Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2011 ПО ДЕЛУ N А19-10753/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу N А19-10753/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2011 года по делу N А19-10753/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (ИНН 3801068542 ОГРН 1033800542610) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ИНН 3818770817 ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене Постановления N 1/140/11 от 23.03.2011 г. о привлечении к административной ответственности и предписания N 292/11 от 16.03.2011 г.

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Дяденко Н.А. - представитель по доверенности от 28.10.2011 г.;
- от заинтересованного лица: не явился;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее ООО "Жилищная компания", Общество) обратилось в суд с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее Административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 1/140/11 от 23.03.2011 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и предписания N 292/11 от 16.03.2011 г.
Решением суда первой инстанции от 19 августа 2011 г. в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о наличии в действиях ООО "Жилищная компания" состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Кроме того, Общество не исполнило обязанность по корректировке размера платы за отопление в отношении обслуживаемых им домов, в связи с чем, административный орган правомерно вынес оспариваемое предписание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Жилищная компания" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что Общество не допускало нарушений требований, перечисленных в ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, дома N 1, 2, микрорайона 30 г. Ангарска оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные обществом требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, заявив ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 292-ср-п от 08.02.2011 г. должностными лицами Административного органа была проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Жилищная компания" по контролю за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки составлен Акт проверки N 292/11 от 01.03.2011 г.
На основании Акта проверки должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, 16.03.2011 г. составлен Протокол об административном правонарушении N 292/11 в отношении ООО "Жилищная компания".
Согласно Протоколу об административном правонарушении ООО "Жилищная компания" нарушило пункты 21, 22, 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившееся в том, что Общество начисляло плату за использованные жителями домов N 1, 2 микрорайона 30 г. Ангарска ресурсы (отопление и горячая вода) не по приборам учета, чем совершило правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении N 292/11 от 16.03.2011 г. руководителем Административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела, ООО "Жилищная компания" Постановлением от 23.03.2011 г. N 1/140/11 привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16. КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Кроме того, Предписанием N 292/11 от 16.03.2011 г. административный орган обязал ООО "Жилищная компания" выполнить корректировку начисления платы за отопление указанных домов за 2010 г.
Не согласившись с названными актами административного органа, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищная компания" являясь специализированной организацией, осуществляет содержание жилого фонда, переданного ему в управление, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Исходя из анализа представленных в материалы дела документов, заявитель является управляющей организацией ответственной за содержание, в том числе, обслуживаемых им жилых дома N 1 и 2 "а", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон, 30.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов включают не только наличие приборов учета используемых энергетических ресурсов, но и порядок расчетов за потребленные энергетические ресурсы на основании приборов учета.
Согласно п. п. 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с п. п. 3, 21, 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного производства, что ООО "Жилищная компания" осуществляло начисление платы за использованные жителями домов N 1 и 2 микрорайона 30 г. Ангарска ресурсы (отопление и горячая вода) за 2010 г. не по приборам учета, так жителями указанных домов фактически на нужды отопления потреблено - 2053,17 Гкал, а начислено 2223,7 Гкал, на нужды горячего водоснабжения фактически потреблено - 998,82 Гкал, а начислено 890,65 Гкал.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, Актом проверки N 292/11 от 01.03.2011 г. (т. 1 л.д. 45 - 46), Протоколом об административном правонарушении N 292/11 от 16.03.2011 г. (т. 1 л.д. 42 - 43), договором управления многоквартирным домом N 02Д/07 от 02.07.2007 г. (т. 1 л.д. 50 - 57), данными о начислении (т. 1 л.д. 59 - 60), ведомостями учета (т. 1 л.д. 62 - 92) в полном объеме подтвержден факт нарушения заявителем пунктов 21, 22, 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом в Акте проверки N 292/11 от 01.03.2011 г. и в Протоколе об административном правонарушении N 292/11 от 16.03.2011 г. подробно зафиксирован факт выявленных нарушений с указанием по каждому объекту нарушения.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Из представленных в материалы дела документов следует, что и протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление вынесены с учетом вышеуказанных норм права и содержат все необходимые требования предусмотренные законом.
Так, в Протоколе об административном правонарушении N 864/11 от 13.05.2011 г. указаны дата и место его составления, место, совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса и закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Таким образом, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении подтвержден факт нарушения ООО "Жилищная компания", пунктов 21, 22, 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что зафиксировано в Протоколе об административном правонарушении и в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ указано в Постановлении N 1/140/11 от 23.03.2011 г.
Следовательно, Административный орган обоснованно привлек ООО "Жилищная компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела документами в полном объеме подтверждено, что у ООО "Жилищная компания" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО "Жилищная компания" по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Жилищная компания" было извещено заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требований статей 23.60 и 28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена в минимальном размере, предусмотренном ч. 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно п. п. 3, 21, 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление по установленным формулам.
Поскольку не осуществление корректировки могло повлечь нарушение прав и законных интересов жильцов домов, ООО "Жилищная компания" должно было произвести корректировку после поступления сведения о потребленных ресурсах по итогам 2010 г.
В связи с тем, что Обществом не доказан факт осуществления им корректировки размера платы за отопление за 2010 г., административный орган правомерно вынес ООО "Жилищная компания" Предписание N 292/11 от 16.03.2011 г. о выполнении корректировки начисления платы за отопление домов N 1, 2 микрорайона 30 г. Ангарска за 2010 г.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
На основании всего вышеизложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, о правомерности выдачи ООО "Жилищная компания" Предписания N 292/11 от 16.03.2011 г., в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2011 года по делу N А19-10753/2011 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2011 года по делу N А19-10753/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 1000 руб.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)