Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от прокуратуры Ленинского района - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2009 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 октября 2009 года по делу N А72-16562/2009, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием прокуратуры Ленинского района, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 28 августа 2009 года N 910/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДК Ленинского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - госжилинспекция, административный орган) от 28 августа 2009 года N 910/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска.
Решением суда от 06 октября 2009 года заявление ОАО "ДК Ленинского района" удовлетворено, оспариваемое постановление госжилинспекции от 28 августа 2009 года N 910/09 о привлечении ОАО "ДК Ленинского района" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ признано незаконным и отменено полностью в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований общества - отказать, ссылаясь на то, что выявленные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения надлежащего содержания газового оборудования. Отсутствие окраски даже на незначительных участках газопровода может привести к появлению коррозии и в дальнейшем к разрушению трубопровода. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДК Ленинского района" зарегистрировано 27 сентября 2006 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в Едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 001744647, ОГРН 1067325057161).
ОАО "ДК Ленинского района" заключило договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений (согласно реестру собственников), расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6, 14 мая 2007 года, а также с собственниками помещений (согласно реестра собственников), расположенных по адресам: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 51, 01 июня 2007 года.
Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска совместно с госжилинспекцией 29 июля 2009 года проведена проверка в отношении ОАО "ДК Ленинского района", в ходе которой осмотрены жилые дома, расположенные по следующим адресам: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, проспект Нариманова, д. 51.
По результатам проверки составлены акты инспекционной проверки жилых домов по вышеуказанным адресам, согласно которым в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6, установлено наличие следов коррозии газопровода в тамбуре 1 подъезда; в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118 - частичное нарушение окрасочного слоя газопровода в тамбуре 2, 3 подъезда; в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120 - частичное отсутствие окрасочного слоя газопровода в тамбуре 3 подъезда; в жилом доме по адресу: проспект Нариманова, д. 51 - частичное отсутствие окраски газопровода в тамбуре 3 подъезда.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушениях требований пунктов 5.4.1, п. 5.9.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года N 9 (далее - Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления).
И.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска 11 августа 2009 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ДК Ленинского района", в адрес общества внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 23.55. КоАП РФ указанное постановление направлено для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Ульяновской области.
ОАО "ДК Ленинского района" в адрес прокуратуры 25 августа 2009 года направлено письмо об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, в подтверждение указанного приложены соответствующие расписки о произведенных работах и акты приема в эксплуатацию законченных ремонтом элементов жилых зданий.
Госжилинспекцией 28 августа 2009 года вынесено постановление N 910/09 по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "ДК Ленинского района" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В постановлении событие правонарушения описано следующим образом: проверкой от 29 июля 2009 года многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, проспект Нериманова, д. 51, установлено осуществление содержания внутридомового газового оборудования ненадлежащим образом - выявлено частичное отсутствие окраски газопроводов. Нарушены п. п. 5.4.1., п. 5.9.3. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.
Объектом данного правонарушения является предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а именно ненадлежащее содержание общего имущества (внутридомового газового оборудования) жилых домов.
Объективную сторону составляет противоправное бездействие, выражающиеся в нарушении правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов по вышеперечисленным адресам.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилого дома и (или) жилых помещений.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами от 14 мая 2007 года, от 01 июня 2009 года ОАО "ДК Ленинского района" переданы функции по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Пункт 5 Правил N 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктами 1.8, 5.4.6 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, а именно: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; текущий ремонт. При этом внутренние газопроводы и теплогенераторы должны подвергаться техническому осмотру не реже 1 раза в месяц, текущему ремонту - не реже 1 раза в год.
Пунктом 11 Правил N 491 установлены аналогичные нормы, предусматривающие, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт; осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, которыми, в свою очередь, в зависимости от способа управления многоквартирным домом могут быть собственники помещений, лица, привлекаемые собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственные лица, являющиеся должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лица, оказывающие услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 5.5.1 Правил N 491 установлено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Согласно п. 5.5.6 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В пунктах 10, 11 Правил N 491 установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом пункты 92, 95 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что исполнитель (по рассматриваемому делу, управляющая организация (абз. 2 п. 3 указанного постановления), осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ОАО "ДК Ленинского района" является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества спорных многоквартирных домов, которому в соответствии с договорами управления многоквартирными домами переданы функции по управлению жилыми многоквартирными домами, и в связи с указанным возложены соответствующие обязанности по его содержанию надлежащим образом как в соответствии с требованиями договора, так и действующего в указанной сфере законодательства.
Актами инспекционной проверки от 29 июля 2009 года, постановлением об административном правонарушении N 910/09 от 28 августа 2009 года подтверждается факт наличия нарушений - неосуществление надлежащего содержания внутридомового газового оборудования.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ОАО "ДК Ленинского района" имела возможность для соблюдения указанных правил и норм, но меры по их соблюдению не были предприняты.
Таким образом, в бездействии общества содержится вменяемый состав административного правонарушения.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено: если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Материалами дела установлено наличие отсутствия окраски газопровода на сравнительно небольших, относительно протяженности внутридомового газопровода, участках. Однако в материалах проверки площадь, длина неокрашенных участков газопроводов, площадь газопровода с наличием следов ржавчины не указаны. Исходя из пояснений ОАО "ДК Ленинского района", что не оспаривалось представителем госжилинспекции, следует, что часть газопроводов, на которых отсутствовала окраска и имеются следы налета ржавчины, являются вновь установленными в результате проведенных в июле 2009 года ремонтных работ по техническому обслуживанию газопроводов. В этой связи опасность возникновения взрывоопасной ситуации из-за отсутствия окраски газопровода и возможным появлением ввиду указанного ржавчины, и соответственно, последующей опасности возникновения взрыва отсутствует.
Госжилинспекцией не представлены доказательства, подтверждающие общую протяженность газопроводов, указанных в материалах проверки, степень покрытия металла ржавчиной (коррозия металла, налет ржавчины на новом металле).
Материалами дела установлен факт добровольного устранения обществом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности и произведение указанных работ незамедлительно после выявления факта их наличия и до вынесения постановления об административном правонарушении.
На основании ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств наличия реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также причинения какого-либо вреда охраняемым законом интересам государства в результате совершения обществом указанного правонарушения в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что степень вреда, причиненного ОАО "ДК Ленинского района" общественным отношениям, охраняемым нормами права, нарушение которых ему вменено в вину, несоразмерна назначенному административным органом наказанию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно применил ст. 2.9 КоАП РФ и освободил общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения сделан с учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера допущенного нарушения, степени его общественной опасности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 06 октября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 октября 2009 года по делу N А72-16562/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2009 ПО ДЕЛУ N А72-16562/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу N А72-16562/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от прокуратуры Ленинского района - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2009 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 октября 2009 года по делу N А72-16562/2009, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием прокуратуры Ленинского района, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 28 августа 2009 года N 910/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДК Ленинского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - госжилинспекция, административный орган) от 28 августа 2009 года N 910/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска.
Решением суда от 06 октября 2009 года заявление ОАО "ДК Ленинского района" удовлетворено, оспариваемое постановление госжилинспекции от 28 августа 2009 года N 910/09 о привлечении ОАО "ДК Ленинского района" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ признано незаконным и отменено полностью в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований общества - отказать, ссылаясь на то, что выявленные правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения надлежащего содержания газового оборудования. Отсутствие окраски даже на незначительных участках газопровода может привести к появлению коррозии и в дальнейшем к разрушению трубопровода. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДК Ленинского района" зарегистрировано 27 сентября 2006 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в Едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 001744647, ОГРН 1067325057161).
ОАО "ДК Ленинского района" заключило договоры управления многоквартирными домами с собственниками помещений (согласно реестру собственников), расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6, 14 мая 2007 года, а также с собственниками помещений (согласно реестра собственников), расположенных по адресам: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 51, 01 июня 2007 года.
Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска совместно с госжилинспекцией 29 июля 2009 года проведена проверка в отношении ОАО "ДК Ленинского района", в ходе которой осмотрены жилые дома, расположенные по следующим адресам: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, проспект Нариманова, д. 51.
По результатам проверки составлены акты инспекционной проверки жилых домов по вышеуказанным адресам, согласно которым в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6, установлено наличие следов коррозии газопровода в тамбуре 1 подъезда; в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118 - частичное нарушение окрасочного слоя газопровода в тамбуре 2, 3 подъезда; в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120 - частичное отсутствие окрасочного слоя газопровода в тамбуре 3 подъезда; в жилом доме по адресу: проспект Нариманова, д. 51 - частичное отсутствие окраски газопровода в тамбуре 3 подъезда.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушениях требований пунктов 5.4.1, п. 5.9.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года N 9 (далее - Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления).
И.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска 11 августа 2009 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ДК Ленинского района", в адрес общества внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 23.55. КоАП РФ указанное постановление направлено для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Ульяновской области.
ОАО "ДК Ленинского района" в адрес прокуратуры 25 августа 2009 года направлено письмо об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, в подтверждение указанного приложены соответствующие расписки о произведенных работах и акты приема в эксплуатацию законченных ремонтом элементов жилых зданий.
Госжилинспекцией 28 августа 2009 года вынесено постановление N 910/09 по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "ДК Ленинского района" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В постановлении событие правонарушения описано следующим образом: проверкой от 29 июля 2009 года многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 6; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 118; г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 120; г. Ульяновск, проспект Нериманова, д. 51, установлено осуществление содержания внутридомового газового оборудования ненадлежащим образом - выявлено частичное отсутствие окраски газопроводов. Нарушены п. п. 5.4.1., п. 5.9.3. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.
Объектом данного правонарушения является предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а именно ненадлежащее содержание общего имущества (внутридомового газового оборудования) жилых домов.
Объективную сторону составляет противоправное бездействие, выражающиеся в нарушении правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов по вышеперечисленным адресам.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилого дома и (или) жилых помещений.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами от 14 мая 2007 года, от 01 июня 2009 года ОАО "ДК Ленинского района" переданы функции по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Пункт 5 Правил N 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктами 1.8, 5.4.6 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, а именно: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; текущий ремонт. При этом внутренние газопроводы и теплогенераторы должны подвергаться техническому осмотру не реже 1 раза в месяц, текущему ремонту - не реже 1 раза в год.
Пунктом 11 Правил N 491 установлены аналогичные нормы, предусматривающие, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт; осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, которыми, в свою очередь, в зависимости от способа управления многоквартирным домом могут быть собственники помещений, лица, привлекаемые собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственные лица, являющиеся должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лица, оказывающие услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 5.5.1 Правил N 491 установлено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Согласно п. 5.5.6 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В пунктах 10, 11 Правил N 491 установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом пункты 92, 95 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что исполнитель (по рассматриваемому делу, управляющая организация (абз. 2 п. 3 указанного постановления), осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ОАО "ДК Ленинского района" является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества спорных многоквартирных домов, которому в соответствии с договорами управления многоквартирными домами переданы функции по управлению жилыми многоквартирными домами, и в связи с указанным возложены соответствующие обязанности по его содержанию надлежащим образом как в соответствии с требованиями договора, так и действующего в указанной сфере законодательства.
Актами инспекционной проверки от 29 июля 2009 года, постановлением об административном правонарушении N 910/09 от 28 августа 2009 года подтверждается факт наличия нарушений - неосуществление надлежащего содержания внутридомового газового оборудования.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ОАО "ДК Ленинского района" имела возможность для соблюдения указанных правил и норм, но меры по их соблюдению не были предприняты.
Таким образом, в бездействии общества содержится вменяемый состав административного правонарушения.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено: если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Материалами дела установлено наличие отсутствия окраски газопровода на сравнительно небольших, относительно протяженности внутридомового газопровода, участках. Однако в материалах проверки площадь, длина неокрашенных участков газопроводов, площадь газопровода с наличием следов ржавчины не указаны. Исходя из пояснений ОАО "ДК Ленинского района", что не оспаривалось представителем госжилинспекции, следует, что часть газопроводов, на которых отсутствовала окраска и имеются следы налета ржавчины, являются вновь установленными в результате проведенных в июле 2009 года ремонтных работ по техническому обслуживанию газопроводов. В этой связи опасность возникновения взрывоопасной ситуации из-за отсутствия окраски газопровода и возможным появлением ввиду указанного ржавчины, и соответственно, последующей опасности возникновения взрыва отсутствует.
Госжилинспекцией не представлены доказательства, подтверждающие общую протяженность газопроводов, указанных в материалах проверки, степень покрытия металла ржавчиной (коррозия металла, налет ржавчины на новом металле).
Материалами дела установлен факт добровольного устранения обществом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности и произведение указанных работ незамедлительно после выявления факта их наличия и до вынесения постановления об административном правонарушении.
На основании ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств наличия реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также причинения какого-либо вреда охраняемым законом интересам государства в результате совершения обществом указанного правонарушения в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что степень вреда, причиненного ОАО "ДК Ленинского района" общественным отношениям, охраняемым нормами права, нарушение которых ему вменено в вину, несоразмерна назначенному административным органом наказанию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно применил ст. 2.9 КоАП РФ и освободил общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения сделан с учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера допущенного нарушения, степени его общественной опасности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 06 октября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 октября 2009 года по делу N А72-16562/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)