Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Долгополова Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Глуховой И.Л., Шаровой Т.В.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 28 сентября 2011 года кассационную *** жалобу И.И. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2011 года, которым
исковые требования И.И. и И.С. к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании инвентаризационной стоимости квартиры недействительной и возложении обязанности по перерасчету действительной инвентаризационной стоимости жилого помещения без учета общего имущества многоквартирного дома и возложении обязанности по перерасчету суммы налога на имущество физических лиц без учета общего имущества многоквартирного дома оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коробейниковой Л.Н., объяснения И.И., поддержавшего доводы жалобы, представителей ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска - Х., ГУП "Удмурттехинвентаризация" - М., возражавших против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия
И.И. и И.С. обратились в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании инвентаризационной стоимости квартиры недействительной и возложении обязанности по перерасчету действительной инвентаризационной стоимости жилого помещения без учета общего имущества многоквартирного дома и возложении обязанности по перерасчету суммы налога на имущество физических лиц без учета общего имущества многоквартирного дома. Требования мотивированы следующим.
Решениями мировых судьей с истцов взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц. Расчет указанного налога осуществлен налоговым органом на основании представленной БТИ инвентаризационной стоимости квартиры истцов. Вместе с тем инвентаризационная стоимость объекта налогообложения определена с нарушением установленного порядка, является завышенной, что привело к увеличению ставок налога на имущество физических лиц. При расчете инвентаризационной стоимости квартиры БТИ не исключает из расчетов площадь помещений общего пользования, несмотря на то, что данные помещения не подлежат обложению налогом.
Истец И.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Истец И.И., представляющий также интересы И.С. на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представители ответчиков ГУП "Удмурттехинвентаризация" - М. и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району - Х., действующие на основании доверенностей, иск не признали, просили оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Судом было вынесено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе И.И. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В качестве доводов жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права, необоснованность применения судом Инструкции Минземстроя РФ N 37 от 4 августа 1998 года, необоснованность выводов суда о пропуске срока исковой давности.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что И.С. и И.И. являются собственниками квартиры по адресу: <...>. В собственности И.С. находится <...> доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, в собственности И.И. - <...> доли.
И.С. и И.И. являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в том числе как собственники вышеуказанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Пунктом 1 ст. 5 Закона установлено, что исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, которые по п. 4 ст. 5 Закона обязаны представлять в налоговый орган ежегодно до 1 марта органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации.
Порядок расчета инвентаризационной стоимости в соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
При этом до принятия соответствующего нормативного правового акта, учитывая положения ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым до 1 января 2013 г. к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, применяются нормативные правовые акты в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, расчет инвентаризационной стоимости указанных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности".
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2 Порядка).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.2.1 Порядка).
Физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения" (п. 3.2.2 Порядка).
Методика определения физического износа гражданских зданий утверждена приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 N 404.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, данные нормы права подлежали обязательному применению органами технической инвентаризации при определении инвентаризационной стоимости квартиры в целях обложения налогом на имущество физических лиц, является правильным.
Расчеты, представленные истцом в исковом заявлении, не соответствуют вышеприведенному порядку, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что ответчик правомерно произвел расчет налога на имущество истца - квартиру по адресу: <...> с учетом наличия его доли и направил в адрес истца соответствующие налоговые уведомления.
Доводы жалобы о необоснованности применения судом Инструкции Минземстроя РФ N 37 от 4 августа 1998 года в связи с тем, что она не прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная инструкция регистрации не подлежит.
Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности также несостоятелен, судом верно установлено начало течения указанного срока, его период в соответствии со ст. 196 ГК РФ.
С учетом изложенного, проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов кассационной жалобы ответчика, кассационная инстанция не находит оснований к отмене постановленного решения.
Вопрос об отводе судьи разрешен судом в соответствии с нормами ГПК РФ, оснований у Кассационной коллегии полагать, что в удовлетворении заявления об отводе судьи отказано необоснованно, не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу И.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 28.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3459
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N 33-3459
Судья: Долгополова Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Глуховой И.Л., Шаровой Т.В.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 28 сентября 2011 года кассационную *** жалобу И.И. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2011 года, которым
исковые требования И.И. и И.С. к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании инвентаризационной стоимости квартиры недействительной и возложении обязанности по перерасчету действительной инвентаризационной стоимости жилого помещения без учета общего имущества многоквартирного дома и возложении обязанности по перерасчету суммы налога на имущество физических лиц без учета общего имущества многоквартирного дома оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коробейниковой Л.Н., объяснения И.И., поддержавшего доводы жалобы, представителей ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска - Х., ГУП "Удмурттехинвентаризация" - М., возражавших против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия
установила:
И.И. и И.С. обратились в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании инвентаризационной стоимости квартиры недействительной и возложении обязанности по перерасчету действительной инвентаризационной стоимости жилого помещения без учета общего имущества многоквартирного дома и возложении обязанности по перерасчету суммы налога на имущество физических лиц без учета общего имущества многоквартирного дома. Требования мотивированы следующим.
Решениями мировых судьей с истцов взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц. Расчет указанного налога осуществлен налоговым органом на основании представленной БТИ инвентаризационной стоимости квартиры истцов. Вместе с тем инвентаризационная стоимость объекта налогообложения определена с нарушением установленного порядка, является завышенной, что привело к увеличению ставок налога на имущество физических лиц. При расчете инвентаризационной стоимости квартиры БТИ не исключает из расчетов площадь помещений общего пользования, несмотря на то, что данные помещения не подлежат обложению налогом.
Истец И.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Истец И.И., представляющий также интересы И.С. на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представители ответчиков ГУП "Удмурттехинвентаризация" - М. и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району - Х., действующие на основании доверенностей, иск не признали, просили оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Судом было вынесено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе И.И. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В качестве доводов жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права, необоснованность применения судом Инструкции Минземстроя РФ N 37 от 4 августа 1998 года, необоснованность выводов суда о пропуске срока исковой давности.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что И.С. и И.И. являются собственниками квартиры по адресу: <...>. В собственности И.С. находится <...> доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, в собственности И.И. - <...> доли.
И.С. и И.И. являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в том числе как собственники вышеуказанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Пунктом 1 ст. 5 Закона установлено, что исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, которые по п. 4 ст. 5 Закона обязаны представлять в налоговый орган ежегодно до 1 марта органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации.
Порядок расчета инвентаризационной стоимости в соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
При этом до принятия соответствующего нормативного правового акта, учитывая положения ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым до 1 января 2013 г. к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, применяются нормативные правовые акты в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, расчет инвентаризационной стоимости указанных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности".
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2 Порядка).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.2.1 Порядка).
Физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения" (п. 3.2.2 Порядка).
Методика определения физического износа гражданских зданий утверждена приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 N 404.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, данные нормы права подлежали обязательному применению органами технической инвентаризации при определении инвентаризационной стоимости квартиры в целях обложения налогом на имущество физических лиц, является правильным.
Расчеты, представленные истцом в исковом заявлении, не соответствуют вышеприведенному порядку, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что ответчик правомерно произвел расчет налога на имущество истца - квартиру по адресу: <...> с учетом наличия его доли и направил в адрес истца соответствующие налоговые уведомления.
Доводы жалобы о необоснованности применения судом Инструкции Минземстроя РФ N 37 от 4 августа 1998 года в связи с тем, что она не прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная инструкция регистрации не подлежит.
Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности также несостоятелен, судом верно установлено начало течения указанного срока, его период в соответствии со ст. 196 ГК РФ.
С учетом изложенного, проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов кассационной жалобы ответчика, кассационная инстанция не находит оснований к отмене постановленного решения.
Вопрос об отводе судьи разрешен судом в соответствии с нормами ГПК РФ, оснований у Кассационной коллегии полагать, что в удовлетворении заявления об отводе судьи отказано необоснованно, не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Н.КОРОБЕЙНИКОВА
Судьи
И.Л.ГЛУХОВА
Т.В.ШАРОВА
Л.Н.КОРОБЕЙНИКОВА
Судьи
И.Л.ГЛУХОВА
Т.В.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)