Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.А.А.,
судей Г., К.А.М.,
при ведении протокола судебного заседания С.Н.В.,
при участии в заседании:
от СНТ "Ручеек-1": Л. - председатель СНТ "Ручеек-1",
выписка ЕГРЮЛ от 19.03.2009 г., Ж. по доверенности от 10.02.2009 г. <...>,
от ответчика: К.С.А. по доверенности от 11.09.2008 г. <...>, Б. по доверенности от 22.08.2008 г. <...>,
от заинтересованного лица: Р. протокол общего собрания от 16.08.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Ручеек-1" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08, принятое судьей К.Р.П. по заявлению СНТ "Ручеек-1" к Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области,
о признании незаконным решения от 26.08.2008 г. об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения,
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ручеек-1" (далее - СНТ "Ручеек-1") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Московской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения МРИ ФНС России N 16 по МО от 26.08.2008 г. об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, по представленным заявителем документам вх. N 2184А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 заявленные требования СНТ "Ручеек-1" удовлетворены.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что МРИ ФНС России N 16 по Московской области приняла оспариваемое решение в нарушение ст. 9, п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 16 по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить, как необоснованное и несоответствующее нормам действующего законодательства. МРИ ФНС России N 16 по Московской области считает, что налоговая инспекция правомерно вынесла оспариваемое решение, в соответствии с действующим законодательством, в пределах своих полномочий.
Представитель МРИ ФНС России N 16 по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 отменить, апелляционную жалобу налогового органа удовлетворить. Представитель МРИ ФНС России N 16 по Московской области пояснил, что решение об отказе основано на письме от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры по результатам проверки. Р. отказано в регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с непредставлением последним определенных ст. 17 п. 1 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Заявление подписано неуполномоченным лицом. МРИ ФНС России N 16 по Московской области рассматривает его как непредставленное. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом имеющим право действовать без доверенности от имени СНТ "Ручеек-1" является Л., Р. не значится председателем правления.
В судебном заседании представитель СНТ "Ручеек-1" Л. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель СНТ "Ручеек-1" Ж. возражал против удовлетворения жалобы МРИ ФНС России N 16 по Московской области. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Р. просил решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает указанное решение налогового органа незаконным, мотивируя тем, что представил в регистрирующий орган надлежащие документы: заявление по форме N Р 14001, подписанное законным руководителем СНТ "Ручеек-1" - председателем Р., протокол общего собрания СНТ об избрании Р. председателем правления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ручеек-1" зарегистрировано 07.05.2003 г. ИФНС России по г. Щелково Московской области, основной государственный регистрационный N 1035010216174.
Председателем СНТ "Ручеек-1" в ЕГРЮЛ налоговым органом был зарегистрирован Р.
Впоследствии председателем товарищества в ЕГРЮЛ налоговым органом зарегистрирован Л.
16.08.2008 г. общим собранием членов СНТ Ручеек-1" председателем правления СНТ избран Р.
19 августа 2008 года СНТ "Ручеек-1" обратилось в МРИ ФНС России N 16 по Московской области с заявлением, подписанным председателем СНТ Р., о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменении в учредительные документы, о чем в книге регистрации юридических лиц налоговым органом сделана соответствующая запись за входящим N 2184А.
26 августа 2008 года решением МРИ ФНС России N 16 по Московской области заявителю отказано в регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с непредставлением последним определенных ст. 17 п. 1 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Заявление подписано неуполномоченным лицом. МРИ ФНС России N 16 по Московской области рассматривает его как непредставленное.
Указанное решение от 26 августа 2008 года обжаловано Р. в арбитражный суд.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" и пп. 30 п. 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 783, МРИ ФНС РФ N 16 по МО, являясь уполномоченным органом, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации юридических лиц.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (единоличном исполнительном органе юридического лица) содержатся в государственном реестре.
Государственный реестр имеет правоустанавливающее значение.
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление представляется по форме N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Отказывая по заявлению Р., налоговый орган применил эту норму права в совокупности с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации. В апелляционной жалобе указал, что отказ основан на письме от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры по результатам проверки, поскольку полномочия Р. как руководителя не подтвердились.
Между тем такой вывод является ошибочным.
Регистрирующий орган не мотивировал своего отказа во внесении записи в государственный реестр тем, что ему был представлен ненадлежащий протокол общего собрания членов товарищества, не указывал на недействительность принятых на собрании решений.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение юридического лица в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Согласно положениям пункта 1 статьи 53 ГК РФ правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа товарищества и досрочном прекращении его полномочий - председателя правления согласно Главе 6 Устава СНТ "Ручеек-1" относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ.
В соответствии с пунктом 6.4.1 Устава общее собрание членов СНТ "Ручеек-1" правомочно, если на общем собрании присутствуют более чем пятьдесят процентов членов товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества принимается простым большинством голосов (пункт 6.4.3 Устава).
Согласно пункту 6.5.2 Правление СНТ избирается из числа членов садоводческого некоммерческого товарищества на срок два года общим собранием в количестве 7 человек. Из своего состава правление избирает председателя, его заместителя и секретаря. Председатель может быть избран на общем собрании садоводов.
Решения правления обязательны для исполнения всеми членами садоводческого некоммерческого товарищества и его работниками, заключившими трудовые договора с товариществом (пункт 6.5.4 Устава).
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены (т.е. Л.), не вправе без доверенности действовать от имени товарищества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (председателе правления).
16 августа 2008 г. состоялось собрание членов СНТ, на котором председателем правления товарищества избран Р.
Суд пришел к выводу, что решение об избрании председателем правления Р. считается принятым в соответствие с Уставом товарищества, так как за него проголосовали 29 членов товарищества из 31 члена товарищества, принимавших участие в голосовании, т.е. более трех четвертых от общего числа членов товарищества.
Протокол общего собрания членов СНТ от 16.08.2008 г., которым оформлено решение об избрании Р. председателем правления СНТ "Ручеек-1", был представлен в регистрирующий орган вместе с заявлением по форме Р 14001, что подтверждается распиской Инспекции в получении документов от 19.08.2008 г. за вх. N 2184А.
Следовательно, направленное СНТ "Ручеек-1" в инспекцию заявление не могло быть расценено как ненадлежащее только по причине его подписания новым руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации изменений применительно к положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Документальным подтверждением полномочий Р. в данном случае является протокол общего собрания членов товарищества от 16.08.2008 г.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному ненормативному акту, законности совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, принявший акт или совершивший бездействие.
В то же время, исходя из смысла статьи 198 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8, лицо, обратившееся за защитой своих прав также должно доказать, что акты или действия государственного органа одновременно не соответствуют закону или иному правовому акту, и нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, установленный ст. 17 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим.
Р. доказано, судом установлено и подтверждено материалами дела, что СНТ "Ручеек-1" 19.08.2008 года представило необходимые документы в регистрирующий орган - МРИ ФНС РФ N 16 по Московской области для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Оспариваемое решение об отказе не содержит ссылок на письмо от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры, в связи с чем довод представителя налоговой инспекции признан несостоятельным.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный, что решение Заместителя начальника МРИ ФНС России N 16 по Московской области от 26.08.2008 г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица" в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ принято в нарушение ст. 9 и ст. 17 Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
На основании п. 1.1 ч. 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию с МРИ ФНС России N 16 по Московской области.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 16 по Московской области - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2009 ПО ДЕЛУ N А41-19337/08
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу N А41-19337/08
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.А.А.,
судей Г., К.А.М.,
при ведении протокола судебного заседания С.Н.В.,
при участии в заседании:
от СНТ "Ручеек-1": Л. - председатель СНТ "Ручеек-1",
выписка ЕГРЮЛ от 19.03.2009 г., Ж. по доверенности от 10.02.2009 г. <...>,
от ответчика: К.С.А. по доверенности от 11.09.2008 г. <...>, Б. по доверенности от 22.08.2008 г. <...>,
от заинтересованного лица: Р. протокол общего собрания от 16.08.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Ручеек-1" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08, принятое судьей К.Р.П. по заявлению СНТ "Ручеек-1" к Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области,
о признании незаконным решения от 26.08.2008 г. об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ручеек-1" (далее - СНТ "Ручеек-1") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Московской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения МРИ ФНС России N 16 по МО от 26.08.2008 г. об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, по представленным заявителем документам вх. N 2184А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 заявленные требования СНТ "Ручеек-1" удовлетворены.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что МРИ ФНС России N 16 по Московской области приняла оспариваемое решение в нарушение ст. 9, п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 16 по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить, как необоснованное и несоответствующее нормам действующего законодательства. МРИ ФНС России N 16 по Московской области считает, что налоговая инспекция правомерно вынесла оспариваемое решение, в соответствии с действующим законодательством, в пределах своих полномочий.
Представитель МРИ ФНС России N 16 по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 отменить, апелляционную жалобу налогового органа удовлетворить. Представитель МРИ ФНС России N 16 по Московской области пояснил, что решение об отказе основано на письме от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры по результатам проверки. Р. отказано в регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с непредставлением последним определенных ст. 17 п. 1 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Заявление подписано неуполномоченным лицом. МРИ ФНС России N 16 по Московской области рассматривает его как непредставленное. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом имеющим право действовать без доверенности от имени СНТ "Ручеек-1" является Л., Р. не значится председателем правления.
В судебном заседании представитель СНТ "Ручеек-1" Л. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель СНТ "Ручеек-1" Ж. возражал против удовлетворения жалобы МРИ ФНС России N 16 по Московской области. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Р. просил решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает указанное решение налогового органа незаконным, мотивируя тем, что представил в регистрирующий орган надлежащие документы: заявление по форме N Р 14001, подписанное законным руководителем СНТ "Ручеек-1" - председателем Р., протокол общего собрания СНТ об избрании Р. председателем правления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ручеек-1" зарегистрировано 07.05.2003 г. ИФНС России по г. Щелково Московской области, основной государственный регистрационный N 1035010216174.
Председателем СНТ "Ручеек-1" в ЕГРЮЛ налоговым органом был зарегистрирован Р.
Впоследствии председателем товарищества в ЕГРЮЛ налоговым органом зарегистрирован Л.
16.08.2008 г. общим собранием членов СНТ Ручеек-1" председателем правления СНТ избран Р.
19 августа 2008 года СНТ "Ручеек-1" обратилось в МРИ ФНС России N 16 по Московской области с заявлением, подписанным председателем СНТ Р., о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменении в учредительные документы, о чем в книге регистрации юридических лиц налоговым органом сделана соответствующая запись за входящим N 2184А.
26 августа 2008 года решением МРИ ФНС России N 16 по Московской области заявителю отказано в регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с непредставлением последним определенных ст. 17 п. 1 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Заявление подписано неуполномоченным лицом. МРИ ФНС России N 16 по Московской области рассматривает его как непредставленное.
Указанное решение от 26 августа 2008 года обжаловано Р. в арбитражный суд.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" и пп. 30 п. 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 783, МРИ ФНС РФ N 16 по МО, являясь уполномоченным органом, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации юридических лиц.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (единоличном исполнительном органе юридического лица) содержатся в государственном реестре.
Государственный реестр имеет правоустанавливающее значение.
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление представляется по форме N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Отказывая по заявлению Р., налоговый орган применил эту норму права в совокупности с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации. В апелляционной жалобе указал, что отказ основан на письме от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры по результатам проверки, поскольку полномочия Р. как руководителя не подтвердились.
Между тем такой вывод является ошибочным.
Регистрирующий орган не мотивировал своего отказа во внесении записи в государственный реестр тем, что ему был представлен ненадлежащий протокол общего собрания членов товарищества, не указывал на недействительность принятых на собрании решений.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение юридического лица в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Согласно положениям пункта 1 статьи 53 ГК РФ правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа товарищества и досрочном прекращении его полномочий - председателя правления согласно Главе 6 Устава СНТ "Ручеек-1" относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ.
В соответствии с пунктом 6.4.1 Устава общее собрание членов СНТ "Ручеек-1" правомочно, если на общем собрании присутствуют более чем пятьдесят процентов членов товарищества.
Решения общего собрания членов товарищества принимается простым большинством голосов (пункт 6.4.3 Устава).
Согласно пункту 6.5.2 Правление СНТ избирается из числа членов садоводческого некоммерческого товарищества на срок два года общим собранием в количестве 7 человек. Из своего состава правление избирает председателя, его заместителя и секретаря. Председатель может быть избран на общем собрании садоводов.
Решения правления обязательны для исполнения всеми членами садоводческого некоммерческого товарищества и его работниками, заключившими трудовые договора с товариществом (пункт 6.5.4 Устава).
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены (т.е. Л.), не вправе без доверенности действовать от имени товарищества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (председателе правления).
16 августа 2008 г. состоялось собрание членов СНТ, на котором председателем правления товарищества избран Р.
Суд пришел к выводу, что решение об избрании председателем правления Р. считается принятым в соответствие с Уставом товарищества, так как за него проголосовали 29 членов товарищества из 31 члена товарищества, принимавших участие в голосовании, т.е. более трех четвертых от общего числа членов товарищества.
Протокол общего собрания членов СНТ от 16.08.2008 г., которым оформлено решение об избрании Р. председателем правления СНТ "Ручеек-1", был представлен в регистрирующий орган вместе с заявлением по форме Р 14001, что подтверждается распиской Инспекции в получении документов от 19.08.2008 г. за вх. N 2184А.
Следовательно, направленное СНТ "Ручеек-1" в инспекцию заявление не могло быть расценено как ненадлежащее только по причине его подписания новым руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации изменений применительно к положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Документальным подтверждением полномочий Р. в данном случае является протокол общего собрания членов товарищества от 16.08.2008 г.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному ненормативному акту, законности совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, принявший акт или совершивший бездействие.
В то же время, исходя из смысла статьи 198 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8, лицо, обратившееся за защитой своих прав также должно доказать, что акты или действия государственного органа одновременно не соответствуют закону или иному правовому акту, и нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, установленный ст. 17 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим.
Р. доказано, судом установлено и подтверждено материалами дела, что СНТ "Ручеек-1" 19.08.2008 года представило необходимые документы в регистрирующий орган - МРИ ФНС РФ N 16 по Московской области для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Оспариваемое решение об отказе не содержит ссылок на письмо от 25.08.2008 г. исх. N 214 ж-08 Щелковской городской прокуратуры, в связи с чем довод представителя налоговой инспекции признан несостоятельным.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный, что решение Заместителя начальника МРИ ФНС России N 16 по Московской области от 26.08.2008 г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица" в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ принято в нарушение ст. 9 и ст. 17 Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
На основании п. 1.1 ч. 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию с МРИ ФНС России N 16 по Московской области.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2008 г. по делу N А41-19337/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 16 по Московской области - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)