Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2007 ПО ДЕЛУ N А56-19424/2007

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2007 г. по делу N А56-19424/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2007 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15597/07) ТСЖ "Озерки-1" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2007 по делу N А56-19424/2007 (судья Ресовская Т.М.)
по заявлению ТСЖ "Озерки-1"
к Отделу государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Левицкого С.Н. - председатель кооператива
от ответчика: Аяхтямовой О.С. - гос. инспектор удостоверение ГПИ N 15627
установил:

товарищество собственников жилья "Озерки-1" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания N 332 от 22.06.2007 Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в части, обязывающей ТСЖ "Озерки-1" освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую, оборудованную в данном помещении.
Решением суда первой инстанции ТСЖ "Озерки-1" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого предписания.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Озерки-1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ТСЖ требований.
В судебном заседании представитель ТСЖ пояснил, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования органа пожарного надзора освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую не основаны на нормах действующего законодательства, кроме того, представитель указал, что в акте проверки факт хранения и переработка горючих материалов не зафиксированы, а указано на наличие сгораемых материалов без указания их наименования.
Представитель государственного пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по тем основаниям, что в подвальном помещении дома хранятся сгораемые материалы (деревянные оконные блоки, мебель, оборудование).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Отделом государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 55 от 20.06.2007 проведено внеплановое мероприятие по контролю за противопожарным состоянием имущественного комплекса ТСЖ "Озерки-1", расположенного по адресу: проспект Художников, дом 17.
По результатам проверки, проводящейся в присутствии представителя ТСЖ, 21.06.2007 составлен акт N 519, в котором зафиксированы наличие в подвальном помещении слесарной мастерской, хранение оборудования, мебели и сгораемых материалов, а также факт эксплуатации электрических светильников без защитной арматуры, предусмотренной конструкцией.
22.06.2007 в отношении ТСЖ вынесено предписание N 332 об устранении нарушения п. 3, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); п. 3, 4.11 государственных строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" СНиП 31-01-2003. Данным предписанием ТСЖ предложено:
- 1. Освободить помещение подвала жилого дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов;
- 2. Ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении;
- 3. Оборудовать электрические светильники колпаками-рассеивателями, предусмотренными конструкцией.
ТСЖ "Озерки-1" не согласилось с указанным предписанием в части, обязывающей ТСЖ освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели и ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении, и обратилось в суд с заявлением о признании предписания в оспариваемой части незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, не в полном объеме исследовал обстоятельства дела, ошибочно указав на нарушение товариществом и п. 4.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации установленные Правилами требования обязательны для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 40 Правил (общая часть) в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе:
- - хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;
- - устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Из объяснений председателя товарищества следует, что вход в слесарную мастерскую изолирован об общих лестничных клеток, данное обстоятельство подтверждается и планом подвальных помещений (л.д. 17) и не отрицается органом пожарного надзора.
Апелляционный суд находит неправомерным вывод суда первой инстанции о нарушении товариществом требований п. 4.11 СНиП 31-01-2003.
В соответствии с п. 4.11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" в цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, взрывчатых веществ, горючих материалов.
Вменяемое товариществом хранение в подвальных помещениях горючих материалов не подтверждается материалами дела: в акте проверки от 21.06.2007 N 519 проверяющими зафиксировано хранение сгораемых материалов без указания их наименования.
Таким образом, апелляционный суд не может отнести хранящиеся в подвале обезличенные сгораемые материалы к горючим, хранение которых и является нарушением п. 4.11 СНиП 31-01-2003.
Кроме того, в материалы дела представлено решение Выборгского районного суда по делу N 383 от 12.10.2007, в котором дана оценка действиям председателя товарищества Левицкого С.Н. по хранению оборудования, мебели, столярных изделий, сгораемых материалов, а также размещению слесарной мастерской (зафиксированных в акте проверки N 519). Требования председателя товарищества частично удовлетворены, и из постановления об административном правонарушении от 29.06.2007 исключено указание на нарушение им СНиП 31-01-2003.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд пришел к выводу, что органом пожарного надзора не доказано хранение в подвальном помещении горючих материалов, а требования органа освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую не основаны на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, оспариваемое товариществом предписание N 332 от 22.06.2007 в обжалуемой части - признанию недействительным.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе возлагаются на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2007 по делу N А56-19424/2007 отменить.
Признать недействительными п. 1, 2 предписания Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 22.06.2007 N 332 об обязании ТСЖ "Озерки-1" освободить помещение подвала жилого дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов, а также ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении.
Взыскать с Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в пользу ТСЖ "Озерки-1" государственную пошлину в размере 3000 рублей по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
БОРИСОВА Г.В.

Судьи
ФОКИНА Е.А.
ШУЛЬГА Л.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)