Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2012 ПО ДЕЛУ N А33-18338/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2012 г. по делу N А33-18338/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2012 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.
при участии в судебном заседании
от истца (ОАО "Красноярскэнергосбыт"): Макарова С.И. - представителя по доверенности от 03.10.2011,
от ответчика ТСЖ "Солнечный": Колабанова Е.Л. - представителя по доверенности от 13.02.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Солнечный" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года по делу N А33-18338/2011, принятое судьей Кужлевым А.В.

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Солнечный" (далее также ответчик) об обязании передать документацию (документы) на многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Канск, м-н "Солнечный" д. 54/24:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
- акт приемки жилого дома от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров, в том числе акты о промывке и опрессовке жилого дома;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции;
- учетно-регистрационные документы на жителей многоквартирного дома;
- поквартирные карточки;
- карточки регистрации по месту жительства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.01.2012 исковые требования удовлетворены.
Товарищество собственников жилья "Солнечный" (г. Канск, ОГРН 1082450000566) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу обязано передать открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск, ОГРН 1052460078692) в лице Канского межрайонного отделения по акту передачи следующие документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Канск, м-н. "Солнечный" д. 54/24:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
- акт приемки жилого дома от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров, в том числе акты о промывке и опрессовке жилого дома;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции;
- учетно-регистрационные документы на жителей многоквартирного дома;
- поквартирные карточки;
- карточки регистрации по месту жительства.
Не согласившись с данным судебным актом ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года по делу N А33-18338/2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что жилищным законодательством установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не может проводиться в форме заочного голосования без предварительного проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме. Собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Канск, микрорайон Солнечный, д. 54/24 проводилось 15.07.2011 в форме заочного голосования, доказательств о проведении общего собрания путем совместного присутствия, истцом не было представлено. Следовательно, истцом нарушен порядок проведения общего собрания собственников жилых помещений по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Солнечный" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года по делу N А33-18338/2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "Красноярскэнергосбыт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение арбитражного суда законным и обоснованным. Пояснил, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома принято при наличии кворума, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений многоквартирного дома, не оспорено в порядке, установленном частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, недействительными не признано. Просил оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
04 июля 2011 года собственником жилого помещения Ланцовым Ю.Л. в многоквартирном доме N 54/24 в м-н "Солнечный" г. Канск направлено в адрес главы г. Канска сообщение о проведении общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Канск, м-н "Солнечный" д. 54/24, с повесткой дня:
1. Избрание председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и наделение данных лиц полномочиями по подписанию протокола внеочередного общего собрания в многоквартирном доме.
2. Избрание членов счетной комиссии общего собрания.
3. Определение порядка подсчета голосов на общем собрании.
4. Выход многоквартирного дома из ТСЖ "Солнечный" в связи с ненадлежащим выполнением функций управляющей организации.
5. Изменение способа управления многоквартирным домом.
6. Выбор способа управления многоквартирным домом.
7. Выбор управляющей организации многоквартирным домом Канское межрайонное отделение ОАО "Красноярскэнергосбыт" с 01.08.2011.
8. Согласование условий договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011.
9. Утверждение места, где будут вывешены результаты собрания.
10. Утверждение места, где будут храниться протоколы внеочередного собрания собственников. (л.д. 68).
15 июля 2011 года состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Канск, м-н "Солнечный" д. 54/24 в форме заочного голосования, с вышеуказанной повесткой дня.
На указанном собрании приняты решения:
1. Избрание председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и наделение данных лиц полномочиями по подписанию протокола внеочередного общего собрания в многоквартирном доме.
2. Избрание членов счетной комиссии общего собрания.
3. Определение порядка подсчета голосов на общем собрании.
4. Выход многоквартирного дома из ТСЖ "Солнечный" в связи с ненадлежащим выполнением функций управляющей организации.
5. Изменение способа управления многоквартирным домом.
6. Изменение способа управления многоквартирным домом - отказаться от управления ТСЖ, выбрать способом управления - управление управляющей организацией.
7. Выбор управляющей организации многоквартирным домом Канское межрайонное отделение ОАО "Красноярскэнергосбыт" с 01.08.2011.
8. Согласование условий договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011.
9. Утверждение места, где будут вывешены результаты собрания - входные двери каждого подъезда и первые этажи подъездов многоквартирного дома.
10. Утверждение места, где будут храниться протоколы внеочередного собрания собственников (л.д. 26 - 29).
15 июля 2011 года собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 54/24 в м-н "Солнечный" г. Канск направлены в адрес ТСЖ "Солнечный" извещения о расторжении договора управления многоквартирным домом (л.д. 30 - 67).
22 июля 2011 года председателем общего собрания собственников многоквартирного дома и ОАО "Красноярскэнергосбыт" направлены в адрес главы г. Канска сообщения о принятом на внеочередном общем собрании собственников решении о выборе управляющей организацией ОАО "Красноярскэнергосбыт" (л.д. 69).
22 июля 2011 года председателем общего собрания собственников многоквартирного дома Ланцовым Ю.Л. и ОАО "Красноярскэнергосбыт" в адрес ответчика были направлены сообщения о принятом на внеочередном общем собрании собственников решении о выборе управляющей организацией ОАО "Красноярскэнергосбыт" с 01.08.2011 с заявлением об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Канск, м-н "Солнечный" д. 54/24, из технического обслуживания ТСЖ "Солнечный" с 01.08.2011 и передаче всей технической документации на указанный дом в ОАО "Красноярскэнергосбыт" в срок до 29.07.2011.
Ссылаясь на то, что ответчик в нарушение действующего законодательства удерживает техническую и иную документацию в отношении дома N 54/24 в м-н "Солнечный" г. Канск, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности доказательства по делу, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
Пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Из имеющегося в материалах дела протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 15.07.2011 следует, что на собрании решался вопрос об изменении способа управления многоквартирным домом.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Из данной нормы Кодекса следует, что кворум определяется исходя из участия в голосовании собственников как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
На основании изложенного, истец должен доказать, что собственники выбрали в качестве способа управления - управление ОАО "Красноярскэнергосбыт".
В подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирного дома N 54/24 в м-н "Солнечный" г. Канск в форме заочного голосования выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Красноярскэнергосбыт", истцом представлены решения собственников о выборе способа управления, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 15.07.2011.
Согласно протоколу от 15.07.2011 большинством голосов собственники выбрали в качестве способа управления - управление ОАО "Красноярскэнергосбыт".
Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
В силу пункта 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент) должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, также являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Согласно пунктов 56, 58 Регламента административная процедура "Регистрация граждан по месту жительства" состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 и поквартирную карточку по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11.
Исходя из указанных положений законодательства, государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами оказания государственной услуги являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (п. 4 Правил регистрации и п. 6 Регламента).
Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.
Соответственно, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу п. 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, при этом указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан.
Реализация указанного административно-правового порядка установлена государством в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Так как обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность указанных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции обоснованно установлено, что истец является управляющей организацией жилого фонда, следовательно, именно истец обязан осуществлять оформление и хранение карточек регистрации и поквартирных карточек.
Принимая во внимание, что собственниками помещений многоквартирного дома N 54/24 в микрорайоне "Солнечный" г. Канск принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом, управляющая организация ОАО "Красноярскэнергосбыт" с 01 августа 2011 года фактически осуществляет управление жилым домом, требования истца о понуждении ТСЖ "Солнечный" передать документацию на многоквартирный дом правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что жилищным законодательством установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не может проводиться в форме заочного голосования без предварительного проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме, собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Канск, микрорайон Солнечный, д. 54/24 проводилось 15.07.2011 в форме заочного голосования, доказательств о проведении общего собрания путем совместного присутствия, истцом не было представлено, отклоняются арбитражным апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, кем-либо из собственников помещений решения указанного общего собрания не оспорены и не признаны недействительными. В рамках данного дела у арбитражного суда отсутствует возможность оценки действительности принятых решений по доводам ТСЖ "Солнечный", а не собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (пункт 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года по делу N А33-18338/2011 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2012 года по делу N А33-18338/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья
О.В.МАГДА

Судьи
Н.А.КИРИЛЛОВА
Л.Е.СПОТКАЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)