Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2012 ПО ДЕЛУ N А55-2293/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу N А55-2293/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
с участием:
от ОАО "Самараэнерго" - представителя Шалухи В.В. (доверенность от 30 декабря 2011 года N 9),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Федулова В.М. (доверенность от 01 февраля 2012 года N А-1159),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2012 года по делу N А55-2293/2012 (судья Мешкова О.В.), по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985), Самарская область, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным постановления,

установил:

Открытое акционерное общество "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самарэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ГЖИ Самарской области, административный орган) от 16.11.2011 N ПР-498 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2012 ОАО "Самарэнерго" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Самарэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, просит отменить решение суда от 19.03.2012, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
ГЖИ Самарской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 19.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Самарэнерго" без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти в ходе проверки по вопросу соблюдения обществом требований жилищного законодательства установлено, что 20.09.2011 в 10 час. 00 мин. ОАО "Самараэнерго" в лице Жигулевского филиала прекращена поставка электрической энергии для работы лифтов в многоквартирных домах поселка Поволжский, по улице 60 лет СССР, 9а, 11а; улице Скрябина, 13, 15; улице Полевой, 11, 13. Обществом нарушены пункты 8, 9, 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункты 5.6.2., 5.10.1., 5.10.2. Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По факту выявленного нарушения Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти вынесено постановление от 12.10.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении, указанное постановление и другие материалы административного дела направлены в ГЖИ Самарской области на рассмотрение.
По результатам рассмотрения материалов административного дела ГЖИ Самарской области вынесено постановление от 16.11.2011 N ПР-498 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ОАО "Самараэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая ОАО "Самараэнерго" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество является субъектом вменяемого административного правонарушения, факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 4 и пунктом 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу положений пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В соответствии с пунктом 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг; проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Определенные законом, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, основания приостановления и (или) ограничения предоставления коммунальных услуг исчерпывающие.
В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что обществом осуществляется поставка электрической энергии на основании договора энергоснабжения от 01.01.2010 N 0664э/Д-267, заключенного между ОАО "Самараэнерго" в лице Жигулевского филиала и ООО "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" (далее - потребитель).
ООО "Департамент ЖКХ" относится к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Сроки оплаты принятой электрической энергии определены пунктом 4.2 договора в срок не позднее 18 числа месяца, следующего за отчетным (с учетом протокола согласования разногласий к договору от 02.04.2010).
Учитывая, что договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 0664э/Д-267 заключался управляющей организацией в интересах граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка Поволжский, на правоотношения поставщика электрической энергии и потребителя распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В ходе проверки установлено, что 20.09.2011 в 10 час. 00 мин. Жигулевское отделение ОАО "Самараэнерго" прекратило поставку электрической энергии для работы лифтов в многоквартирных домах поселка Поволжский, находящихся на управлении ООО "Департамент ЖКХ", что подтверждается Актом от 20.09.2011 N 4, составленным представителями ЖЭУ "Поволжский" и не оспаривается обществом.
Согласно объяснений жителей домов поселка Поволжский ул. Скрябина, д. 13 и д. 15, ул. 60 лет СССР, 11а, ул. Полевая, 13, ул. Полевая, 11 лифтовое оборудование не работало в домах на протяжении периода времени с 20.09.2011 с 10 час. 00 мин. до 29.09.2011 14 час. 00 мин.
В тот же день ООО "Департамент ЖКХ" в адрес Жигулевского отделения ОАО "Самараэнерго" направлена телефонограмма N 1025 с требованием о возобновлении поставки электрической энергии, оставленная поставщиком без ответа.
02.09.2011 Жигулевским отделением ОАО "Самараэнерго" в адрес ООО "Департамент ЖКХ" направлено письмо с предупреждением о введении ограничения подачи электроэнергии с 10 час. 00 мин. 19.09.2011 путем отключения лифтов поселка Поволжский по адресам: ул. 60 лет СССР, 9а, 11а, ул. Скрябина, 13, 15, ул. Полевая, 11, 13.
В качестве причины введения ограничения подачи электроэнергии, указывалось на задолженность потребителя по состоянию на 02.09.2011 в размере 979 391,97 руб.
Платежным поручением от 20.09.2011 N 14054 указанная сумма перечислена потребителем на расчетный счет общества.
На день введения ограничения 20.09.2011 у потребителя имелась одна неоплаченная счет-фактура от 31.08.2011 N 113512659/066431 за потребленную электроэнергию в августе 2011 года, срок оплаты которой предусмотрен договором - не позднее 18.09.2011.
18.09.2011 - воскресенье, таким образом, на момент введения ограничения подачи электроэнергии на лифтовое оборудование указанных выше многоквартирных домов в поселке Поволжский - 10 час. 00 мин. 20.09.2011, просрочка оплаты потребленной электроэнергии со стороны ООО "Департамент ЖКХ" составила 1 день.
Исходя из вышеуказанных требований закона, в случае неполной оплаты поставленного ресурса приостановление или ограничение поставки электрической энергии возможно через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя и при наличии у потребителя задолженности по оплате коммунального ресурса, превышающей 3 ежемесячных размера платы.
Жигулевское отделение "Самараэнерго" уведомление о предстоящем 19.09.2011 отключении электрической энергии направило 02.09.2011 (вх. N 4888), то есть, с нарушением месячного срока на предупреждение (предполагаемая дата ограничения 19.09.2011). ООО "Департамент ЖКХ" на момент введения ограничения поставки электрической энергии не превышала 3 месяцев, а составляла 1 день.
Таким образом, ОАО "Самараэнерго" не соблюдены условия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации при введении ограничения подачи электрической энергии в многоквартирных домах - месячный срок предупреждения и наличие трехмесячной задолженности по оплате за электроэнергию.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В связи с изложенными обстоятельствами, отключение обществом электрической энергии в спорных многоквартирных жилых домах неправомерно.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждается постановлением от 12.10.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении, другими материалами дела.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исследовав обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом правильно установлен субъект вменяемого административного правонарушения и в действиях ОАО "Самараэнерго" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа, судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2012 года по делу N А55-2293/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)