Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2004 N А56-16424/03

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 марта 2004 года Дело N А56-16424/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Валентова А.Ю. (доверенность от 09.01.2004 N 02/437), от товарищества собственников жилья "Гашека 15" юрисконсульта Бересневой М.В. (доверенность от 22.10.2003), рассмотрев 16.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 11.08.2003 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16424/03,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Гашека 15" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 12.05.2003 N 07/12709 о привлечении ТСЖ к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 11.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2003, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ТСЖ неправомерно не включало в выручку от реализации услуг поступающие на его счет денежные средства, предназначенные для перечисления охранным фирмам за услуги по охране автотранспорта, а также целевые взносы членов ТСЖ - владельцев автотранспорта, поскольку эти денежные средства использовались не по их целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель ТСЖ - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ТСЖ законодательства о налогах и сборах, по вопросам целевого использования членских взносов за период с 01.10.1999 по 01.10.2002, правильности ведения операций с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. По результатам проверки составлен акт от 14.04.2003 N 07/1464 ДСП и принято решение от 12.05.2003 N 07/12709 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания штрафов: 15000 руб. на основании пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, 462 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог, 5225 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль. Кроме того, решением налогового органа ТСЖ доначислено 2308 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, 24489 руб. налога на добавленную стоимость, 26123 руб. налога на прибыль и соответствующие пени.
В требованиях от 13.05.2003 N 07/60 и N 07/61 Инспекция предложила налогоплательщику добровольно до 19.05.2003 уплатить названные суммы.
ТСЖ не согласилось с решением Инспекции от 12.05.2003 и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что денежные средства, поступившие на расчетный счет заявителя от членов ТСЖ в составе членских взносов и от других физических лиц - владельцев автомобилей, предназначались для оплаты охранных услуг обществ с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Яромир" и "Фалькон" и фактически перечислялись названным юридическим лицам на основании договоров от 15.09.2002 и 14.06.2002. Как указал суд, деятельность ТСЖ по организации стоянки автотранспорта и его охраны не направлена на получение прибыли и отвечает основным целям и задачам некоммерческой организации.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно Федеральному закону от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
В силу части 3 статьи 8 названного закона домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимого имущества кондоминиума, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут образовать товарищество собственников жилья в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
В данном случае организация автостоянки направлена на удовлетворение потребностей членов ТСЖ по обеспечению сохранности их имущества, то есть отвечает целям создания ТСЖ. Предоставление места на автостоянке членам других ТСЖ и физическим лицам без цели получения прибыли не служит основанием для вывода об осуществлении налогоплательщиком коммерческой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Согласно пункту 2 названной статьи ставка налога на пользователей автомобильных дорог исчисляется от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 38 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями, уплачиваемые владельцами автомобилей на расчетный счет ТСЖ денежные средства за охрану территории автостоянки полностью перечислялись охранным предприятиям, оказывающим эти услуги. Поэтому налогоплательщик в данном случае не осуществлял реализацию услуг и не получал доходов от такой реализации, а следовательно, объекта обложения налогами на пользователей автомобильных дорог и на прибыль не возникло.
Кроме того, членские взносы, полученные от членов ТСЖ на обеспечение деятельности автостоянки, не признаются объектом обложения налогом на прибыль в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не соответствует полномочиям кассации, а решение суда от 11.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16424/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.

Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОРАБУХИНА Л.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)