за период с 01.03.2009 по 01.04.2010, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано, поскольку предъявление новых требований не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2010 иск удовлетворен, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" взыскано 210 039 руб. 39 коп. задолженности за период с 01.03.2009 по 31.12.2009.
Судебные инстанции исходили из того, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья, при этом сумма взносов на капитальный ремонт общего имущества определена исходя из общей площади муниципального жилого фонда.
Обжалуя состоявшийся судебный акт в кассационном порядке, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Антоновское" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова.
На основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18.06.2003 N 510, по заявлению главы администрации Ленинского района г. Саратова от 19.02.2004 муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены ТСЖ "Антоновское".
На общем собрании членов ТСЖ "Антоновское" 17.01.2006 утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава ТСЖ "Уют-1".
На указанном собрании также было принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов ТСЖ "Антоновское" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами товарищества, оформленного протоколом от 28.04.2006, принято решение об установлении с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемых соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Представитель муниципального образования "Город Саратов" (по доверенности от 03.04.2006) принимал участие в голосовании и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Указанное решение оспорено не было.
В связи с тем, что администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Антоновское", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28.04.2006, не исполняет, товарищество предъявило требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 01.03.2009 по 31.12.2009 в размере 210 039 руб. 39 коп.
В силу пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья отнесено установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Арбитражным судом установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Антоновское" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
Товарищество обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (пункт 5 статьи 138 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова как исполнительно-распорядительный орган.
Пунктами 5 и 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование - "Город Саратов", вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование - "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (пункт 8 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Принятое в развитие положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов", которое в свою очередь предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включают в себя и плату за капитальный ремонт.
Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 7 статьи 5 и статьи 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы. В соответствии со статьей 12 ЖК РФ данные полномочия находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены пунктом 5 статьи 155 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ. Кроме того, как правильно указали суды обеих инстанций, Положение от 24.07.2007 N 599 носит рекомендательный характер, в связи с чем, руководствоваться им является правом, а не обязанностью ТСЖ "Антоновское".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Исходя из изложенного, действие статей 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные правоотношения, поскольку она не регулирует порядок исполнения финансовых обязательств муниципального образования, являющегося членом товарищества в соответствии с его уставом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений, а также членом товарищества, обязано вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и соответственно данные затраты должны составлять расходную часть соответствующего бюджета.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.05.2010 по делу N А57-1312/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)