Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.10.2011 N 33-14311/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N 33-14311/2011


Судья: Ерунова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Зарочинцевой Е.В.
судей Петровой Ю.Ю., Параевой В.С.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1040/11 по кассационной жалобе М.М.И. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2011 года по иску М.М.И. к ТСЖ "Альтернатива" о понуждении произвести перерасчет платежей и вернуть излишне уплаченные денежные средства и по встречному иску ТСЖ "Альтернатива" к М.М.И. о взыскании платы за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения М.М.И., ее представителя С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей ТСЖ "Альтернатива" - М.Е., М.М.В., полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:

М.М.И. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ТСЖ "Альтернатива", окончательно уточнив исковые требования, просила признать действия ТСЖ "Альтернатива", как исполнителя по предоставлению коммунальных услуг, не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. п. 21, 22, 23, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в результате которых осуществлялись ненадлежащие начисления и не производилась своевременная корректировка платы за коммунальные услуги в период с 04.10.2007 года по 31.12.2009 года; обязать ТСЖ "Альтернатива", как исполнителя предоставления коммунальных услуг, в десятидневный срок выполнить корректировку платы за коммунальную услугу теплоснабжение за прошедший период с 04.10.2007 года по 31.12.2009 года, а также осуществить корректировку платы за коммунальную услугу теплоснабжение в период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года в соответствии с требованиями п. п. 5, 21, 22, 23, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам; обязать ТСЖ "Альтернатива" исключить из квитанции за период с 01.06.2009 года по 31.12.2010 года позиции "ОДН ХВС" и "ОДН ГВС" и произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение в соответствии с формулой N 9, приведенной в пп. 1 п. 3 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам за период с 01.08.2007 года по 31.12.2010 года.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что является собственником квартиры N <...> в жилом доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, дом N <...>, корпус N <...> Начисление платы за коммунальные услуги производится с нарушением законодательства, без учета показаний общедомовых приборов учета тепла, не производится ежегодная корректировка платы за отопление, для которой подлежит применению формула 2 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не применяется соответствующий порядок расчетов, предусмотренный для домов, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепла. ТСЖ корректировку платежей за 2007 - 2008 годы не производило. В 2008, 2009 и 2010 годах ответчиком незаконно были введены тарифы и взимались платежи на так называемые "общедомовые нужды": ОДН ХВС - 0,095/кв. м и ОДН ГВС - 0,1 руб./кв. м.
ТСЖ "Альтернатива" обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга со встречным иском к М.М.И. о взыскании платы по ХВС, ГВС, водоотведению за период с 01.01.2008 года по 01.01.2011 года в размере 4 407 рублей 72 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, ссылаясь на то, что ТСЖ по заявлению истицы произвело в соответствии с формулой 9 п.п. 1 п. 3 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчет размера платы за ХВС, ГВС и водоотведение, подлежащей внесению истцом. После расчета платы по формуле 9 была выявлена разность между размером платы, ранее начисленной ТСЖ "Альтернатива" истице и размером платы, рассчитанным по формуле 9.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 16.05.2011 года в удовлетворении требований по основному иску М.М.И. и требований по встречному иску ТСЖ "Альтернатива" отказано.
В кассационной жалобе М.М.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит основании для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что М.М.И. является собственником квартиры N <...> в доме N <...> корпус N <...> по <адрес> в Санкт-Петербурге; дом оборудован общедомовыми приборами учета тепла, часть помещений в доме оборудована индивидуальными приборами учета тепла.
01.01.2008 года между ТСЖ "Альтернатива" и ГУП ТЭК был заключен договор N 476.34.038.1 теплоснабжения в горячей воде.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно положению ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в редакции от 29.07.2010 года) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам:
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно письму Министерства Регионального развития РФ от 28.05.2007 года N 10087-ЮТ/07 согласно подпункту "б" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещений в многоквартирном доме.
Согласно пояснениям представителя ответчика, данным в заседании судебной коллегии, оплата ГВС, ХВС истицей производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета истицы, за тепловую энергию, принимая во внимание отсутствие индивидуального прибора учета потребления тепла, оплата начисляется исходя из нормативов потребления тепла.
Невозможность применения формул расчета, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" обусловлена тем обстоятельством, что указанные формулы, применительно к потреблению ГВС, ХВС не дают возможности учета потребленной воды на общедомовые нужды, в то время как во дворе дома имеются фонтан, пруд, которые требуют обслуживания, на обеспечение их функционирования требуются затраты воды. Зимой во дворе дома заливается каток.
На общих собраниях, которые проводились в спорный период времени, а именно 19.03.2008 года, 31.05.2009 года, 20.08.2009 года, 01.06.2010 года принимались решения об установлении оплаты за водоотведение на общедомовые цели.
Данные обстоятельства были подтверждены представленными протоколами указанных собраний, утвердивших финансовые планы с указанием на установление тарифа водоснабжения на общедомовые цели в размере 18,61 р./куб. м на 2008 год собранием от 19 марта 2008 года (п. 21 финансового плана), 0,10 руб./кв. м на 2009 год собранием от 31 мая 2009 года (п. 22 финансового плана), на 2010 год утверждены расходы на общедомовые нужды по ГВС 0.10 руб./кв. м, по ХВС 0,09 руб. кв. м общим собранием от 01 июня 2010 года (п. п. 19, 20).
Представленные суду финансовые планы, утвержденные решениями приведенных общих собраний, содержат подробные формулы расчета по статье водоотведение, отопление, составлены отдельно для граждан имеющих приборы учета и в отсутствие указанных приборов, с учетом расходов на общедомовые нужды.
В силу положений п. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключаемыми с ТСЖ.
Указывая на уклонение ТСЖ от заключения договора, предусмотренного п. 6 ст. 155 ЖК РФ, истица не представила доказательств данных обстоятельств.
Вместе с тем, согласно решению общего собрания членов ТСЖ от 20.08.2009 года для собственников помещений в доме, не являющихся членами ТСЖ, утверждены обязательные к оплате целевые сборы, участие в общих расходах по содержанию имущественного комплекса.
Согласно утвержденным финансовым планам по доходам и расходам ТСЖ "Альтернатива" начисления ХВС, ГВС и водоотведение производились на основании показаний общедомовых приборов учета и по тарифам, действующим в момент получения коммунальных услуг.
Ни суду первой, ни кассационной инстанций истицей не представлено доказательств иных обстоятельств.
Решения указанных общих собраний членов ТСЖ "Альтернатива" в судебном порядке не были признаны незаконными.
Доводы истицы об отсутствии предусмотренной законом корректировки отопления были оценены судом.
Согласно представленным ТСЖ "Альтернатива" и ГУП ТЭК сведениям по оплате тепловой энергии, потребленной за спорный период, с учетом акта сверки взаиморасчетов между ТСЖ "Альтернатива" и ГУП ТЭК один раз в год ответчиком производится корректировка платы и перерасчет за отопление, при наличии выявленной разницы по оплате ответчиком в ГУП "ТЭК" тепловой энергии, потребленной в доме согласно показаниям коллективных приборов учета, компенсируется жильцам пропорционально площади жилых помещений в порядке и сроки, утвержденные решениями общих собраний членов ТСЖ "Альтернатива".
Принимая во внимании заключение договора с ГУП "ТЭК" в 2008 году, корректировка за отопление за период 2007 - 2008 годов производилась по решению общего собрания 31.05.2009 года с указанием в финансовом плане на порядок учета переплаты каждого собственника по указанной статье путем исключения оплаты за отопление в последующие летние месяцы.
Корректировка платы за отопление была произведена ответчиком на основании формулы N 10 Приложения N 2 к Правилам, согласно которой размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
, (10)
В 2009 году согласно финансовому плану ТСЖ, утвержденному решением общего собрания от 01.06.2010 года, переплаты по статье отопления не было.
За период 2010 года переплаты по отоплению выявлено не было, в связи с чем, финансовым планом ТСЖ, утвержденным общим собранием членов ТСЖ от 01.06.2010 года, корректировка за отопление предусмотрена не была.
В обоснование исковых требований истица ссылалась на то обстоятельство, что за спорный трехлетний период переплата жильцами дома по позиции отопление составила 3 000 000 рублей.
Вместе с тем, указанная цифра противоречит сведениям по произведенной оплате, представленным ответчиком, согласно которым разница в оплате отопления за 2008 год составила по дому 881705,11 рубля, распределенных между собственниками помещений с зачетом в последующую оплату.
За период 2009 года ТСЖ в ГПК "ТЭК" за потребленную тепловую энергию перечислило 2 859 678,58 рубля, в ТСЖ от граждан поступило по указанной статье 2 895 426,88 рубля, разница составила 35 748,30 рубля (л.д. 117 том 1).
Указанные сведения не опровергнуты истицей, которая была не лишена возможности обращения в ревизионную комиссию ТСЖ для проверки представленных сведений.
Проверяющими организациями не выявлено нарушений в действиях правления ТСЖ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу М.М.И. - без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)