Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2010 ПО ДЕЛУ N А32-46742/2009-51/857-249АЖ

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. по делу N А32-46742/2009-51/857-249АЖ


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - жилищно-строительного кооператива "Возрождение" - Рахно З.В. (председатель), от заинтересованного лица - Управления государственного строительного надзора Краснодарского края - Святова А.А. (доверенность от 31.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Возрождение" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2009 (судья Базавлук И.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 (судьи Захарова Л.А., Смотрова Н.Н., Ткаченко Т.И.) по делу N А32-46742/2009-51/857-249АЖ, установил следующее.
ЖСК "Возрождение" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2009 N 15-Ю-855 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением от 16.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2010, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что кооператив осуществляет строительство жилого дома в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов.
Кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя, проведение государственной экспертизы проектной документации в данном случае не требуется, поскольку кооперативом применяется типовая проектная документация уже получившая положительное заключение государственной экспертизы. У управления отсутствуют полномочия на проведение проверки и составление протокола. Административный орган пропустил срок давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и основанные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.04.2009 N 15-574 управление провело проверку соответствия выполняемых кооперативом строительных работ требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Проверкой установлено осуществление кооперативом строительства объекта "пятиэтажный многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Краснооктябрьская, 50"а", в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов, что является нарушением требований статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
По результатам проведенной проверки составлен акт от 27.07.2009, протокол об административном правонарушении и выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 27.07.2009 15-25-Ю-23-КМ. Названным предписанием предприятию предложено представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в срок до 14.09.2009.
Постановлением управления от 03.09.2009 N 15-Ю-855м кооператив привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса в виде 30 тыс. рублей штрафа за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив обжаловал постановление управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования кооператива, суд сделал вывод о наличии в действиях кооператива состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса, доказанности его совершения, соблюдении административным органом установленного порядка привлечения к ответственности и срока давности привлечения к ней.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм права и без учета имеющихся в материалах дела доказательств.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса установлена ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Положениями части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса к предмету государственного строительного надзора отнесена проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса установлено, что государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация).
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если таковые выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, в случаях, не рассматриваемых в настоящем деле, а также, если для строительства не требуется получение разрешения на строительство (часть 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса).
О получении кооперативом положительного заключения по результатам проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия положительного заключения государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" от 27.10.2008.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса).
В состав проектной документации объектов капитального строительства включаются в том числе пояснительная записка с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; сведения о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (пункты 1, 5 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.
Из приложения к приказу Министра регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 N 62 "О критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства" (далее - Положение N 62) следует, что применяемая повторно проектная документация объекта капитального строительства, в составе следующих разделов (включая все чертежи, схемы и т.д.): архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения, за исключением решений по фундаментам; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, за исключением решений по внешним инженерным сетям (далее - типовая проектная документация), а также применяемая типовая проектная документация объекта капитального строительства, в которую внесены изменения, не затрагивающие характеристики конструкций, элементов конструктивных систем объекта капитального строительства, влияющих на безотказность их работы и способность сохранять эксплуатационные качества объекта капитального строительства в течение срока службы такого объекта (далее - модифицированная типовая проектная документация, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), разрабатывается в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса с учетом особенностей, установленных настоящим Положением (пункт 2 Положения N 62).
Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются условия, которые должны быть соблюдены застройщиком или заказчиком при проведении отбора проектной документации для ее повторного применения в качестве типовой проектной документации или модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства (пункт 3 Положения N 62).
Таковыми являются:
- - положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 3 (трех) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;
- - заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;
- - документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;
- - наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.) (пункт 4 Положения N 62).
При отнесении проектной документации к типовой проектной документации необходимо наличие совокупности критериев, указанных в пункте 4 настоящего Положения (пункт 5 Положения N 62).
Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются:
- - наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных в пункте 4 настоящего Положения;
- - заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации (пункт 6 Положения N 62)
При отнесении проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в пункте 6 настоящего Положения (пункт 7 Положения N 62).
Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства (часть 4.1 статьи 47 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 6 Положения "О выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства России от 19.01.2006 N 20, материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).
Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.
До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации (пункт 27 постановления Правительства России от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145).
Ее проведение начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы (пункт 28 Постановления N 145).
Имеющееся в материалах дела положительное заключение государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" от 27.10.208 объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома в г. Тихорецке по ул. Краснооктябрьской 50-а, объектом экспертизы которой указаны результаты инженерных изысканий свидетельствует о соответствии результатов инженерно-геологических изысканий по рабочему проекту на указанное домостроение требованиям нормативной технической документации. В тексте технического задания на производство инженерно-геологических изысканий, приложенного к заключению, также имеется отметка о выполнении полностью свайного поля размером 18х138,12 на 16.06.2008.
При проверке довода кооператива о нарушении управлением установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к ответственности судебные инстанции не учли имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о моменте обнаружения административным органом нарушения кооперативом установленных правил.
Из уведомления административного органа о проведении проверки деятельности кооператива от 24.06.2009 N 69-7204/09-01 следует, что периодом проведения проверки управление указало 30.06.2009 - 27.07.2009.
Из имеющихся в материалах дела копий фотографических снимков с измененным объемом произведенных работ на объекте капитального строительства, представленных и заверенных управлением в качестве доказательств осуществления кооперативом строительства, зафиксировавших осуществление строительства здания, следует, что об осуществлении последним строительства административному органу было известно как 30.06.2009, так и 22.07.2009. Осуществление выхода на место строительства должностным лицом административного органа в указанные даты не отрицалось представителем управления и в судебном заседании суда кассационной инстанции. Обжалуемое в настоящем деле постановление вынесено 03.09.2009.
Вмененное кооперативу правонарушение является длящимся, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением действий в течение всего периода, пока деятельность с нарушением установленного порядка не прекращена или нарушение не устранено. В рассматриваемой по делу ситуации вмененное кооперативу правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение им возложенных на него законом обязанностей.
Несвоевременное выявление и фиксация правонарушения в соответствующих документах (акте, протоколе об административном правонарушении) не может служить основанием для продления срока давности привлечения к ответственности.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса, являются основания, указанные в части 1 статьи 28.1 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Нарушение кооперативом установленных правил строительства в рассматриваемом случае может быть установлено соответствующим контролирующим органом в момент проверки или сообщения ему такой информации, позволяющей однозначно определить наличие события правонарушения. Как следует из материалов дела, на момент проведения управлением проверки (30.06.2009) вменяемая ему деятельность не прекращена и нарушение не устранено.
Поскольку вмененное ему правонарушение является длящимся, со дня обнаружения правонарушения начал течь срок давности привлечения к ответственности. В рассматриваемом случае днем обнаружения и выявления совершенного кооперативом административного правонарушения является дата проверки его деятельности, то есть 30.06.2009.
Таким образом, начало течения срока давности привлечения к ответственности с даты оформления материалов проверки (акта и протокола об административном правонарушении от 27.07.2009) судебными инстанциями определено неверно. Несвоевременное выявление правонарушения административным органом не может служить основанием для продления срока давности привлечения к ответственности, поскольку контролирующий орган обязан своевременно выявлять и пресекать правонарушения и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Следовательно, выводы суда о соблюдении управлением срока давности привлечения кооператива к ответственности основаны на неправильном применении норм права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а обжалуемое постановление - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А32-46742/2009-51/857-249АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления госстройнадзора Краснодарского края от 03.09.2009 N 15-Ю-855м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
В.Н.ЯЦЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)