Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 мая 2006 года Дело N А12-21218/05-С53
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.01.2006 по делу N А12-21218/05-С53
по иску Товарищества собственников жилья "Сфера", г. Волгоград, к Муниципальному учреждению ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда, г. Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: Администрация г. Волгограда, г. Волгоград, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда, г. Волгоград, об обязании передать имущество,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сфера" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному учреждению ЖКХ Ворошиловского района, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда с исковым заявлением об обязании передать истцу в управление жилые дома по адресам: г. Волгоград, ул. Кузнецкая, N N 30, 32, 34 и ул. Ардатовская,16.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 иск удовлетворен. Суд обязал Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда и Муниципальное учреждение ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда передать ТСЖ "Сфера" в управление жилые дома, расположенные по адресам: г. Волгоград, ул. Кузнецкая N N 30, 32, 34 и Ардатовская,16, со ссылкой на Постановление Главы администрации г. Волгограда от 22.07.97 N 847, которым утверждено Положение о порядке передачи домов в управление ТСЖ.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2006 данное решение суда изменено.
Принят отказ истца от иска в части передачи жилого дома N 16 по улице Ардатовской г. Волгограда, и производство по делу в этой части прекращено. В остальной части решение суда от 28.10.2005 оставлено в силе.
Апелляционная инстанция указала, что на момент регистрации ТСЖ "Сфера" существовало Постановление Администрации г. Волгограда, регулирующее передачу домов в управление товариществом и, кроме того, совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме не противоречит ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от представителя заявителя кассационной жалобы поступил отказ от кассационной жалобы в части обжалования судебных актов, принятых в отношении МУ ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда.
Представитель уточнил, что заявитель кассационной жалобы просит отменить судебные акты в части, касающейся Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда.
Учитывая, что отказ от части кассационной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, что остальные лица, участвующие в деле, принятые судебные акты не обжаловали, коллегия считает, что отказ от части кассационной жалобы подлежит принятию.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, коллегия находит, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Сфера" создано общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах N N 30, 32, 34 по ул. Кузнецкая и Ардатовская,16 г. Волгограда и прошло государственную регистрацию в порядке, установленным Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В Уставе Товарищества закреплено, что оно создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения и пользования в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация - объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности товариществ собственников жилья вменено, в том числе, заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества; обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества; принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования общим имуществом или препятствующих этому.
Для осуществления указанных обязанностей товариществам собственников жилья законодательством предоставлены права заключать договор управления многоквартирным домом, договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и т.д. (ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в связи с необходимостью выполнения Товариществом возложенных на него функций истец 07.12.2004, 14.03.2005 и 12.04.2005 обращался к ответчикам с заявлением о передаче спорных домов в совместное управление комплексом недвижимого имущества.
В силу ст. 18 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе в течение года со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации выбрать способ управления многоквартирным домом, при несоблюдении этого требования закона орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Таким образом, закон называет в качестве субъекта по управлению объектами жилого дома юридическое лицо, объединяющее собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 135 - 152 Жилищного кодекса Российской Федерации), с тем, чтобы имелись правовые условия для свободной конкуренции.
В связи с тем, что Жилищным кодексом Российской Федерации в качестве общего правила предусмотрен только конкурсный порядок выбора управляющей организации, и учитывая, что эксплуатирующей организацией к моменту рассмотрения иска является Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района г. Волгограда", при этом истцом об изменении формы собственности требование не заявлено, коллегия считает, что судебные инстанции ошибочно иск удовлетворили в отношении второго ответчика, не указанного в разделе VIII Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве органа, на которого возложена юридическая обязанность передачи товариществом управление многоквартирными домами. В функции Департамента муниципального имущества не входит эксплуатация жилых домов.
В силу правил ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления создают условия для управления многоквартирными домами, однако орган местного самоуправления не является стороной по делу и, следовательно, судебные инстанции правомерно иск удовлетворили за счет первого ответчика.
При таких данных коллегия считает, что состоявшиеся судебные акты подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 282, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
отказ Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград, от кассационной жалобы в части обжалования судебных актов, принятых в отношении Муниципального учреждения "ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда", принять.
Производство по кассационной жалобе в этой части прекратить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.01.2006 по делу N А12-21218/05-С53-5/11 отменить в части обязания Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда передать ТСЖ "Сфера" в управление жилые дома, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Кузнецкая,30, 32, 34, и в этой части в иске отказать.
В остальной части Постановление апелляционной инстанции оставить в силе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.05.2006 ПО ДЕЛУ N А12-21218/05-С53
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 мая 2006 года Дело N А12-21218/05-С53
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.01.2006 по делу N А12-21218/05-С53
по иску Товарищества собственников жилья "Сфера", г. Волгоград, к Муниципальному учреждению ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда, г. Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: Администрация г. Волгограда, г. Волгоград, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда, г. Волгоград, об обязании передать имущество,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сфера" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному учреждению ЖКХ Ворошиловского района, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда с исковым заявлением об обязании передать истцу в управление жилые дома по адресам: г. Волгоград, ул. Кузнецкая, N N 30, 32, 34 и ул. Ардатовская,16.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 иск удовлетворен. Суд обязал Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда и Муниципальное учреждение ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда передать ТСЖ "Сфера" в управление жилые дома, расположенные по адресам: г. Волгоград, ул. Кузнецкая N N 30, 32, 34 и Ардатовская,16, со ссылкой на Постановление Главы администрации г. Волгограда от 22.07.97 N 847, которым утверждено Положение о порядке передачи домов в управление ТСЖ.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2006 данное решение суда изменено.
Принят отказ истца от иска в части передачи жилого дома N 16 по улице Ардатовской г. Волгограда, и производство по делу в этой части прекращено. В остальной части решение суда от 28.10.2005 оставлено в силе.
Апелляционная инстанция указала, что на момент регистрации ТСЖ "Сфера" существовало Постановление Администрации г. Волгограда, регулирующее передачу домов в управление товариществом и, кроме того, совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме не противоречит ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от представителя заявителя кассационной жалобы поступил отказ от кассационной жалобы в части обжалования судебных актов, принятых в отношении МУ ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда.
Представитель уточнил, что заявитель кассационной жалобы просит отменить судебные акты в части, касающейся Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда.
Учитывая, что отказ от части кассационной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, что остальные лица, участвующие в деле, принятые судебные акты не обжаловали, коллегия считает, что отказ от части кассационной жалобы подлежит принятию.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, коллегия находит, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Сфера" создано общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах N N 30, 32, 34 по ул. Кузнецкая и Ардатовская,16 г. Волгограда и прошло государственную регистрацию в порядке, установленным Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В Уставе Товарищества закреплено, что оно создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения и пользования в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация - объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности товариществ собственников жилья вменено, в том числе, заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества; обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества; принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования общим имуществом или препятствующих этому.
Для осуществления указанных обязанностей товариществам собственников жилья законодательством предоставлены права заключать договор управления многоквартирным домом, договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и т.д. (ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в связи с необходимостью выполнения Товариществом возложенных на него функций истец 07.12.2004, 14.03.2005 и 12.04.2005 обращался к ответчикам с заявлением о передаче спорных домов в совместное управление комплексом недвижимого имущества.
В силу ст. 18 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе в течение года со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации выбрать способ управления многоквартирным домом, при несоблюдении этого требования закона орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Таким образом, закон называет в качестве субъекта по управлению объектами жилого дома юридическое лицо, объединяющее собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 135 - 152 Жилищного кодекса Российской Федерации), с тем, чтобы имелись правовые условия для свободной конкуренции.
В связи с тем, что Жилищным кодексом Российской Федерации в качестве общего правила предусмотрен только конкурсный порядок выбора управляющей организации, и учитывая, что эксплуатирующей организацией к моменту рассмотрения иска является Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Ворошиловского района г. Волгограда", при этом истцом об изменении формы собственности требование не заявлено, коллегия считает, что судебные инстанции ошибочно иск удовлетворили в отношении второго ответчика, не указанного в разделе VIII Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве органа, на которого возложена юридическая обязанность передачи товариществом управление многоквартирными домами. В функции Департамента муниципального имущества не входит эксплуатация жилых домов.
В силу правил ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления создают условия для управления многоквартирными домами, однако орган местного самоуправления не является стороной по делу и, следовательно, судебные инстанции правомерно иск удовлетворили за счет первого ответчика.
При таких данных коллегия считает, что состоявшиеся судебные акты подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 282, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
отказ Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград, от кассационной жалобы в части обжалования судебных актов, принятых в отношении Муниципального учреждения "ЖКХ Ворошиловского района г. Волгограда", принять.
Производство по кассационной жалобе в этой части прекратить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.01.2006 по делу N А12-21218/05-С53-5/11 отменить в части обязания Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда передать ТСЖ "Сфера" в управление жилые дома, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Кузнецкая,30, 32, 34, и в этой части в иске отказать.
В остальной части Постановление апелляционной инстанции оставить в силе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)