Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 мая 2006 г. Дело N А14-3795/2005/178/9
от 28 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 по делу N А14-3795/2005/178/9,
Жилищно-строительный кооператив "Лесовод" обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Воронежа, Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Воронежской области о взыскании 4889 руб. 90 коп. в возмещение убытков в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 (с учетом уточнения предмета иска).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно-вычислительный центр".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу жилищно-строительного кооператива "Лесовод" взыскано 4889 руб. 90 коп. в возмещение убытков. В иске к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Воронежа, Управлению Федерального казначейства Минфина РФ по Воронежской области отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Главное финансовое управление Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, как незаконное.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Лесовод" в период с января 2002 по декабрь 2004 года предоставлял гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Общая сумма предоставленных истцом субсидий за указанный период составила 11616 руб. 77 коп. Размер предоставленных субсидий подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы на предоставление субсидий возмещены частично, и на наличие убытков в связи с предоставлением субсидий в спорном периоде в сумме 4889 руб. 90 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязательства по возмещению истцу убытков, понесенных им в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, у субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции соответствующим требованиям действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 и пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции, действовавшей до 08.05.2003, органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждено положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, пунктом 1 которого установлено, что указанные субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и соответствующих льгот.
Согласно Конституции РФ (статья 72) вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субсидии, предоставляемые гражданам на основании статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", относятся к мероприятиям социальной защиты населения.
В соответствии с частью 6 статьи 15.4 Закона от 24.12.92 N 4218-1 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В Законе Воронежской области "Об областном бюджете на 2002 год" такая строка расходов, как средства на предоставление жилищных субсидий, предусмотрена не была.
В соответствии с бюджетом области на 2003 год расходы на предоставление субсидий производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета. Собственные средства Воронежской области для указанных целей в бюджет не закладывались.
Доказательств перечисления г. Воронежу денежных средств на возмещение субсидии в 2002 - 2003 годах за счет средств областного бюджета Главное финансовое управление не представило.
Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2004 год" также предусмотрено, что расходы на предоставление субсидии производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета. Пунктом 24 указанного Закона утвержден в составе расходов областного бюджета фонд софинансирования социальных расходов в сумме 94133 тыс. руб. на возмещение расходов в 2004 году на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг. Из приложения N 13 следует, что дотации г. Воронежу должны быть предоставлены в сумме 65880 тыс. руб.
Однако из представленных в материалы дела платежных документов усматривается, что муниципальному образованию городской округ г. Воронеж на частичное возмещение субсидий в 2004 году перечислено лишь 41821000 руб.
Как следует из материалов дела, возмещение расходов по предоставлению жилищных субсидий в 2002 - 2004 годах осуществлялось преимущественно за счет финансовой помощи федерального бюджета.
Российская Федерация свои обязательства в части выделения и перечисления субъекту - Воронежской области в 2002 - 2004 годах средств на реализацию Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" исполнила, что подтверждается Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год"; реестрами о передаче субъекту РФ дотаций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; актами сверки расчетов по межбюджетным отношениям между Минфином РФ и Главным финансовым управлением Воронежской области; Федеральными законами "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год", "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год" и "Об исполнении федерального бюджета на 2004 год".
Доказательства того, что денежные средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий в 2002 - 2004 годах выделялись в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 5 статьи 19, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" г. Воронежу в необходимом муниципальному образованию размере, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации требований закона в части финансирования указанных расходов из областного бюджета и взыскал спорную сумму с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области.
На основании изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 по делу N А14-3795/2005/178/9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2006 ПО ДЕЛУ N А14-3795/2005/178/9
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 6 мая 2006 г. Дело N А14-3795/2005/178/9
от 28 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 по делу N А14-3795/2005/178/9,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Лесовод" обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Воронежа, Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Воронежской области о взыскании 4889 руб. 90 коп. в возмещение убытков в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 (с учетом уточнения предмета иска).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно-вычислительный центр".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу жилищно-строительного кооператива "Лесовод" взыскано 4889 руб. 90 коп. в возмещение убытков. В иске к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Воронежа, Управлению Федерального казначейства Минфина РФ по Воронежской области отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Главное финансовое управление Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, как незаконное.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЖСК "Лесовод" в период с января 2002 по декабрь 2004 года предоставлял гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Общая сумма предоставленных истцом субсидий за указанный период составила 11616 руб. 77 коп. Размер предоставленных субсидий подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы на предоставление субсидий возмещены частично, и на наличие убытков в связи с предоставлением субсидий в спорном периоде в сумме 4889 руб. 90 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязательства по возмещению истцу убытков, понесенных им в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, у субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции соответствующим требованиям действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 и пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции, действовавшей до 08.05.2003, органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждено положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, пунктом 1 которого установлено, что указанные субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и соответствующих льгот.
Согласно Конституции РФ (статья 72) вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субсидии, предоставляемые гражданам на основании статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", относятся к мероприятиям социальной защиты населения.
В соответствии с частью 6 статьи 15.4 Закона от 24.12.92 N 4218-1 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В Законе Воронежской области "Об областном бюджете на 2002 год" такая строка расходов, как средства на предоставление жилищных субсидий, предусмотрена не была.
В соответствии с бюджетом области на 2003 год расходы на предоставление субсидий производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета. Собственные средства Воронежской области для указанных целей в бюджет не закладывались.
Доказательств перечисления г. Воронежу денежных средств на возмещение субсидии в 2002 - 2003 годах за счет средств областного бюджета Главное финансовое управление не представило.
Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2004 год" также предусмотрено, что расходы на предоставление субсидии производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета. Пунктом 24 указанного Закона утвержден в составе расходов областного бюджета фонд софинансирования социальных расходов в сумме 94133 тыс. руб. на возмещение расходов в 2004 году на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг. Из приложения N 13 следует, что дотации г. Воронежу должны быть предоставлены в сумме 65880 тыс. руб.
Однако из представленных в материалы дела платежных документов усматривается, что муниципальному образованию городской округ г. Воронеж на частичное возмещение субсидий в 2004 году перечислено лишь 41821000 руб.
Как следует из материалов дела, возмещение расходов по предоставлению жилищных субсидий в 2002 - 2004 годах осуществлялось преимущественно за счет финансовой помощи федерального бюджета.
Российская Федерация свои обязательства в части выделения и перечисления субъекту - Воронежской области в 2002 - 2004 годах средств на реализацию Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" исполнила, что подтверждается Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год"; реестрами о передаче субъекту РФ дотаций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; актами сверки расчетов по межбюджетным отношениям между Минфином РФ и Главным финансовым управлением Воронежской области; Федеральными законами "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год", "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год" и "Об исполнении федерального бюджета на 2004 год".
Доказательства того, что денежные средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий в 2002 - 2004 годах выделялись в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 5 статьи 19, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" г. Воронежу в необходимом муниципальному образованию размере, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации требований закона в части финансирования указанных расходов из областного бюджета и взыскал спорную сумму с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области.
На основании изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2005 по делу N А14-3795/2005/178/9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)