Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2011 N Ф09-806/11-С6 ПО ДЕЛУ N А50-12241/2010

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. N Ф09-806/11-С6


Дело N А50-12241/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2010 по делу N А50-12241/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) - Аристова Е.Н. (доверенность от 23.12.2010 N 225).

Департамент обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 06.05.2010 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения подвала (литера А), входа в подвал (литера а12), приямки (литеры а15, а28) общей площадью 154,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Ленина/Плеханова, д. 69/34; о возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанное имущество; а также о признании права муниципальной собственности на эти нежилые помещения.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принят отказ Департамента от требований о признании права собственности на нежилые помещения подвала (литера А), входа в подвал (литера а12), приямки (литеры а15, а28) общей площадью 154,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Ленина/Плеханова, д. 69/34. Производство по делу в указанной части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение суда от 22.09.2010).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Радиотехнический центр" (далее - общество "Радиотехнический центр") и общество с ограниченной ответственностью "УК "Ремоз".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2010 (судья Кульбакова Е.В.) заявленные Департаментом требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра от 06.05.2010 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения подвала (литера А), входа в подвал (литера а12), приямки (литеры а15, а28) общей площадью 154,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Ленина/Плеханова, д. 69/34; на Управление Росреестра возложена обязанность провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на данные помещения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Усцов Л.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 13, 17, 18, 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ), ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности в связи с тем, что на государственную регистрацию представлен полный пакет необходимых документов, ссылаясь на то, что заявленные к регистрации нежилые помещения расположены в подвале жилого дома, реконструированы из мест общего пользования, а доказательств, подтверждающих правомерность реконструкции Департаментом не представлено. При этом, по мнению заявителя, судами необоснованно указано на недопустимость истребования в рассматриваемом случае согласия собственников помещений в многоквартирном доме на проведение реконструкции, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как регистрирующему органу предоставлено право запрашивать дополнительные документы с целью соблюдения действующего законодательства и защиты прав и законных интересов собственников. Кроме того, Управление Росреестра считает, что суды, разрешив в рамках настоящего дела вопрос о правах муниципального образования на спорное помещение, фактически вышли за пределы рассматриваемых требований, заявленных в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент, общество "Радиотехнический центр", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Перми от 27.04.2005 N 904 "О приеме в муниципальную собственность жилищного фонда из федеральной собственности с баланса общества "РЖД", изданного во исполнение распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области от 28.06.2004 N 352-р, в муниципальную собственность от Свердловской железной дороги - филиала общества "РЖД", передан жилой дом с нежилыми помещениями, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ленина/Плеханова, д. 69/34.
На основании указанного постановления нежилые помещения подвала (литера А), входа в подвал (литера а12), приямки (литеры а15, а28) общей площадью 154,5 кв. м, расположенные в названном жилом доме, включены в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 17.11.2009 N 19-18-10365/07.
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Департамента 07.12.2009 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на это имущество.
Согласно расписке о приеме документов на регистрацию от 07.12.2009, на государственную регистрацию Департаментом представлены: постановление администрации г. Перми от 27.04.2005 N 904 с приложением N 2, постановление администрации г. Перми от 08.02.2008 N 64, выписка из реестра муниципальной собственности от 17.11.2009, распоряжение Департамента от 16.11.2009 N 196, информация из технического паспорта на домовладение (строение) жилого назначения от 11.11.2009 N 118-2-2535 и кадастровый паспорт помещения от 09.11.2009.
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав на спорное имущество, Управлением Росреестра 21.12.2009 государственная регистрация была приостановлена по причине указания в кадастровом паспорте объекта недвижимости на реконструкцию помещений N 4 - 11 из подвального помещения жилого дома в нежилые помещения. Регистрирующим органом направлен запрос в государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (далее - предприятия "ЦТИ") с просьбой сообщить, в чем заключалась реконструкция вышеназванных помещений, входили ли ранее до переоборудования эти помещения в состав общего имущества многоквартирного дома.
В письме от 14.01.2010 N ПУ/36 предприятие "ЦТИ" сообщило, что помещения N 4 - 11, расположенные в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Ленина/Плеханова, д. 69/34, были реконструированы из мест общего пользования жилого дома (ранее подвальные помещения) в нежилые помещения. Разрешительная документация в архиве правовой части инвентарного дела на проведение реконструкции отсутствует.
В сообщении от 06.05.2010 N 20/049/2009-623 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, сославшись на непредставление муниципальным образованием на государственную регистрацию необходимых документов, а именно: согласия собственников помещений в многоквартирном жилом доме на проведение реконструкции помещений общего пользования, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.
Департамент, считая данный отказ заинтересованного лица незаконным и нарушающим права муниципального образования "Город Пермь", обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае оспариваемый Департаментом отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности мотивирован непредставлением необходимых для государственной регистрации документов: согласия всех собственников многоквартирного дома на проведение реконструкции помещений общего пользования и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, и основан на абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что для государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения Департаментом представлены, в том числе, следующие документы: постановление администрации г. Перми от 27.04.2005 N 904 с приложением N 2, постановление администрации г. Перми от 08.02.2008 N 64, выписка из реестра муниципальной собственности от 17.11.2009, распоряжение Департамента от 16.11.2009 N 196, информация из технического паспорта на домовладение (строение) жилого назначения от 11.11.2009 N 118-2-2535 и кадастровый паспорт помещения от 09.11.2009, пришли к верному выводу о том, что Департаментом на государственную регистрацию права муниципальной собственности представлены все необходимые для осуществления этого действия документы.
При этом, исходя из представленной в материалы дела технической документации и кадастрового паспорта заявленного к регистрации объекта, судами правомерно указано на отсутствие оснований считать, что Департаментом заявлено о государственной регистрации права на объект, относящийся к общему имуществу собственников помещений в жилом доме в силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, отклоняя доводы заинтересованного лица о наличии оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, судами обоснованно принято во внимание, что данное обстоятельство не опровергает наличия факта существования и индивидуализации объекта, заявленного для государственной регистрации, и не свидетельствует об отсутствии оснований для государственной регистрации в отношении него права муниципальной собственности на основании документов, представленных заявителем.
Наличие спора о праве на указанное помещение либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами в рассматриваемом случае не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая установленный п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, и принимая во внимание, что представленные Департаментом на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в составе муниципальной собственности, не оспорены и их совокупность позволяет достоверно идентифицировать данный объект, что в силу ст. 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для государственной регистрации соответствующего права, а также отсутствие в рамках настоящего дела доказательств наличия спора о праве на названные помещения, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение правомерно признан судами незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2010 по делу N А50-12241/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
КУПРЕЕНКОВ В.А.

Судьи
МАЛИКОВА Э.М.
СТОЛЯРОВ А.А.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)