Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008) по делу N А71-10512/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008) по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Пузанова Н.Р. (доверенность от 28.12.2007 N 138-Д).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными п. 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление) от 18.09.2007 N 06-07/2007-51 и абз. 1 п. 1 предписания управления от 18.09.2007 N 06-07/2007-51.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены товарищество собственников жилья "Красногеройская, 105" (далее - ТСЖ "Красногеройская, 105"), администрация г. Ижевска, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008; судья Бушуева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008; судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что в управление поступило заявление ТСЖ "Красногеройская, 105" по поводу незаконных действий учреждения, выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на поставку горячей воды для одного и того же потребителя - населения, навязывания ТСЖ "Красногеройская, 105" невыгодных условий договора, нарушении порядка ценообразования.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением принято решение от 18.09.2007 N 06-07/2007-51, которым учреждение признано нарушившим п. 3, 6, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Нарушения выразились в навязывании контрагенту невыгодных для него и прямо непредусмотренных законодательством условий договора, а также в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 г.
На основании указанного решения управлением выдано учреждению предписание от 18.09.2007 N 06-07/2007-51 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и ущемления прав ТСЖ "Красногеройская, 105" и граждан, проживающих в доме N 105 по ул. Красногеройской.
Не согласившись с решением и предписанием управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что действия учреждения правомерно квалифицированы управлением как нарушающие положения антимонопольного законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Услуги по передаче тепловой энергии согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Таким образом, как правильно указали суды, учреждение является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Судами на основании материалов дела (заявление ТСЖ "Красногеройская, 105" (т. 1 л. д. 50), п. 3.1 договора от 01.06.2007 N 824 на отпуск и потребление тепловой энергии, заключенного между ТСЖ "Красногеройская, 105" и учреждением (т. 1 л. д. 60 - 62), а также протокола разногласий к указанному договору (т. 1 л. д. 77 - 85) установлено, что учет количества израсходованной горячей воды для ТСЖ "Красногеройская, 105" производится согласно показаний водомеров, установленных на ЦТП и бойлерных, за вычетом расходов на собственные нужды ЦТП и распределяются потребителям пропорционально нормам водопотребления.
В силу ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 14 ст. *** Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно указанным Правилам при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за куб. м.
Таким образом, услуга горячего водоснабжения является коммунальной услугой, а тариф на горячее водоснабжение подлежит регулированию органами власти или органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 9 регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Администрацией г. Ижевска во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации принято постановление от 19.06.2006 N 250 "О тарифной политике администрации г. Ижевска на 2007 год", согласно которого руководителям организаций коммунального комплекса, в том числе МУ "ГЖУ", рекомендовано обратиться в администрацию г. Ижевска за установлением тарифов на горячее водоснабжение
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 г. не обратилось, а производило его расчет самостоятельно, выставляя счета ТСЖ "Красногеройская, 105" по оплате за горячее водоснабжение в виде платы за холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения и платы за подогрев воды в рублях за Гкал с человека, а не в рублях за куб. м.
Таким образом, как правильно указали суды, включение учреждением в договор условий расчета количества израсходованной горячей воды, исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учета установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом утвержденного тарифа на горячее водоснабжение, нарушает ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, в виде навязывания контрагенту (ТСЖ "Красногеройская, 105") невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством Российской Федерации условий договора.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности вынесенных управлением решения и предписания.
Доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008) по делу N А71-10512/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2008 N Ф09-5697/08-С1 ПО ДЕЛУ N А71-10512/07
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. N Ф09-5697/08-С1
Дело N А71-10512/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008) по делу N А71-10512/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008) по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Пузанова Н.Р. (доверенность от 28.12.2007 N 138-Д).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными п. 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление) от 18.09.2007 N 06-07/2007-51 и абз. 1 п. 1 предписания управления от 18.09.2007 N 06-07/2007-51.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены товарищество собственников жилья "Красногеройская, 105" (далее - ТСЖ "Красногеройская, 105"), администрация г. Ижевска, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008; судья Бушуева Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008; судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что в управление поступило заявление ТСЖ "Красногеройская, 105" по поводу незаконных действий учреждения, выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на поставку горячей воды для одного и того же потребителя - населения, навязывания ТСЖ "Красногеройская, 105" невыгодных условий договора, нарушении порядка ценообразования.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением принято решение от 18.09.2007 N 06-07/2007-51, которым учреждение признано нарушившим п. 3, 6, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Нарушения выразились в навязывании контрагенту невыгодных для него и прямо непредусмотренных законодательством условий договора, а также в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 г.
На основании указанного решения управлением выдано учреждению предписание от 18.09.2007 N 06-07/2007-51 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и ущемления прав ТСЖ "Красногеройская, 105" и граждан, проживающих в доме N 105 по ул. Красногеройской.
Не согласившись с решением и предписанием управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что действия учреждения правомерно квалифицированы управлением как нарушающие положения антимонопольного законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Услуги по передаче тепловой энергии согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Таким образом, как правильно указали суды, учреждение является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Судами на основании материалов дела (заявление ТСЖ "Красногеройская, 105" (т. 1 л. д. 50), п. 3.1 договора от 01.06.2007 N 824 на отпуск и потребление тепловой энергии, заключенного между ТСЖ "Красногеройская, 105" и учреждением (т. 1 л. д. 60 - 62), а также протокола разногласий к указанному договору (т. 1 л. д. 77 - 85) установлено, что учет количества израсходованной горячей воды для ТСЖ "Красногеройская, 105" производится согласно показаний водомеров, установленных на ЦТП и бойлерных, за вычетом расходов на собственные нужды ЦТП и распределяются потребителям пропорционально нормам водопотребления.
В силу ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 14 ст. *** Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно указанным Правилам при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за куб. м.
Таким образом, услуга горячего водоснабжения является коммунальной услугой, а тариф на горячее водоснабжение подлежит регулированию органами власти или органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 9 регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Администрацией г. Ижевска во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации принято постановление от 19.06.2006 N 250 "О тарифной политике администрации г. Ижевска на 2007 год", согласно которого руководителям организаций коммунального комплекса, в том числе МУ "ГЖУ", рекомендовано обратиться в администрацию г. Ижевска за установлением тарифов на горячее водоснабжение
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 г. не обратилось, а производило его расчет самостоятельно, выставляя счета ТСЖ "Красногеройская, 105" по оплате за горячее водоснабжение в виде платы за холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения и платы за подогрев воды в рублях за Гкал с человека, а не в рублях за куб. м.
Таким образом, как правильно указали суды, включение учреждением в договор условий расчета количества израсходованной горячей воды, исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учета установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом утвержденного тарифа на горячее водоснабжение, нарушает ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, в виде навязывания контрагенту (ТСЖ "Красногеройская, 105") невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством Российской Федерации условий договора.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности вынесенных управлением решения и предписания.
Доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008) по делу N А71-10512/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 (резолютивная часть от 06.05.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)