Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2011 ПО ДЕЛУ N А14-11851/2010/365/23

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. по делу N А14-11851/2010/365/23


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Теплоком": Золотаревой Л.С., представитель по доверенности б/н от 01.01.2011,
от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах:
Спесивцевой Н.В., представителя по доверенности N 33/20 от 17.05.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2011 по делу N А14-11851/2010/365/23 по заявлению ООО "Теплоком" о признании незаконными отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Теплоком" (ОГРН 1033600099290) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах о признании незаконным и отмене постановления N 20/307 от 15.11.2010 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. по основаниям части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Решением суда от 17.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что непосредственное управление жилым домом по ул. Советская, N 10 осуществляет ООО "Управление Латненским жилищным фондом",однако между собственниками помещений (гражданкой Вантинской Т.М.) и непосредственно исполнителя услуг ООО "Управление Латненским жилищным фондом" отсутствуют какие-либо договорные отношения.
Гражданка Вантинская Т.М. не получает от исполнителя ООО "Управление Латненским жилищным фондом" информацию об объемах и качестве коммунальных услуг и порядок их оплаты. Собственник помещения гражданка Вантинская Т.М. в многоквартирном доме по ул. Советская, N 10 вносит плату за приобретенные непосредственно у ресурсоснабжающей организации ООО "Теплоком" объемы холодной, горячей воды, водоотведение, теплоснабжение, что подтверждается выставлением ООО "Теплоком" счет квитанцией в ежемесячном режиме, и оплаты их жителями. На основании чего, мера наказания к ООО "Теплоком" является обоснованной и правомерной.
Как видно из материалов дела, на основании концессионного соглашения от 16.02.2009, заключенного муниципальным образованием - Латненское городское поселение и ООО "Теплоком", обществу переданы объекты коммунальной инфраструктуры, тепло - водоснабжения и водоотведения на территории Латненского городского поселения согласно приложению к соглашению от 16.02.2009 для осуществления текущей деятельности по производству, передаче тепловой энергии, производству, передаче и распределению холодной (питьевой) воды, водоотведению сточных вод с использованием объектов соглашения.
25.03.2009 между Администрацией Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области и ООО "Управление Латненским жилищным фондом" заключен договор на управление многоквартирными домами, в том числе жилым домом N 10 по ул. Советская в пгт. Латная (Приложение к договору, л.д. 25).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Администрация Латненского городского поселения передала ООО "Управление Латненским жилищным фондом" функции по осуществлению деятельности, в том числе по обеспечению надлежащего содержания и ремонта инженерных систем, оборудования, мест общего пользования в многоквартирном доме и придомовой территории; обеспечению домовладельцев жилищными, коммунальными и прочими услугами установленного качества.
Согласно пункту 2.1 Устава ООО "Теплоком", утвержденного 23.06.2010, основными видами деятельности общества является оказание коммунальных услуг и выполнение специальных работ по выработке и транспортировке тепловой энергии, по добыче и поставке питьевой и технической воды, водоотведению на условиях заключенных договоров.
25.10.2010 в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах из прокуратуры района поступила жалоба Вантинской Т.М., проживающей по адресу: г. Семилуки, пгт. Латная ул. Советская, д. 10 кв. 49, по вопросу неправильного расчета ООО "Теплоком" размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение.
26.10.2010 на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 234/20 от в период с 26.10.2010 по 14.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Теплоком" с целью выявления фактов, указанных в заявлении Т.М. Вантинской, на предмет соблюдения Обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг жильцам дома N 10 по ул. Советская пгт. Латная г. Семилуки.
13.11.2010 по результатам проверки административным органом составлен акт проверки N 212, согласно которому установлено, что ООО "Теплоком" выставляет счета на оплату коммунальных услуг в части водоснабжения и водоотведения, при этом нарушаются иные права потребителей, выраженные во включении в договор (счет-извещение) условий, ущемляющих установленные законом права потребителя: корректировка (перерасчет) размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение проводится ежемесячно, что является нарушением статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
13.11.2010 должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении N 004906 о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного статьей частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии представителя ООО "Теплоком" по доверенности Золотаревой Л.С., которая от подписи в административном протоколе отказалась, данное обстоятельство не оспаривалось заявителем в судебном заседании.
15.11.2010 административным органом в отсутствие ООО "Теплоком",извещенного о рассмотрении административного дела, вынесено оспариваемое постановление N 20/307, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Считая постановление N 20/307 от 15.11.2010 незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Теплоком" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ООО "Теплоком", выставившим за август, сентябрь, октябрь 2010 Вантинской Т.М., проживающей в доме по адресу: г. Семилуки, пгт. Латная, ул. Советская, 10, счета на оплату коммунальных услуг в части водоснабжения и водоотведения с указанием корректировки (перерасчета) размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, а, соответственно постановление N 20/3207 от 15.11.2010 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах о привлечении ООО "Теплоком" к административной ответственности по основаниям части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является незаконным и подлежащим отмене.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность юридических лиц за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
Пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с пунктом 3 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307):
- "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товариществ о собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что ООО "Управление Латненским жилищным фондом" является управляющей компанией - исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги жильцам дома N 10 по ул. Советская пгт. Латная, а ООО "Теплоком" является ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 21 и 22).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
- размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.
Корректировка производится 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (пункт 27 Правил N 307).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктами 75, 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исполнителем коммунальных услуг является ООО "Управление Латненским жилищным фон дом", принявшее на себя на основании договора на управление многоквартирными домами от 25.03.2009 обязательства по управлению и выполнению работ по надлежащему состоянию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Семилуки, пгт. Латная, ул. Советская, 10, а также обязательства по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.
Как установлено судом, доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и виновность ООО "Теплоком", административным органом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "Теплоком", выставившим за август, сентябрь, октябрь 2010 г. Т.М. Вантинской, проживающей в доме по адресу: г. Семилуки, пгт. Латная, ул. Советская, 10, счета на оплату коммунальных услуг в части водоснабжения и водоотведения с указанием корректировки (перерасчета) размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, а, соответственно постановление N 20/3207 от 15.11.2010 Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах о привлечении ООО "Теплоком" к административной ответственности по основаниям части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, является незаконным и подлежащим отмене.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы общества с ограниченной возможностью "Теплоком", изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о верности правовой позиции заявителя в апелляционную инстанцию не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2011 по делу N А14-11851/2010/365/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)