Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2011 ПО ДЕЛУ N А19-1291/2011

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2011 г. N А19-1291/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Смоляк Л.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей администрации Иркутского районного муниципального образования - Халтаевой Марии Петровны (доверенность от 03.03.2011 N 515), Жилищно-строительного кооператива "Сотрудник ОМОН" - председателя Зайцева Александра Ивановича (паспорт), Туровой Натальи Егоровны (доверенность от 30.03.2011) и Пестерева Леонида Васильевича (доверенность от 30.03.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Титов В.М., суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Доржиев Э.П., Желтоухов Е.В.),

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Сотрудник ОМОН" (далее - ЖСК "Сотрудник ОМОН", кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 27.10.2010 N 3020, и отказа в заключении договора аренды, выраженного в письме от 10.12.2010 N 3438, обязании Администрации совершить действия по устранению допущенных ранее при формировании земельного участка ошибок, постановке на государственный кадастровый учет и заключению договора аренды на 49 лет без проведения аукциона (торгов) на земельный участок общей площадью 105 га, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, пос. Западный, квартал "Александровский Посад" (далее - спорный земельный участок).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2011 года, заявленные требования удовлетворены.
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на наличие предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, ссылаясь на непривлечение к участию в деле Агентства лесного хозяйства по Иркутской области, Территориального управления Росимущества в Иркутской области, администрации г. Иркутска и Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска; считает, что суд незаконно обязал Администрацию предоставить кооперативу спорный земельный участок, возложив на нее полномочия по распоряжению им, чем нарушил права Российской Федерации - собственника спорного земельного участка, часть которого входит в земли лесного фонда и в отношении которой не завершена процедура перевода земель.
Заявитель жалобы считает, что судами неправильно применены нормы права, а именно, пункт 4 статьи 30 и статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"; что правовых оснований для предоставления кооперативу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в отсутствие кадастрового учета земельного участка и процедуры его перевода в земли населенных пунктов не имелось.
В отзыве, разъяснении к отзыву, дополнении и разъяснении к отзыву на кассационную жалобу ЖСК "Сотрудник ОМОН" отклоняет приведенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 13 октября 2011 года до 11 часов 15 минут 18 октября 2011 года.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2011 года рассмотрение кассационной жалобы в соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 31 октября 2011 года на 11 часов 20 минут.
О перерыве и отложении сделаны публичные извещения, размещенные в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru соответственно 14.10.2011 и 19.10.2011.
В судебном заседании представители Администрации и ЖСК "Сотрудник ОМОН" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12.12.1988 N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства", принятым на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 29.09.1988 N 1049-Р, Иркутскому горисполкому предоставлен земельный участок общей площадью 636 га для индивидуального жилищного строительства с правом вырубки леса.
22.01.1991 Ленинскому районному исполнительному комитету г. Иркутска выдан Государственный акт серии A-I N 391767 на право пользования землей (бессрочное и бесплатное пользование) площадью 276,2 га для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков.
Постановлениями главы Иркутского района от 28.04.2004 N 1245 "О прекращении права постоянного бессрочного пользования Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска" и от 12.07.2004 N 2036 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска" прекращено право бессрочного пользования Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска на земельный участок общей площадью 50 га, расположенный слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, предоставленное решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от 12.12.1988 N 585 "Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства".
В дальнейшем данные земельные участки переведены из земель запаса в земли поселения и предоставлены ЖСК "Сотрудник "ОМОН" для индивидуального жилищного строительства на основании постановлений главы Иркутского района от 28.04.2004 N 1246 "О предоставлении в аренду земельного участка ЖСК "Сотрудник "ОМОН" и от 12.07.2004 N 2037 "О предоставлении в аренду ЖСК "Сотрудник ОМОН" земельного участка для индивидуального жилищного строительства".
Первый заместитель главы администрации Иркутского района Кельман М.П. утвердил проект границ земельных участков общей площадью 105 га, предоставляемых Администрацией ЖСК "Сотрудник ОМОН" в п. Западный, квартал "Александровский Посад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства администрации Иркутского района (план земельного участка составлен 05.07.2005).
На основании приказа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 29.12.2006 N 750 утвержден акт выбора участка лесного фонда от 31.10.2006 N 266 с прилагаемым планом расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН" в лесах 1 группы ФГУ "Иркутский лесхоз" в Иркутском районе Иркутской области.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 07.02.2007 N 02.02.16/728 "О переводе лесных земель" согласован выбор участка лесного фонда общей площадью 217,7 га с переводом земель лесного фонда в земли поселения с целью расширения ЖСК "Сотрудник "ОМОН".
Постановлением Администрации от 02.03.2007 N 1171 "Об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Западный" утвержден проект границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка площадью 2 224 704 кв.м с кадастровым номером 38:06:0:0245 на землях населенных пунктов Мамоновского муниципального образования для организации жилищного строительства.
В течение 2008 - 2009 годов ЖСК "Сотрудник "ОМОН" неоднократно обращался с заявлениями в адрес Администрации с просьбой принять решение об уточнении и согласовании границ и предоставлении кооперативу в аренду под жилищное строительство земельного участка общей площадью 105 га.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-12750/09, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 года, бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от предоставления кооперативу спорного земельного участка под жилищное строительство, признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и охраняемых законом интересов кооператива путем решения вопроса о предоставлении спорного земельного участка под жилищное строительство.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 года решение суда от 16 марта 2010 года и постановление апелляционного суда от 24 мая 2010 года по делу N А19-12750/09 изменены в части способа устранения допущенных нарушений прав кооператива. На Администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и охраняемых законом интересов ЖСК "Сотрудник ОМОН" путем рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду кооперативу спорного земельного участка под жилищное строительство и вынесения соответствующего решения в месячный срок со дня получения копии настоящего постановления. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Рассмотрев вопрос о предоставлении кооперативу спорного земельного участка, Администрация письмами от 27.10.2010 N 3020 и от 10.12.2010 N 3438 отказала в его предоставлении, сославшись на нарушение процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем данный земельный участок не может быть предоставлен в аренду под строительство без проведения аукциона (торгов).
Полагая отказ Администрации в предоставлении спорного земельного участка незаконным и нарушающим его права, ЖСК "Сотрудник ОМОН" обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 28, статьями 29, 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 20 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу о незаконности оспариваемых отказов Администрации в предоставлении кооперативу спорного земельного участка под жилищное строительство и в заключении договора аренды как не соответствующих Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающего права и законные интересы кооператива, и обязали Администрацию к совершению действий по устранению допущенных ранее при формировании спорного земельного участка ошибок, постановке на государственный кадастровый учет и заключению договора аренды спорного земельного участка с ЖСК "Сотрудник ОМОН" без проведения аукциона (торгов).
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого кооперативом решения органа местного самоуправления незаконным является наличие двух условий одновременно: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший действие (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также Кодекс) предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Кодекса).
Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Кодекса, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30.1).
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Исходя из толкования положений вышеприведенных норм, принимая во внимание взаимосвязь установленных конкретных обстоятельств дела, в том числе факт начала процедуры оформления испрашиваемого земельного участка в 2004 году и признание в рамках рассмотрения дела N А19-12750/09 незаконным бездействия Администрации по предоставлению кооперативу спорного земельного участка, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка и несообщении о причинах непринятия такого решения, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии ЖСК "Сотрудник ОМОН" условиям, предусмотренным пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и возможности предоставления кооперативу спорного земельного участка для жилищного строительства в аренду без проведения аукциона. В связи с этим суды правомерно признали оспариваемый отказ Администрации в предоставлении кооперативу спорного земельного участка по мотивам, изложенным в письмах от 27.10.2010 N 3020 и от 10.12.2010 N 3438, незаконным.
Учитывая, что пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" процедура предоставления земельного участка без проведения аукциона не регламентирована, суд апелляционной инстанции обоснованно счел возможным применить (по аналогии) к спорным правоотношениям положения статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принимая во внимание, что кооператив не обладает каким-либо вещным или обязательственным правом на спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции правильно посчитал, что в силу приведенных норм обязанность по установлению границ земельного участка на местности и осуществлению его государственного кадастрового учета (внесение изменений в кадастровый реестр) лежит на Администрации, на что также указал суд первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции верно обратил внимание на то, что обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит вывода о проведении государственного кадастрового учета за счет Администрации.
Довод Администрации о неустановлении ошибок при формировании спорного земельного участка рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в судебном акте и основанным на анализе и оценке имеющихся в деле доказательств. Причины совершения уполномоченными органами ошибок в документах при выделении кооперативу земельного участка, как отмечено судом апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае не имеют правового значения.
Ссылка Администрации на отсутствие в материалах дела документов о переводе спорного земельного участка из категории лесных земель в земли поселений также исследована судом апелляционной инстанции и обоснованно не принята во внимание с учетом конкретных обстоятельств дела, положений статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких условиях суды двух инстанций в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили заявленные кооперативом требования, возложив на Администрацию обязанность совершения действий по устранению допущенных ранее при формировании спорного земельного участка ошибок, постановке на государственный кадастровый учет и заключению договора аренды спорного земельного участка с ЖСК "Сотрудник ОМОН".
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по данному конкретному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, на которые указывает заявитель кассационной жалобы, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о незаконности отказа в предоставлении спорного земельного участка, подлежат отклонению, поскольку не основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на непривлечение к участию в деле Агентства лесного хозяйства по Иркутской области, Территориального управления Росимущества в Иркутской области, администрации г. Иркутска и Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции.
Доводы о необходимости привлечения к участию в деле указанных лиц не были заявлены Администрацией при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях данных лиц, в обоснование вышеприведенных доводов Администрацией не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждают выводы судов, положенные в основу судебных актов, из которых не следует отсутствие у Администрации полномочий по предоставлению спорного земельного участка.
Доводы Администрации о незаконном возложении на нее полномочий по распоряжению спорным земельным участком, мотивированные ссылкой на решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 12.12.1988 N 585 и Государственный акт на право пользования землей A-I N 391767 от 22.01.1991, при тех обстоятельствах, что постановлениями главы Иркутского района от 28.04.2004 N 1245, N 1246 и от 12.07.2004 N 2036, N 2037 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска земельными участками общей площадью 50 га из земель, предоставленных на основании решения от 12.12.1988 N 585, данные земельные участки предоставлены ЖСК "Сотрудник ОМОН", 05.07.2005 составлен проект границ земельных участков общей площадью 105 га, предоставляемых Администрацией кооперативу в п. Западный, квартал "Александровский Пасад", согласованный с отделом архитектуры и градостроительства администрации Иркутского района и утвержденный первым заместителем главы администрации Иркутского района (установлено в рамках дела N А19-12750/09), и с 2004 года в Администрации рассматривается вопрос о предоставлении земельного участка, не свидетельствуют об ошибочности вывода суда первой инстанции о правомерности распоряжения администрацией Иркутского района земельным участком.
Помимо изложенного, суд кассационной инстанции отмечает, что ранее при разрешении вопроса о возможности предоставления спорного земельного участка ЖСК "Сотрудник ОМОН" Администрация не ссылалась на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком; в письмах Администрации от 27.10.2010 N 3020 и от 10.12.2010 N 3438 данное обстоятельство не указано в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций возражений относительно наличия права на предоставление спорного земельного участка в аренду Администрацией заявлено не было. Таким образом, доводы Администрации в этой части не были предметом рассмотрения и оценки судами первой и апелляционной инстанций и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1291/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.СМОЛЯК

Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)