Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2010 ПО ДЕЛУ N А14-4763-2009201/18

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. по делу N А14-4763-2009201/18


Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Шеина А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
- от МКП ГО г. Воронеж "Воронежтеплосеть": Копытова Ю.В., представитель, доверенность N 51 от 30.12.2009 г.;
- от ТСЖ "Виктория": Сывороткин В.В., представитель, доверенность б/н от 18.01.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 г. по делу N А14-4763-2009/201/18 (судья Малыгина М.А.) по иску муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть", г. Воронеж к товариществу собственников жилья "Виктория", г. Воронеж, об урегулировании разногласий,

установил:

Товарищество собственников жилья "Виктория" (далее - истец, ТСЖ "Виктория") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - ответчик, МКП "Воронежтеплосеть") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008 г., в частности по п. п. 1.1, 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 3.2.8, 5.2, 5.6, 5.8, 5.9, 6.8 и приложения (с учетом частичного отказа от исковых требований, заявленного истцом в порядке ст. 49 АПК РФ и принятого судом первой инстанции).
Решением от 17.12.2009 г., суд первой инстанции обязал МКП "Воронежтеплосеть" заключить с ТСЖ "Виктория" договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008 г., изложив его положения в следующей редакции:
Пункт 1.1 "По настоящему договору "Энергоснабжающая организация" (далее ЭСО) обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды "Абоненту" через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента а "Абонент" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Границей эксплуатационной ответственности Абонента по обслуживанию тепловых сетей при отсутствии приборов учета - является место соединения запирающего устройства с внешними сетями, установленного на теплосети с внутренней стороны многоквартирного дома непосредственно у точки поставки тепловой энергии, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды - место соединения такого прибора"
- Пункт 2.1.1 "Подавать "Абоненту" тепловую энергию и горячую воду по сетям "ЭСО" до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента в соответствии с установленными настоящим договором режимом и величинами теплопотребления (Приложение N 1) с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха, согласно данным Гидрометцентра";
- Пункт 2.1.2 "Обеспечивать гарантированную надежность теплоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента".
Пункт 2.1.3 "Обеспечивать следующие режимы подачи тепловой энергии:
2.1.3.1 Для отопления в течение отопительного периода - круглосуточное теплоснабжение на условиях настоящего договора. Сроки отопительного периода зависят от погодных условий и определяются Постановлениями администрации городского округа г. Воронеж.
2.1.3.2 Допустимая продолжительность перерыва отопления:
Не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. С до нормативной; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. С до 12 град. С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. С до 10 град. С.
2.1.3.3 Для горячего водоснабжения - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение всего периода действия настоящего договора.
2.1.3.4 Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа, для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Пункт 2.2.1 "Приостановить или ограничить поставку тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента возможно в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям".
Пункт 3.2.8 "Контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) "ЭСО" оценка отклонений показателей, характеризующих режимы теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется только на узле учета тепловой энергии, установленном на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) Абонента, а также при помощи переносных средств измерения, аттестованных в установленном порядке".
Пункт 5.2 "при отсутствии прибора учета тепловой энергии и теплоносителя у Абонента, определение количества тепловой энергии и теплоносителя производится ЭСО на основании формул, приведенных в Приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в год с использованием формул, предусмотренных Приложением N 2 Правил N 307, а фактический объем воды, отпущенной для горячего водопотребления определяется по приборам Абонента, а при их отсутствии или неисправности на основании формул, приведенных Приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 с последующей корректировкой 1 раз в квартал с использованием формул, предусмотренных Приложением N 2 Правил N 307".
Пункт 5.6 "при несвоевременном сообщении "Абонентом" о нарушении режима и условий работы узла учета и выходе его из строя, узел учета считается вышедшем из строя с момента его последней проверки "ЭСО".
- В этом случае, количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, и значения его параметров определяется на основании нормативов, установленных уполномоченным органом, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных Приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.8 "Количество тепловой энергии, полученной при самовольном подключении объекта теплопотребления без прибора учета, определяется "ЭСО" по нормативам, установленным уполномоченным органом, за время, исчисляемое с начала отопительного сезона (по отоплению) или за период времени истекший с предыдущей проверки с учетом действия отопительного периода, с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз год в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных Приложением N 2 Правил N 307";
- Пункт 5.9 "Потери в сетях Абонента входят в объем потребления "Абонента" и оплачиваются в соответствии с договором"
Пункт 6.8 "ЭСО несет ответственность за обеспечение бесперебойного теплоснабжения в течение отопительного периода и подачу горячей водоснабжения в согласованных сторонами объемах и надлежащего качества на границе эксплуатационной ответственности Абонента, кроме перерывов, оговоренных законодательством РФ и пунктами настоящего договора.
При подаче теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества устанавливается следующий порядок изменения размера оплаты:
6.8.1 При горячем водоснабжении:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера - платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждые 3 град. С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения;
в) при снижении температуры горячей воды ниже 40 град. С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду;
г) при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета);
д) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды:
- - при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента;
- - при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
6.8.2 При подаче теплоносителя:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)."
В остальной части иска отказал.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом в части редакции п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 и Приложения N 2 к договору, считая его незаконным и необоснованным МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить обжалуемое решение в части изложения указанных пунктов и приложения.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у суда не было оснований для возложения эксплуатационной ответственности за спорные участки сетей на МКП "Воронежтеплосеть".
МКП "Воронежтеплосеть" в жалобе считало, что не может обеспечить круглосуточную подачу горячей воды.
МКП "Воронежтеплосеть" в жалобе ссылалось на то, что п. 5.2 должен быть изложен в редакции ЭСО, т.к. ответчик не может выставлять счета исходя из нормативов для населения.
Также заявитель жалобы указывал на то, что формулировка п. 5.9 договора противоречит действующему законодательству.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, принятая редакция п. п. 5.6 и 5.8 обязывает ответчика руководствоваться Правилами и иными нормативными документами, регламентирующими отношения между исполнителем коммунальных услуг и населением, что неправомерно.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ТСЖ "Виктория" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве указывало на то, что внешней границей сетей является внешняя граница сети многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Также ТСЖ "Виктория" считало в отзыве, что при отсутствии приборов учета, оплата тепловой энергии производится потребителями в соответствии с нормативом, установленным органом местного самоуправления.
Как следует из текста апелляционной жалобы и подтверждено заявителем, последний обжалует решение суда от 17.12.2009 г. в части изложения п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 и Приложения N 2 к договору.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, заявлено не было.
Суд рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения в заявленной части.
Представитель МКП "Воронежтеплосеть" поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал решение в обжалуемой части незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТСЖ "Виктория" возражал на доводы апелляционной жалобы. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным. Просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ответчик направил истцу договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 266 от 30.12.2008 г. Истец не согласился с предложенными условиями договора и подписал его с протоколом разногласий, направив его ответчику.
Ответчик направил истцу протокол согласования разногласий, получив который истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании возникших разногласий при заключении договора N 266 от 30.12.2008 г.
Как следует из протокола разногласий и протокола согласования разногласий и уточнений заявленных требований стороны не достигли соглашения по следующим пунктам договора: 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 и Приложения N 2 к договору.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовался нормами ГК РФ о договорах, § 6 "Энергоснабжение" Главы 30 ГК РФ "Купля-продажа", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 - далее Правила N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. - далее Правила N 307).
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Проект договора N 266 от 30.12.2008 г., заключаемый между истцом и ответчиком по своей правой природе относится к договорам энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится в силу статьи 544 ГК РФ за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статьям 426 и 445 ГК РФ, договор энергоснабжения является публичным договором и отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При заключении договора, между сторонами возникли разногласия, часть которых урегулирована.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В силу ст. 2 ФЗ N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
В зависимости от объекта теплоснабжения (жилой дом или иной объект) подлежат применению различные нормативные акты в области теплоснабжения. При этом специальные нормы законодательства, регулирующие вопросы теплоснабжения, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 8 Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, оспариваемый договор заключается для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах. Истец на основании договора управления многоквартирным домом и в силу пункта 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе заключать договоры в интересах собственников помещений.
Применительно к спорному договору для Истца (исполнителя коммунальных услуг) Ответчик является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Возникшие разногласия по п. 1.1, 2.1.1 и 2.1.2 договора касаются определения границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сетей и подлежат согласованию в редакции, предложенной истцом. Данная редакция соответствует требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, согласно которому, внешней границей сетей теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета я место соединения коллективного прибора учета с теплосетью, входящей в многоквартирный дом.
Возникшие разногласия по п. 2.1.3 договора касаются режима подачи тепловой энергии целей горячего водоснабжения и отопления.
Доводы ответчика о том, что пункт договора следует оставить в предложенной им редакции, так как администрацией городского округа г. Воронеж N 952 от 11.06.2002 г. установлен график подачи питьевой воды, не могут быть приняты судом во внимание на основании следующего.
Постановление администрации города Воронежа от 11.06.2002 N 952 "О режиме подачи питьевой воды", издано на основании Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1099, которые утратили силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, условленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 9 Правил установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).
В соответствии с пунктами 4 и 14 приложения N 1 к названным Правилам требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения и отопления является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года и круглосуточное теплоснабжение в течение отопительного периода. Указанными пунктами предусмотрена и допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды отопления.
При таких обстоятельствах пункт 2.1.3 договора правомерно изложен судом в следующей редакции:
2.1.3 "Обеспечивать следующие режимы подачи тепловой энергии:
2.1.3.1. Для отопления в течение отопительного периода - круглосуточное теплоснабжение на условиях настоящего договора. Сроки отопительного периода зависят от погодных условий и определяются Постановлениями администрации городского округа г. Воронеж.
2.1.3.2. Допустимая продолжительность перерыва отопления:
Не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. С до нормативной; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. С до 12 град.: более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град С, до 10 град. С.
2.1.3.3. Для горячего водоснабжения - бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение всего периода действия настоящего договора.
2.1.3.4. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа, для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам".
Между сторонами возникли разногласия по поводу редакции пункта 2.2.1 договора, регулирующего приостановление или ограничение подачи тепловой энергии после предупреждения путем направления уведомления.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права, обязанности и ответственность также регулируются Правилами N 307.
Согласно пункту 8 этих Правил, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Раздел 10 Правил N 307 предусматривает порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг, которому не должен противоречить спорный пункт договора предусматривающего ограничение подачи тепловой энергии.
Согласно пункту 79 Правил N 307 исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг, в том числе, в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется энергоснабжение.
Правомочия исполнителя коммунальных услуг в случае наличия задолженности по оплате у потребителя - гражданина урегулированы подпунктом "а" пункта 80 Правилами N 307, из которого следует, что в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг исполнитель должен письменно предупредить (уведомить) потребителя о своих намерениях и через 1 месяц после этого вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.
При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 50 Правил N 307 исполнитель наделен правом приостанавливать, или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
Однако ни Правилами N 307, ни иными нормативными актами, исполнитель коммунальных услуг не наделен правомочиями по отключению подачи тепловой энергии для отопления жилых домов вне зависимости от размеров и продолжительности задолженности.
Отсюда следует, что истец, не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для нужд жилых домов действует в интересах граждан - жильцов дома. Поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Таким образом, редакция, предложенная ответчиком, противоречит требованиям законодательства в части, касающейся наделения ответчика правом на отключение подачи тепловой энергии. Такого права у лица, поставляющего тепловую энергию на нужды жилых домов, нет. В пунктах 50, 79 и 80 Правил N 307 буквально указано право исполнителя на приостановление и на ограничение подачи коммунальных услуг, но не на их отключение.
К тому же приостановление и ограничение возможно лишь в отношении подачи потребителю горячей воды. Аналогичный вывод следует из практики высших судов (ответ на вопрос 28 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г.", утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 г.; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.2008 г. N 5200/08).
При таких обстоятельствах пункт 2.2.1 правомерно изложен в редакции пункта 80 Правил N 307 согласно которому:
Приостановить или ограничить поставку тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента возможно в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем; также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Пункт 3.2.8 договора подлежит утверждению в редакции истца, так как прибор учета энергии, в соответствии с п. 8 Правил N 491 границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с теплосетью, входящей в многоквартирный дом.
Истец также заявлял возражения по поводу редакции пункта 5.2 договора, согласно которому количество энергии, в случае отсутствия приборов учета определяется расчетным методом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о необходимости согласовании данного пункта с учетом Правил N 307.
Положения § 6 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат правил определения количества фактически принятой энергии при отсутствии приборов учета и при отсутствии согласованного сторонами условия по этому вопросу.
Однако пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к отношениям сторон по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Из совокупности положений пункта 1 статьи 544 и пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует необходимость руководствоваться Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006, и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Как следует из пункта 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанные Правила применяются к отношениям по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, и, следовательно, подлежат применению в части разрешения вопросов, не урегулированных нормами ГК об энергоснабжении.
Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях приведения нормативов потребления отопления и горячего водоснабжения для потребителей - граждан на территории городского округа город Воронеж в соответствие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", принято Постановление Главы ГО г. Воронеж от 16.12.2008 г. N 1612 "Об утверждении нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения" и Постановление Главы ГО г. Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления", вступившие в законную силу с 01.01.2009 г.
Таким образом, требование истца об исчислении количества тепловой энергии, при отсутствии приборов учета, с применением нормативов потребления коммунальных услуг, является правомерным, и законно было удовлетворено судом первой инстанции.
Однако, предложенный истцом порядок определения количества полученной энергии не соответствует пункту 4 и пунктам 19 - 23 Правил N 307, согласно которым расчет размера платы за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов приводится в приложении N 2 и кроме применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, содержит правило о корректировке платы за полученный коммунальный ресурс с учетом расчетных данных ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, суд правомерно изложил п. п. 5.6 и 5.8 договора, оставив их в редакции истца, дополнив следующим предложением - "с последующей корректировкой 1 раз в квартал в отношении горячего водоснабжения или 1 раз в отношении отопления с использованием формул, предусмотренных Приложением N 2 Правил N 307".
Так как границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного прибора учета с теплосетью, входящей в многоквартирный дом, то п. 5.9 договора также правомерно утвержден в редакции истца.
Требования истца о включении в договор пункт 6.8 также правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению и горячему водоснабжению, то есть:
- поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
- круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу п. 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. п. 9, 49 Правил).
Согласно п. 4.12. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В соответствии с п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 градусов С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 градусов С - в закрытых.
Согласно п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Ссылка ответчика на невозможность обеспечения круглосуточной подачи горячей воды, так как в соответствии с Постановлением администрации г. Воронежа N 952 от 11.06.2002 г. "О режиме подачи питьевой воды", установлены графики подачи холодной воды, является необоснованной, так как вышеуказанный нормативный акт органа местного самоуправлению официально не опубликован и издан на основании Постановления Правительства РФ, утратившего законную силу.
Так как с момента введения в действие Правил N 307, то есть с 09.06.2006 г. все договоры, заключенные между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями должны соответствовать нормам и правилам, установленным данным нормативным актом, пункт 6.8 договора законно изложен в следующей редакции:
"ЭСО несет ответственность за обеспечение бесперебойного теплоснабжения в течение отопительного периода и подачу горячей водоснабжения в согласованных сторонами объемах и надлежащего качества на границе эксплуатационной ответственности Абонента, кроме перерывов, оговоренных законодательством РФ и пунктами настоящего договора.
При подаче теплоносителя и горячей воды с нарушением режима и/или ненадлежащего качества устанавливается следующий порядок изменения размера оплаты: 6.8.1 При горячем водоснабжении:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера -платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
б) за каждые 3 град. С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения;
в) при снижении температуры горячей воды ниже 40 град. С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду;
г) при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета);
д) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды:
- - при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента;
- - при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
6.8.2. При подаче теплоносителя:
а) за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;



б) за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)".
Разногласия сторон по Приложениям N 1 и N 2 возникли, вследствие желания истца согласовать плановое потребление тепловой энергии исходя только из нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако подобная позиция не дает возможности ответчику надлежащим образом исполнять взятые на себя обязательства по бесперебойной подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Кроме этого, судом области правомерно учтено, что Приложения N 1 и N 2 направлены на согласование сторонами планового количества предмета договора, а условия определения фактического размера потребленной тепловой энергии определены в иных пункта договора. При таких обстоятельствах требование истца об утверждении Приложения N 1 и N 2 законно было отклонено судом области.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств позволила суду первой инстанции прийти к законному и обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся преимущественно к невозможности применения в данном случае нормативов, утвержденных для населения.
Однако указанный довод основан на неправильном толковании норм материального права.
В целях оказания населению коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению истец, является в силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг, который обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится ответчик, тепловую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается факт того, что коммунальный ресурс планируется к приобретению у ресурсоснабжающей организации истцом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения, общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьями 137, 138 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, действуя при этом, как законный представитель интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, в связи с этим при реализации услуг по теплоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В рассматриваемом случае вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые при расчете размера платы за коммунальные услуги учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец обязан оплачивать потери, которые возникли на бесхозных участках тепловых сетей, неправомерен.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Заявитель апелляционной жалобы не привел доказательств того, что истец обязан оплачивать потери в сетях, в отношении которых отсутствуют сведения об их техническом состоянии и безопасности.
Следует обратить внимание и на то, что законодатель ввел особый порядок установления границы эксплуатационной ответственности. Так, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, по общему правилу внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета потребленной теплоэнергии - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Более того, требование о наличии у потребителя энергопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям теплоснабжающей организации (ст. 539 ГК РФ), не применяется к рассматриваемым отношениям. Согласно пункту 8 Правил N 307, условия гражданско-правового договора, заключаемого с энергоснабжающей организацией, не должны противоречить нормам жилищного законодательства. И, как следствие, нормы гражданского законодательства регулируют отношения по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией только в той части, в какой они не противоречат нормам жилищного законодательства.
Таким образом, при снабжении бытовых потребителей тепловой энергией через бесхозяйные сети ни теплоснабжающие организации, ни сетевые компании не вправе уклоняться от исполнения обязанностей по бесперебойному и надежному теплоснабжению.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя и возврату или возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2009 г. по делу N А14-4763-2009/201/18 в части изложения п. п. 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2.8, 5.2, 5.8, 5.9, 6.8 и Приложения N 2 к договору оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
А.Е.ШЕИН











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)