Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,
при участии в заседании представителя администрации г. Саратова Носыревой О.В., действующей на основании доверенности от 7 июля 2008 года N 01-02-41/44, представителя товарищества собственников жилья "Днепр-2004" Соколовой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 2 мая 2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Саратова (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года по делу N А57-22905/2008-132, принятое судьей Бобуновой Е.В.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Днепр-2004" (г. Саратов)
к администрации города Саратова (г. Саратов),
Заинтересованные лица:
комитет по финансам администрации города Саратова (г. Саратов),
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова
(г. Саратов),
- о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова, выразившегося в не внесении (не перечислении), в порядке и в размере, установленными Уставом и решением общего собрания членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 1 мая 2006 года по 31 августа 2008 года, как не соответствующее требованиям статей 39, 154, пункта 5 статьи 155, пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- об обязании администрации города Саратова из средств казны муниципального образования "Город Саратов" перечислить ТСЖ "Днепр-2004" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 01 мая 2006 года по 31 августа 2008 года в размере, установленном пунктом 9.4 Устава ТСЖ " Днепр-2004" от 28.04.2006 года;
- о взыскании с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации города Саратова, в пользу ТСЖ "Днепр-2004" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей,
Товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее по тексту - ТСЖ "Днепр-2004", Товарищество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова, выразившегося в не внесении (не перечислении), в порядке и в размере, установленными Уставом и решением общего собрания членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 1 мая 2006 года по 31 августа 2008 года, как не соответствующее требованиям статей 39, 154, пункта 5 статьи 155, пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Товариществом было заявлено требование об обязании администрации города Саратова перечислить ТСЖ "Днепр-2004" вышеуказанные взносы из средств казны муниципального образования "Город Саратов", выделенное в ходе рассмотрения дела в отдельное производство.
Администрация г. Саратова и Комитет по финансам Администрации г. Саратова заявленные требования не признали.
Решением суда первой инстанции от 16 марта 2009 года требования ТСЖ "Днепр-2004" удовлетворены в полном объеме.
Администрация г. Саратова, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, комитет по финансам администрации города Саратова о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 94183 0, N 94182 3, явку представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Днепр-2004" - является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова и зарегистрировано в Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Саратова 8 августа 2006 года, ОГРН N 1046405307838.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению Главы Администрации Ленинского района г. Саратова А.В. Лукьянова от 19 февраля 2004 года муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены ТСЖ "Днепр-2004".
Общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" 10 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция Устава ТСЖ "Днепр-2004".
В период с 24 по 28 апреля 2006 года ТСЖ "Днепр-2004" было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Днепр-2004" большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 1012 по ул. Днепропетровская, N 1 по ул. Чехова, N 44/1, 46, 48, 52, 52а, 56, 64, 68, 68а, 68б, 70, 70а, 706, 72, 74, 76А, 78, 80, 88 по проспекту Строителей, N 4, 5, 8, 8а, 10 по 3-му пр. Строителей, 3 1, 3, 5, 5а, 6, 7, 8, 8а, 9, 11, 12, 13, 14 по ул. Чемодурова, N 60, 61/2, 62, 63, 64, 64а, 65/9, 66, 66а, 67а, 68/2, 69, 716, 72, 72а, 74, 74а, 77, 78, 79, 81, 82/17, 84, 84а, 86, 88 по ул. Л. Кумача, N 1а, 3, За, 7а, 9а, 11, 13, 15, 15а, 156, 17, 19а, 196, 25, 29, 31 по ул. Антонова, N 1, 3а, 4, 5, 5а, 6, 7, 7а, 8, 8а, 86, 10, 12, 12а, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 25а, 27, 27а, 31, 31а, 31б, 31в по ул. Перспективная, N 1 по ул. Бардина (в т.ч. и 7 подъезд) N 6, 7, 7а, 10, 10а, 12/9 по ул. Электронная, N 1, 1а, 3, 4а, 4б, 5, 6, 6а, 6б, 7, 12, 13, 14, 14а, 14б, 15, 17а, 19, 19а, 21, 21а, 21б, 23, 25/23 по ул. Тархова, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004", ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29 августа 2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16 декабря 2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26 июня 2007 года).
В собрании также принял участие и голосовал за установление с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с условиями договора от 10 января 2006 года заключенного между ТСЖ "Днепр-2004" и Ассоциацией ТСЖ Ленинского района, последняя осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004".
Собранием с участием членов правления ТСЖ "Днепр-2004" и руководителей Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова было установлено, что у муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных квартир имеется задолженность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, данных жилых домов, в размере и в порядке, установленном Уставом и общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года за 2006 год, 2007 год, 2008 год что послужило основанием для обращения Товарищества с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным и о взыскании задолженности в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое бездействие незаконным, исходил из наличия у администрации г. Саратова обязанности вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома (пп. 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Судом установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Днепр-2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
В силу пункта 5 и пункта 6 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья, одним из которых является и муниципальное образование - "Город Саратов" вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений статей 22, 33 Устава города Саратова судом первой инстанции сделан правильный вывод, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ТСЖ "Днепр-2004" при принятии решения об установлении взносов на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов должно было руководствоваться нормами статьи 78 Бюджетного кодекса Российской федерации, а также Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования - "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24 июля 2007 года, устанавливающим порядок несения муниципалитетом вышеуказанных расходов.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, как противоречащие требованиям действующего законодательства и материалам дела. Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 и статьи 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ данные полномочия находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены пунктом 5 статьи 155 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Положение N 599 от 24 июля 2007 года носит рекомендательный характер, в связи с чем, руководствоваться им является правом, а не обязанностью ТСЖ "Днепр-2004".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета
В силу статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Таким образом, действие статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные правоотношения, поскольку она не регулирует порядок предоставления юридическим лицам субсидий на возмещение затрат не относящихся к финансовым обязательствам муниципального образования, являющегося членом ТСЖ "Днепр-2004".
Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу, что бездействие администрации г. Саратова по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования - "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Днепр-2004", за 2006 год, 2007 год, 2008 год не соответствует положениям ЖК РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы других членов ТСЖ "Днепр-2004", также указанные бездействия приводят к разрушению и порче общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ТСЖ "Днепр-2004" соответствует части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года по делу N А57-22905/2008-132 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2009 ПО ДЕЛУ N А57-22905/2008-132
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2009 г. по делу N А57-22905/2008-132
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,
при участии в заседании представителя администрации г. Саратова Носыревой О.В., действующей на основании доверенности от 7 июля 2008 года N 01-02-41/44, представителя товарищества собственников жилья "Днепр-2004" Соколовой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 2 мая 2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Саратова (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года по делу N А57-22905/2008-132, принятое судьей Бобуновой Е.В.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Днепр-2004" (г. Саратов)
к администрации города Саратова (г. Саратов),
Заинтересованные лица:
комитет по финансам администрации города Саратова (г. Саратов),
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова
(г. Саратов),
- о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова, выразившегося в не внесении (не перечислении), в порядке и в размере, установленными Уставом и решением общего собрания членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 1 мая 2006 года по 31 августа 2008 года, как не соответствующее требованиям статей 39, 154, пункта 5 статьи 155, пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- об обязании администрации города Саратова из средств казны муниципального образования "Город Саратов" перечислить ТСЖ "Днепр-2004" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 01 мая 2006 года по 31 августа 2008 года в размере, установленном пунктом 9.4 Устава ТСЖ " Днепр-2004" от 28.04.2006 года;
- о взыскании с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации города Саратова, в пользу ТСЖ "Днепр-2004" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей,
установил:
Товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее по тексту - ТСЖ "Днепр-2004", Товарищество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова, выразившегося в не внесении (не перечислении), в порядке и в размере, установленными Уставом и решением общего собрания членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004" за период с 1 мая 2006 года по 31 августа 2008 года, как не соответствующее требованиям статей 39, 154, пункта 5 статьи 155, пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Товариществом было заявлено требование об обязании администрации города Саратова перечислить ТСЖ "Днепр-2004" вышеуказанные взносы из средств казны муниципального образования "Город Саратов", выделенное в ходе рассмотрения дела в отдельное производство.
Администрация г. Саратова и Комитет по финансам Администрации г. Саратова заявленные требования не признали.
Решением суда первой инстанции от 16 марта 2009 года требования ТСЖ "Днепр-2004" удовлетворены в полном объеме.
Администрация г. Саратова, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, комитет по финансам администрации города Саратова о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 94183 0, N 94182 3, явку представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Днепр-2004" - является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова и зарегистрировано в Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Саратова 8 августа 2006 года, ОГРН N 1046405307838.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению Главы Администрации Ленинского района г. Саратова А.В. Лукьянова от 19 февраля 2004 года муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены ТСЖ "Днепр-2004".
Общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" 10 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция Устава ТСЖ "Днепр-2004".
В период с 24 по 28 апреля 2006 года ТСЖ "Днепр-2004" было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
По итогам голосования общее собрание членов ТСЖ "Днепр-2004" большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 1012 по ул. Днепропетровская, N 1 по ул. Чехова, N 44/1, 46, 48, 52, 52а, 56, 64, 68, 68а, 68б, 70, 70а, 706, 72, 74, 76А, 78, 80, 88 по проспекту Строителей, N 4, 5, 8, 8а, 10 по 3-му пр. Строителей, 3 1, 3, 5, 5а, 6, 7, 8, 8а, 9, 11, 12, 13, 14 по ул. Чемодурова, N 60, 61/2, 62, 63, 64, 64а, 65/9, 66, 66а, 67а, 68/2, 69, 716, 72, 72а, 74, 74а, 77, 78, 79, 81, 82/17, 84, 84а, 86, 88 по ул. Л. Кумача, N 1а, 3, За, 7а, 9а, 11, 13, 15, 15а, 156, 17, 19а, 196, 25, 29, 31 по ул. Антонова, N 1, 3а, 4, 5, 5а, 6, 7, 7а, 8, 8а, 86, 10, 12, 12а, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 25а, 27, 27а, 31, 31а, 31б, 31в по ул. Перспективная, N 1 по ул. Бардина (в т.ч. и 7 подъезд) N 6, 7, 7а, 10, 10а, 12/9 по ул. Электронная, N 1, 1а, 3, 4а, 4б, 5, 6, 6а, 6б, 7, 12, 13, 14, 14а, 14б, 15, 17а, 19, 19а, 21, 21а, 21б, 23, 25/23 по ул. Тархова, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004", ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29 августа 2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16 декабря 2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26 июня 2007 года).
В собрании также принял участие и голосовал за установление с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с условиями договора от 10 января 2006 года заключенного между ТСЖ "Днепр-2004" и Ассоциацией ТСЖ Ленинского района, последняя осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр-2004".
Собранием с участием членов правления ТСЖ "Днепр-2004" и руководителей Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова было установлено, что у муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных квартир имеется задолженность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, данных жилых домов, в размере и в порядке, установленном Уставом и общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" от 28 апреля 2006 года за 2006 год, 2007 год, 2008 год что послужило основанием для обращения Товарищества с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным и о взыскании задолженности в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое бездействие незаконным, исходил из наличия у администрации г. Саратова обязанности вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Днепр-2004" в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома (пп. 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Судом установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Днепр-2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
В силу пункта 5 и пункта 6 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья, одним из которых является и муниципальное образование - "Город Саратов" вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений статей 22, 33 Устава города Саратова судом первой инстанции сделан правильный вывод, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ТСЖ "Днепр-2004" при принятии решения об установлении взносов на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов должно было руководствоваться нормами статьи 78 Бюджетного кодекса Российской федерации, а также Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования - "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24 июля 2007 года, устанавливающим порядок несения муниципалитетом вышеуказанных расходов.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, как противоречащие требованиям действующего законодательства и материалам дела. Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 и статьи 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ данные полномочия находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены пунктом 5 статьи 155 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Положение N 599 от 24 июля 2007 года носит рекомендательный характер, в связи с чем, руководствоваться им является правом, а не обязанностью ТСЖ "Днепр-2004".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета
В силу статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Таким образом, действие статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные правоотношения, поскольку она не регулирует порядок предоставления юридическим лицам субсидий на возмещение затрат не относящихся к финансовым обязательствам муниципального образования, являющегося членом ТСЖ "Днепр-2004".
Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу, что бездействие администрации г. Саратова по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования - "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Днепр-2004", за 2006 год, 2007 год, 2008 год не соответствует положениям ЖК РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы других членов ТСЖ "Днепр-2004", также указанные бездействия приводят к разрушению и порче общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ТСЖ "Днепр-2004" соответствует части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2009 года по делу N А57-22905/2008-132 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Саратова - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
И.И.ЖЕВАК
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)