Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заривчацкой О.В.
при участии:
- от истца, ООО "Ассоциация ТСЖ" - Блинова Н.А., паспорт, доверенность от 14.09.2010 г.; Кулябин М.В., паспорт, доверенность от 14.09.2010 г.;
- от ответчика, МУП "Коммунальные тепловые сети" - Литвинов А.М., паспорт, доверенность от 04.04.2010 г. N 4-04/10;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 июня 2010 года
по делу N А71-3749/2010,
принятое судьей Л.А.Ухиной
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья"
к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные тепловые сети"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья" (далее - ООО "Ассоциация ТСЖ", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "КТС", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. в части изложения пунктов 2.4, 3.3.5, 4.2, 4.3, 4.6, исключения пунктов 3.3.3, 5.2, дополнения договора пунктами 3.1.3, 3.1.4 на основании статей 445, 446, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 5-7).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2010 г. (резолютивная часть от 24.06.2010 г., судья Л.А.Ухина) изложена редакция пунктов 2.4, 3.3.5 договора; по соглашению сторон включены пункты 3.1.3, 3.1.4 договора; пункты 3.3.3, 5.2. исключены из текста договора; пункт 4.2 принят в редакции Абонента; пункт 4.3 принят в редакции энергоснабжающей организации; п. 4.6 дополнен словами "за фактически потребленную тепловую энергию". С ответчика в пользу истца взыскано 5 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д. 48-51).
Истец, ООО "Ассоциация ТСЖ", с решением суда в части изложения пунктов 4.3, 4.6 договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что предложенная ответчиком и утвержденная судом редакция пункта 4.3 договора о проведении корректировки платы за потребленные энергоресурсы исходя из нормативов потребления противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), определяющий величину корректировки, использует показатель "размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации", который может быть определен ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105 (далее - Методика 105). Кроме того, истец не согласен с принятой судом первой инстанции редакцией пункта 4.6 договора в части внесения в нее слов "за фактически потребленную тепловую энергию". ООО "Ассоциация ТСЖ" полагает, что из смысла Правил N 307 следует, что оплата за тепловую энергию в расчетном месяце должна производиться не за фактический/потребленный объем, а за неоспариваемый объем, поскольку корректировка платы по фактическому потреблению производится сторонами в конце года. По мнению ответчика, непринятие предложенной истцом редакции пункта лишает истца возможности требовать корректировки платы по концу года, а также производить фиксацию факта непредставления ресурса ненадлежащего качества.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик, МУП "КТС", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что предлагаемое истцом при определении пункта 4.3 договора условие об определении количества подлежащих оплате энергоресурсов по жилым домам, в которых не установлены приборы учета, в том числе по корректировке в соответствии с Методикой N 105 не соответствует требованиям действующего законодательства ст. 426 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правилам N 307. Применение Методики N 105 сторонами не согласовано. С предлагаемой абонентом редакцией пункта 4.6 договора МУП "КТС" также не согласен, поскольку, заявив об оспаривании всего объема энергоресурсов, истец может не производить оплату, что противоречит ст. 544 ГК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. между МУП "Коммунальные тепловые сети" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Ассоциация ТСЖ" (Абонент) возникли разногласия в части изложения условий пунктов 2.4, 3.3.5, 4.2, 4.3, 4.6, 3.3.3, 5.2, 3.1.3, 3.1.4 договора (л.д. 10-14).
Согласно статье 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Решением суда первой инстанции пункт 4.3 договора принят в редакции энергоснабжающей организации: "Не реже одного раза в год (по ГВС - одного раза в квартал) Энергоснабжающая организация производит корректировку размера платы за потребленные за прошедший календарный год (по ГВС - одного раза в квартал) энергоресурсы в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством - по данным узлов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307:
а) по объектам (домам), по которым приборы учета установлены в предыдущие годы, и начисления по отоплению производились исходя из среднемесячных объемов потребления объектами Абонента по приборам учета за предыдущий год или по нормативам потребления, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным исходя из показаний общедомовых приборов учета за год. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
б) по объектам (домам), где приборы учета не установлены, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным расчетным путем исходя из нормативов потребления. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
в) по объектам (домам), по которым приборы учета установлены в течение года, сумма корректировки рассчитывается: - в соответствии с подпунктом "а" п. 4.3 за тот период года, когда приборы были установлены; - расчетным путем в соответствии с подпунктом "б" п. 4.3 за тот период года, когда приборы отсутствовали. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за энергоресурсы, оформляется актом приемки и счетом-фактурой, датированными последним месяцем года, за который производится корректировка".
ООО "Ассоциация ТСЖ" настаивает на принятии п. 4.3 договора в редакции: Не реже одного раза в год (по ГВС - одного раза в квартал) Энергоснабжающая организация производит корректировку размера платы за потребленные за прошедший календарный год (по ГВС - одного раза в квартал) энергоресурсы в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством - по данным узлов учета, а при их отсутствии - расчетным путем:
а) по тексту пункта договора;
б) по объектам (домам), где приборы учета не установлены, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным расчетным путем (в соответствии с "Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000" (утверждена Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105), с учетом фактической температуры наружного воздуха в расчетном периоде. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря текущего года.
в) по домам, где приборы учета установлены в течение года, сумма корректировки рассчитывается в соответствии с пунктом 4.3 а) данного договора за тот период, когда приборы были установлены, и в соответствии с пунктом 4.2 б) за тот период, когда приборы отсутствовали. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря текущего года.".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции обоснованно принята редакция энергоснабжающей организации (ответчика), исходя из следующего.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 422 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил N 307 к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемое для предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 6 Постановления N 307 право давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставлено Министерству Регионального развития РФ.
Письмом от 13.02.2007 г. N 2479-РМ/07 Минрегионразвития РФ указало, что требование п. 8 Правил N 307 распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в частности, регулирующих права и обязанности сторон договора, порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения сточных вод, условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов.
Положения пункта 8 Правил N 307 направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах N 307 обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных дома и потребителями.
Как следует из материалов дела, договор на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. заключается сторонами с целью поставки энергоресурсов (тепловой энергии и ГВС) в жилой фонд, переданных в управление ООО "Ассоциация ТСЖ", в связи с чем истец является исполнителем коммунальных услуг для населения (п. 3 Правил N 307).
Поэтому с учетом пункта 8 Правил N 307 в данном случае подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, предусматривающие, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит расчету в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Следовательно, количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Стороны не могут предусматривать в договоре иной способ расчетов объема потребляемой энергии (в том числе путем указания на применение Методики N 105). Условия договора не соответствующие Правилам N 307 являются недействительными (ничтожными).
В силу п. 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление (1 раз в квартал за ГВС) в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам на основании данных о фактическом потреблении коммунального ресурса.
Вместе с тем проведение исполнителем корректировки размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 не обусловлено проведением ресурсоснабжающей организацией своей корректировки количества коммунальных ресурсов.
Сама возможность проведения корректировки поставщиком коммунальной услуги и предъявления ее исполнителю прямо противоречит подпунктам 2, 4 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307, поскольку пункт 19 Правил N 307 регулирует вопросы корректировки оплаты при взаимоотношениях между исполнителем коммунальных услуг и гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Предложенная истцом к включению в п. 4.3 договора корректировка количества потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения фактически направлена на перерасчет по истечении календарного года (квартала для ГВС) объема поставленного истцу коммунального ресурса в порядке, предусмотренной Методикой N 105 и Правилам N 307, что противоречит правовой позиции о методе определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета, в договорах на приобретение коммунальных ресурсов, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г. N 525/09 и подлежащей учету судом в целях формирования единообразия судебной практики.
Решением суда первой инстанции пункт 4.6 договора дополнен словами "за фактически потребленную тепловую энергию": "Абонент обязуется в полном объеме осуществлять оплату за фактически потребленную тепловую энергию за расчетный период - один месяц, не позднее 25 (Двадцать пятого) числа месяца, следующего за расчетным.
ООО "Ассоциация ТСЖ" настаивает на принятии п. 4.6 договора в редакции: Абонент обязуется в полном объеме осуществлять оплату за потребленную тепловую энергию за расчетный период - один месяц, не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за отчетным в неоспариваемом объеме".
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отклонена редакция истца в силу ее противоречия положениям ст. 541, 544 ГК РФ, в соответствии с которыми количество и оплата поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Довод жалобы о том, что принятая судом редакция п. 4.6 противоречит пунктам 4.2, 4.3 договора, предусматривающим оплату тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета и корректировку размера оплаты по нормативам потребления, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в договоре предложенного истцом пункта 4.6 договора создаст невозможность производить фиксацию факта непредставления ресурса ненадлежащего качества, апелляционный арбитражный суд отклоняет, поскольку данные доводы носят предположительный характер. Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учетом изложенного, решение суда от 30.06.2010 г. в обжалуемой части является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2010 г. по делу N А71-3749/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2010 N 17АП-8736/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А71-3749/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2010 г. N 17АП-8736/2010-ГК
Дело N А71-3749/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заривчацкой О.В.
при участии:
- от истца, ООО "Ассоциация ТСЖ" - Блинова Н.А., паспорт, доверенность от 14.09.2010 г.; Кулябин М.В., паспорт, доверенность от 14.09.2010 г.;
- от ответчика, МУП "Коммунальные тепловые сети" - Литвинов А.М., паспорт, доверенность от 04.04.2010 г. N 4-04/10;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 июня 2010 года
по делу N А71-3749/2010,
принятое судьей Л.А.Ухиной
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья"
к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные тепловые сети"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья" (далее - ООО "Ассоциация ТСЖ", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "КТС", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. в части изложения пунктов 2.4, 3.3.5, 4.2, 4.3, 4.6, исключения пунктов 3.3.3, 5.2, дополнения договора пунктами 3.1.3, 3.1.4 на основании статей 445, 446, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 5-7).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2010 г. (резолютивная часть от 24.06.2010 г., судья Л.А.Ухина) изложена редакция пунктов 2.4, 3.3.5 договора; по соглашению сторон включены пункты 3.1.3, 3.1.4 договора; пункты 3.3.3, 5.2. исключены из текста договора; пункт 4.2 принят в редакции Абонента; пункт 4.3 принят в редакции энергоснабжающей организации; п. 4.6 дополнен словами "за фактически потребленную тепловую энергию". С ответчика в пользу истца взыскано 5 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д. 48-51).
Истец, ООО "Ассоциация ТСЖ", с решением суда в части изложения пунктов 4.3, 4.6 договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что предложенная ответчиком и утвержденная судом редакция пункта 4.3 договора о проведении корректировки платы за потребленные энергоресурсы исходя из нормативов потребления противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), определяющий величину корректировки, использует показатель "размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации", который может быть определен ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105 (далее - Методика 105). Кроме того, истец не согласен с принятой судом первой инстанции редакцией пункта 4.6 договора в части внесения в нее слов "за фактически потребленную тепловую энергию". ООО "Ассоциация ТСЖ" полагает, что из смысла Правил N 307 следует, что оплата за тепловую энергию в расчетном месяце должна производиться не за фактический/потребленный объем, а за неоспариваемый объем, поскольку корректировка платы по фактическому потреблению производится сторонами в конце года. По мнению ответчика, непринятие предложенной истцом редакции пункта лишает истца возможности требовать корректировки платы по концу года, а также производить фиксацию факта непредставления ресурса ненадлежащего качества.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик, МУП "КТС", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что предлагаемое истцом при определении пункта 4.3 договора условие об определении количества подлежащих оплате энергоресурсов по жилым домам, в которых не установлены приборы учета, в том числе по корректировке в соответствии с Методикой N 105 не соответствует требованиям действующего законодательства ст. 426 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правилам N 307. Применение Методики N 105 сторонами не согласовано. С предлагаемой абонентом редакцией пункта 4.6 договора МУП "КТС" также не согласен, поскольку, заявив об оспаривании всего объема энергоресурсов, истец может не производить оплату, что противоречит ст. 544 ГК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, при заключении договора на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. между МУП "Коммунальные тепловые сети" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Ассоциация ТСЖ" (Абонент) возникли разногласия в части изложения условий пунктов 2.4, 3.3.5, 4.2, 4.3, 4.6, 3.3.3, 5.2, 3.1.3, 3.1.4 договора (л.д. 10-14).
Согласно статье 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Решением суда первой инстанции пункт 4.3 договора принят в редакции энергоснабжающей организации: "Не реже одного раза в год (по ГВС - одного раза в квартал) Энергоснабжающая организация производит корректировку размера платы за потребленные за прошедший календарный год (по ГВС - одного раза в квартал) энергоресурсы в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством - по данным узлов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307:
а) по объектам (домам), по которым приборы учета установлены в предыдущие годы, и начисления по отоплению производились исходя из среднемесячных объемов потребления объектами Абонента по приборам учета за предыдущий год или по нормативам потребления, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным исходя из показаний общедомовых приборов учета за год. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
б) по объектам (домам), где приборы учета не установлены, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным расчетным путем исходя из нормативов потребления. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
в) по объектам (домам), по которым приборы учета установлены в течение года, сумма корректировки рассчитывается: - в соответствии с подпунктом "а" п. 4.3 за тот период года, когда приборы были установлены; - расчетным путем в соответствии с подпунктом "б" п. 4.3 за тот период года, когда приборы отсутствовали. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря года, за который производится корректировка.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за энергоресурсы, оформляется актом приемки и счетом-фактурой, датированными последним месяцем года, за который производится корректировка".
ООО "Ассоциация ТСЖ" настаивает на принятии п. 4.3 договора в редакции: Не реже одного раза в год (по ГВС - одного раза в квартал) Энергоснабжающая организация производит корректировку размера платы за потребленные за прошедший календарный год (по ГВС - одного раза в квартал) энергоресурсы в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством - по данным узлов учета, а при их отсутствии - расчетным путем:
а) по тексту пункта договора;
б) по объектам (домам), где приборы учета не установлены, сумма корректировки рассчитывается как разница между начисленной суммой по счетам и размером платы определенным расчетным путем (в соответствии с "Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000" (утверждена Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105), с учетом фактической температуры наружного воздуха в расчетном периоде. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря текущего года.
в) по домам, где приборы учета установлены в течение года, сумма корректировки рассчитывается в соответствии с пунктом 4.3 а) данного договора за тот период, когда приборы были установлены, и в соответствии с пунктом 4.2 б) за тот период, когда приборы отсутствовали. Корректировка производится по состоянию на 31 декабря текущего года.".
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции обоснованно принята редакция энергоснабжающей организации (ответчика), исходя из следующего.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 422 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил N 307 к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемое для предоставления коммунальных услуг.
В силу п. 6 Постановления N 307 право давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставлено Министерству Регионального развития РФ.
Письмом от 13.02.2007 г. N 2479-РМ/07 Минрегионразвития РФ указало, что требование п. 8 Правил N 307 распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в частности, регулирующих права и обязанности сторон договора, порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения сточных вод, условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов.
Положения пункта 8 Правил N 307 направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах N 307 обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных дома и потребителями.
Как следует из материалов дела, договор на пользование тепловой энергией в горячей воде N 997-09 от 15.12.2009 г. заключается сторонами с целью поставки энергоресурсов (тепловой энергии и ГВС) в жилой фонд, переданных в управление ООО "Ассоциация ТСЖ", в связи с чем истец является исполнителем коммунальных услуг для населения (п. 3 Правил N 307).
Поэтому с учетом пункта 8 Правил N 307 в данном случае подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, предусматривающие, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит расчету в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Следовательно, количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Стороны не могут предусматривать в договоре иной способ расчетов объема потребляемой энергии (в том числе путем указания на применение Методики N 105). Условия договора не соответствующие Правилам N 307 являются недействительными (ничтожными).
В силу п. 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление (1 раз в квартал за ГВС) в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам на основании данных о фактическом потреблении коммунального ресурса.
Вместе с тем проведение исполнителем корректировки размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 не обусловлено проведением ресурсоснабжающей организацией своей корректировки количества коммунальных ресурсов.
Сама возможность проведения корректировки поставщиком коммунальной услуги и предъявления ее исполнителю прямо противоречит подпунктам 2, 4 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307, поскольку пункт 19 Правил N 307 регулирует вопросы корректировки оплаты при взаимоотношениях между исполнителем коммунальных услуг и гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Предложенная истцом к включению в п. 4.3 договора корректировка количества потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения фактически направлена на перерасчет по истечении календарного года (квартала для ГВС) объема поставленного истцу коммунального ресурса в порядке, предусмотренной Методикой N 105 и Правилам N 307, что противоречит правовой позиции о методе определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета, в договорах на приобретение коммунальных ресурсов, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г. N 525/09 и подлежащей учету судом в целях формирования единообразия судебной практики.
Решением суда первой инстанции пункт 4.6 договора дополнен словами "за фактически потребленную тепловую энергию": "Абонент обязуется в полном объеме осуществлять оплату за фактически потребленную тепловую энергию за расчетный период - один месяц, не позднее 25 (Двадцать пятого) числа месяца, следующего за расчетным.
ООО "Ассоциация ТСЖ" настаивает на принятии п. 4.6 договора в редакции: Абонент обязуется в полном объеме осуществлять оплату за потребленную тепловую энергию за расчетный период - один месяц, не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за отчетным в неоспариваемом объеме".
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отклонена редакция истца в силу ее противоречия положениям ст. 541, 544 ГК РФ, в соответствии с которыми количество и оплата поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Довод жалобы о том, что принятая судом редакция п. 4.6 противоречит пунктам 4.2, 4.3 договора, предусматривающим оплату тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета и корректировку размера оплаты по нормативам потребления, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в договоре предложенного истцом пункта 4.6 договора создаст невозможность производить фиксацию факта непредставления ресурса ненадлежащего качества, апелляционный арбитражный суд отклоняет, поскольку данные доводы носят предположительный характер. Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учетом изложенного, решение суда от 30.06.2010 г. в обжалуемой части является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2010 г. по делу N А71-3749/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА
Л.В.ДРУЖИНИНА
Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)